ПРОЕКТНАЯ РАБОТА УЧЕНИКА 6 «Б» КЛАССА МОУ СОШ 7 КОБЗЕВА ЕВГЕНИЯ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ «Я- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». Руководитель проекта : Шевцова Татьяна Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Для того чтобы конек стал богатырским конем, его нужно покормить и напоить.
Advertisements

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п.Агириш Южанина Алла Александровна.
Литературная гостиная Сказки народов России Положительные и отрицательные герои.
МОУ «Салтыковская СОШ» Работу выполнил ученик 6 класса Машков Константин.
Чудо как главный признак волшебной сказки. Особенности построения сюжета. Русская народная сказка «Сивка-Бурка». МБОУ СОШ 99 г.о.Самара Предмет: Литературное.
Наши первые шаги Урок повторения в 5 классе. Вопрос 1 Что такое литература?
«Сказка - ложь, да в ней намёк…» «Сказка - ложь, да в ней намёк…» Подготовил учащийся 5 класса МОУ «СОШ с. Марьино-Лашмино Новобурасского района Саратовской.
ВЫПОЛНИЛА: ХРЫЧЕВА АНАСТАСИЯ,ОБУЧАЮЩАЯСЯ 4 КЛАССА. «Сказка - ложь, да в ней намёк…»
Добро и зло в русских народных сказках. Русская сказка -Она не терпит ни малейшего уклонения от добра и правды. -Она требует наказания всякой неправды.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
Что такое сказка? Работа выполнена в рамках проекта: «Французские сказки» учеником 1 класса Ивановым Петей И учеником 5 класса Петровым Иваном.
Герои русского фольклора. Русские сказки 4 о животных 4 волшебные 4 бытовые.
СКОРО СКАЗКА СКАЗЫВАЕТСЯ…. Познакомить с видами фольклорной сказки, ее художественными особенностями. 1.Познакомить с волшебными, бытовыми и сказками.
Магомедова Марина Абулкасумовна, учитель русского языка и литературы МКОУ « гимназия 6» города Кизляра Республики Дагестан.
Сказки «Конек-горбунок» Ершова П.П. и «Сивка-бурка». Исполнитель: Безрукова Елена ученица 4 «а» класса ученица 4 «а» класса Руководитель: Вторушина Т.Б.
Авторы: Косинова Наталья Алексеевна Радевская Ольга Олеговна Научный руководитель: Белозерских Наталья Андреевна МОУ Большебыковская средняя общеобразовательная.
СКАЗКА – ХРАНИТЕЛЬНИЦА НАРОДНОЙ МУДРОСТИ Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок! А.С. Пушкин А.С. Пушкин.
Сказка- ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок Выполнили ученики 2 «а» класса © МОУ ВСОШ 1, с.Венгерово 2010г.
Тема исследования. Тема исследования. Ученики 2 а класса МОУ СОШ 7 мкр. Красный Октябрь г. Киржач Руководитель-Мордовина Любовь Борисовна.
Урок литературы в 5 классе Сказка как вид устного народного творчества. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Русская народная пословица.
Транксрипт:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА УЧЕНИКА 6 «Б» КЛАССА МОУ СОШ 7 КОБЗЕВА ЕВГЕНИЯ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ «Я- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». Руководитель проекта : Шевцова Татьяна Владимировна.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: - показать поэтическую природу народной сказки «Сивка - бурка»; - анализ образа волшебного помощника (коня) как заупокойного животного

ОГЛАВЛЕНИЕ : 1. Особенности волшебной сказки. 2. Древнейшая основа волшебной сказки. 3. Образ помощника – дарителя. 4. Схема. 5. Вывод. 6. Список используемой литературы.

Особенности волшебной сказки Когда мы произносим слова «сказка», «сказочный», перед нашим мысленным взором возникает особый, красивый и таинственный мир, в котором действуют необыкновенные фантастические герои, где добро и правда побеждают зло и ложь. Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Алёнушка, где Баба-Яга хочет изжарить и съесть заблудившегося странника, где царевич находит смерть Кощея, - всё это мир волшебной сказки. Необычны герои волшебной сказки, необычны их действия, необычны сказочные животные, которые служат этим героям, чудесные предметы, которые им помогают. Волшебная сказка уводит слушателя в мир чудес, где при помощи чудесных помощников борются чудесные герои. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй сверхъестественной силы. Прежде всего в волшебной сказке мы находим представления о добре, о правде, о справедливости, о красоте, определяющие мораль волшебной сказки, характер её положительного героя. Герою помогают животные, которых он пожалел, предметы, которым он посочувствовал. В волшебных сказках измена жестоко наказывается, а верность торжествует, тот персонаж вознаграждается сторицей, кто терпел несправедливые обиды. Ученые полагают, что волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху средневековья, когда вся страна была раздроблена на отдельные земли и княжества. Но зародилась она гораздо раньше, еще до принятия христианства. Мир волшебной сказки – мир многобожия, то есть язычества. Человеку помогают или мешают древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, ветер, Морозко, водяной или морской царь.

Через сказку перед нами раскрывается самобытная история народа. Известный ученый русского фольклора Владимир Прокопьевич Аникин писал, что «волшебная сказка возникла в результате поэтического переосмысления древнейших рассказов, преследовавших бытовые цели. Эти рассказы были осложнены обрядово-магическими и мифологическими понятиями и представлениями». Волшебная сказка в своих истоках восходит к магическим обрядам, представлении о существовании подземного царства, иных миров. Волшебная сказка, как и любое другое фольклорное произведение, на протяжении столетий передавалась устным путем. Еще в XIX веке К.С. Аксаков обобщил формулировку сказки: «Сказка - складка (вымысел), а песня - быль», - говорит народ, и слова его имеют смысл глубокий». Характерный признак сказки – в её вымысле, в том, что она подаётся сказочником и воспринимается его слушателями, как игра фантазии. «Народная сказка – эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаического, волшебного, авантюрного или бытового характера, с установкой на вымысел». 1 Начало собирания, публикации и научного изучения сказки датируется XIX столетием. Классические собрания русских сказок составлены в XIX и XX веках А.Н. Афанасьевым, Д.Н. Садовниковым, А.М. Смирновым и другими собирателями, публикаторами фольклора.

Древнейшая основа волшебных сказок Из истории нам известно, что существовала традиция: вместе с воинами хоронили коней. Порой убивали лошадей с тем намерением, чтобы эти животные служили своему хозяину в иной жизни, в могиле, как служили ему при жизни. Поэтому в сказках мы часто встречаем выражение: «служи ему, как и мне служил». Лошадь была необходимым животным в хозяйстве. Занимаясь земледелием, люди стали вести оседлый образ жизни. Круг их интересов был связан с землей. Они были привязаны к земле. Появляется культ предков. Представление о загробной судьбе покойников и влиянии их на живущих – черта культа предков. Умершие люди значились ушедшими в мир другой, где их домом оказывалась могила, то есть земля.

Полагали, что душа человека превращается после смерти в птицу или улетает на птице. Не весь человек, а душа его улетает на тот свет. Поэтому особенную роль придавали образу птицы. С появлением лошади таким перевозчиком на тот свет становится конь. Образ крылатого коня известен как в религии, так и в сказках. Славяне хоронили мертвецов вместе с конями, чтобы конь мог перенести умершего человека на тот свет. Птица в волшебных сказках была распространенной формой помощника. Потом культовая роль птицы перешла к коню, когда в давние времена человеком была приручена лошадь. Теперь не птица стала переносить души мертвых, а конь. Полёт на коне явление древнее. Конь наделен фантастической волшебной силой, которая помогает героям волшебных сказок преодолеть различные трудности, справиться с темными силами или одержать победу над ними. Так, в сказке о Сивке-бурке такого коня герою дарит его покойный отец. В сказке отец не улетает на коне в иной мир. Отец вместе с конем находится в могиле. А значит и функция коня – перевозчика заменена на другую функцию – своеобразного духа - хранителя. 1 Русское народное поэтическое творчество под ред. П.Г. Богатырева. Глава «Сказки». Изд. 2 М., Таким духом – хранителем в народной сказке «Сивка - бурка» является образ волшебного коня, который представляется заупокойным животным.

Образ помощника дарителя Наиболее популярными сюжетами в русском народном репертуаре являются сказки о чудесном помощнике. Волшебный помощник – это важный персонаж в сказке. Если это живое существо – человек, животное, оно может быть названо волшебным помощником, если это предмет – волшебным средством. Функции их одинаковы. Обратим внимание на важную деталь: герой волшебной сказки достигает успехов без всякого усилия, благодаря тому, что в его руки попадает волшебное средство или волшебный помощник. Это средство ему подарено или передано. Даритель наделен магическими свойствами.

Схема:

Эрна Васильевна Померанцева отмечает, что «образы помощников, возникшие на разных ступенях человеческого сознания, связанные с религиозными и суеверными представлениями, едины по своей функции – они существуют как помощники, дополняющие образ героя или довершающие действия героя». Так, в сказке «Сивка-бурка» младший сын Иван проявляет благочестие, любовь к своему отцу, выполняя его последнюю просьбу: «Когда помру, вы три ночи подряд ходите ко мне на могилу, приносите мне хлеба». Сын послушно приходит три ночи подряд на могилу отца и кормит его хлебом. Тогда отец награждает младшего сына волшебным конем, чтобы он стал красивым молодцем, приобрёл счастье в жизни. Получается, что конь дарится герою его умершим отцом из могилы. Чтобы управлять конем, отец сообщает младшему сыну заклинание, специальный вызов: «Сивка - бурка, вещая каурка, стань предо мной, как лист перед травой!» Сказка совершенное ясно показывает, что магическим средством привлечения коня является заклинание. И конь вынужден будет явиться. Таким образом, Сивка - бурка помогает младшему сыну, бесхитростному простаку, не забывшему покойного отца: «Иван ему в правое ухо влез, из левого уха вылез и сделался опять таким же молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать». В русских народных сказках у волшебного коня три функции: первая состоит в том, что он переносит по воздуху героя за тридевять земель в иное царство, вторая в том, что он помогает победить змея, и третья – конь мудрый и верный друг, советчик героя.

В волшебных сказках роль помощника является одной из основных, потому что он оказывается всемогущим, всезнающим в отличие от главного героя. Помощник чаще всего в сказке не идет, а летит, передвигается по воздуху: «Сивка – бурка бежит, земля дрожит, горы – долы хвостом застилает, пни – колоды промеж ног пускает». Это и есть первая функция помощника - коня. Приведём ещё один яркий пример из сказки: «Он (Иван) разогнал Сивку - бурку, гикнул, ахнул, скакнул – двух венцов только не достал. Взвился опять, разлетелся в другой раз - одного венца не достал. Ещё развертелся, закружился, разгорячил коня и дал рыскача – как огонь, пролетел мимо окошка…» Здесь показано, с какой быстротой конь летит по воздуху на огромное расстояние и достигает окошка на тереме. Далее волшебный конь помогает Ивану выиграть поединок. Царь кликнул клич: «Кто из вас, молодцы, с разлету на коне доскочит до окошка да поцелует мою дочь в губы, за того отдам её замуж и полцарства в придачу».

И наконец-то, конь в сказке является верным другом Ивана, который слушает его, и выполняет все действия правильно: в одно ухо залезает, в другое вылезает. Родные братья не любят Ивана, называют дураком, который сидит на печи и смешит людей. «Братья, возьмите меня с собой счастье попытать!» - обращается к ним младший брат. В ответ они только сердятся, говорят, что он произносит дурацкие речи. Только конь является единственным другом, который готов преданно служить хозяину. Иван воплощает в себе добродетели человека. Он бескорыстен, доверчив, хранит и защищает родовые начала, а старшие братья их разрушают.

Верность сказочного повествования числу «три» осталась бы непонятной, если бы не принять во внимание художественной цели приема. В сказке о Сивке-бурке трижды разгоняет своего верного коня герой в намерении достичь до верха терема и поцеловать царевну в губы и трижды повторяющийся эпизод скакания на коне подтверждает мысль о трудности достижения цели - потребовалось все умение, вся прыть, вся настойчивость.

Наблюдение над мастью показывает, что конь иногда в сказках представляется рыжим, а на иконах, изображающих Георгия на коне в борьбе со змеем, - красным. Красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня: из ушей дым валит, из ноздрей сыплются искры.

В русских сказках мы можем наблюдать все существующие масти коня: сивый, бурый, каурый, рыжий. В сказке «Сивка- бурка» изображен конь сивой масти.

Обратим внимание, что до начала службы конь находится под землей. Чтобы приручить коня, то есть стать его обладателем, надо взять узду и выйти в чистое поле, затем позвать его. Именно так исполняет отцовский наказ младший сын Иван. «Откуда ни возьмись, конь бежит, земля дрожит, из-под ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Стал как вкопанный…». Иван очень рад встрече с конем, поэтому его «погладил, потом взнуздал…». Безусловно, конь имеет связь с заупокойным миром, так как он показывается «откуда ни возьмись», его появление в сказке всегда ожидаемо, но не показано реальными чертами, такое появление внезапно. Конь – помощник является как невидимый дух. Конь как дух – хранитель оберегает Ивана от неприятностей и заботится о его благополучии. Очевидно, что в волшебной сказке конь представляется неживым существом - заупокойным животным.

Вывод: Таким образом, в народной сказке «Сивка – бурка» традиционный вымысел восходит к глубокой старине. Мы видим, как в решении жизненных проблем помогают волшебные силы. Сказка о волшебном помощнике свидетельствует, что в потустороннем мире человек находил себе помощников, принимавших участие в его судьбе.

Список используемой литературы: 1. Аникин В.П. Русское устное народное творчество. – «Высшая школа», Аникин В.П. Теория фольклора. - М., Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. - М., Круглов Ю.Г. Русский фольклор. М., Померанцева Э.В. Русская народная сказка. – Академия наук СССР. – М., Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избранные статьи.- М., 1976.