В хате Пахнет рыхлыми драченами*; У порога в дежке* квас, Над печурками* точёными Тараканы лезут в паз*. Льётся сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц*,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слова, употребляемые жителями той или иной местности Стайка - сарай Махотка - крынка Гомонок - кошелек Лыва - лужа.
Advertisements

В гостях у словарей «Диалектные слова» Тухватуллина Лилия, 6 класс МБОУ «Параньгинская СОШ»
СПб ГБПОУ Колледж кулинарного мастерства Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина Сергея Есенина Преподаватель литературы: Выдомская Л. В. 2015/2016.
Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «Родимые пятна» рязанского говора © МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2006 Выполнили ученики.
6 класс Литературный русский язык В школе изучается современный русский литературный язык. Это язык повседневного общения, офи- циально-деловых документов,
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений роль диалектных слов в речи Учить.
Общеупотребительные слова. Диалектизмы.. Если ты сомневаеш…ся в написани… слов – обратись к _____ словарю, в произношени… слов – смотри в _____ словарь,
Путешествие во времени: знакомство с крестьянским бытом к. 19 – н. 20 века. Учитель русского языка и литературы Доценко Н. Н. Учитель музыки Кривозубова.
Диалектные слова Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского язык и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. С.А.Есенин С.А.Есенин ( 1895.
ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. Выполнила учитель русского языка и литературы АпалёноваО.В.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация к уроку литературы в 11 классе "Новокрестьянская поэзия""
1 Запишите термины 1. Слова русского языка известные всему народу. Общеупотребительные слова 2.Слова, употребляемые жителями той или иной местности. ДИАЛЕКТИЗМЫ.
Диалектизмы Урок русского языка в 7 классе Составила учитель русского языка и литературы Джиджоева А.Г.
Сергей Александрович Есенин как национальный поэт
Общеупотребительные и диалектные слова. Урок русского языка в 5 А классе Учитель: О.И.Мухачева МБОУ «Сигаевская средняя общеобразовательная школа»
Я последний поэт деревни… Интерактивная игра для обучающихся 5 классов.
Что нужно было устроить в доме прежде всего, с чего начать? Зимой много ест, Летом много спит, Тело теплое, Крови нет, Сесть на нее,сядешь, А не везет.
Автор : Журавлева Дарья Сергеевна, Ученица 6 «Б» класса МАОУ гимназии 23.
Транксрипт:

В хате Пахнет рыхлыми драченами*; У порога в дежке* квас, Над печурками* точёными Тараканы лезут в паз*. Льётся сажа над заслонкою, В печке нитки попе лиц*, А на лавке за солонкою – Шелуха сырых яиц. С. Есенин.

Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке* крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые* От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые* Заползают в хомуты*.

Драчёна – кушанье из пшена и яиц. Дежка – деревянная кадка для кваса Печурка – углубления в боковой части русской печи. Паз – щель, дыра Попелица – пепел Махотка – глиняная кринка для молока. Скатый - пологий Кудлатый – лохматый, мохнатый Хомуты – место в сарае, где хранилась упряжь для лошади.

Диалектные слова- (от греческого слова «диалект» – «говор»)………………………………………………... (при них даётся помета обл. (т.е. областное).

Красная смородина

Поречка, лядуница, костыль, кислица, кисёлка, княжиха, сестренка

отрывок из Записок охотника Тургенева – рассказа Бежин луг - А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись у нас на Варнавицах приключилось? - На плотине – то? – спросил Федя. -Да, да, на плотине, на прорванной.Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся.

намеднись – недавно буерак – яма, наполненная водой козюля – ядовитая змея (гадюка)

Хозяин, холодает. Топки вон принесены ужо, топи что ли печь-то! Я-то затоплю. Да ты сама-то со стола прибери. А то роста вокала по всей скатерке свои стекляшки, сколь уж чистить можно? Да перемыла я все, а вот куда утиральник девался? Посмотри, вроде над рукомойником висит. Тю.. да это Аленка судомойку на крюк повесила. Этака орясина вымахала, а на место вещи класть так и не научилась. Аленка, сбегай на калиду, брось в ясли корма да обмылок подстели в клети. Да куда ты, скаженная! Чесанки надень, грязно во дворе и холодно уже, манарку надень да чехол накинь!

Хозяин, холодает. Топки вон принесены ужо, топи что ли печь-то! Я-то затоплю. Да ты сама-то со стола прибери. А то роста вокала по всей скатерке свои стекляшки, сколь уж чистить можно? Да перемыла я все, а вот куда утиральник девался? Посмотри, вроде над рукомойником висит. Тю.. да это Аленка судомойку на крюк повесила. Этака орясина вымахала, а на место вещи класть так и не научилась. Аленка, сбегай на калиду, брось в ясли корма да обмылок подстели в клети. Да куда ты, скаженная! Чесанки надень, грязно во дворе и холодно уже, манарку надень да чехол накинь!

Мам, можно я куплю жомки! Да купи, мохер ты этакий! Да витушек бабке Пелагее купи, угости. А ты на вечер картошки яблоками наваришь? Наварю, иди уже, балясник! Да потише несись, чеботы за месяц вон отмечали! Так, а закон мой где? Ничего не найдешь с этими помощниками! Да вон же на стуле! Все, всех разогнала, убирай уже со стола! Братка карточку принес новую, хочешь покажу?

Мам, можно я куплю жомки! Да купи, мохер ты этакий! Да витушек бабке Пелагее купи, угости. А ты на вечер картошки яблоками наваришь? Наварю, иди уже, балясник! Да потише несись, чеботы за месяц вон отмечали! Так, а закон мой где? Ничего не найдешь с этими помощниками! Да вон же на стуле! Все, всех разогнала, убирай уже со стола! Братка карточку принес новую, хочешь покажу?

А вот как считают ученые: Потеряем ли мы что-нибудь, если не сохраним этих слов? Да, потеряем, и потеряем не меньше, чем мы потеряли бы, если бы не сохранили те памятники старины, которые так заботливо собираются и бережно хранятся в наших музеях. Потерять диалектные слова – значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни людей в течение многих столетий.

Какие предметы одежды ( чуньки, закон, шальноска, малахай, манерка, поддевка, чехол, чеботы, красота, доха, чесанки) вы бы использовали, чтобы надеть на ноги: надеть на голову: набросить на плечи: надеть, чтобы было теплее надеть перед уборкой в доме в качестве верхней одежды.

Знаете ли вы название предметов быта? Во что нальете молока? Чем будете грести, переплывая с берега на берег в лодке? Из чего будете умываться? А чем будете вытирать руки? Чем растопите печь? Во что насыплете корма для скота? Что будете использовать как емкость для зерна во время сева? Что постелете скотине в сарае? Что используете в качестве средства перевозки грузов? ( ясли, пудовка, тарантайка, рукомойник, топки, крынка, утиральник, лопатки, обмякли)

Если бы тебе предложили в качестве угощения Витушки Жомки Кислицу Похлебку Студень Хлебово, Что бы ты увидел на столе? (холодец, окрошка, суп, пряники, баранки, щавель)