СИСТЕМА ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Логинова Е.Т.доктор п.н., профессор научный руководитель ОЭР
Интегративный подход Способ интеграции всей совокупности условий и факторов, имеющих прямое или косвенное отношение к формированию личности
Комплексный подход Единство всех этапов образовательного процесса (цели, задачи, способы реализации, конечный результат) Средства, формы и методы образовательного процесса Учет особенностей личности (индивидуализация образовательного процесса)
Тема ОЭР Система интегрированного обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии
Определение Система интегрированного обучения и воспитания детей – совокупность целостных, последовательных, структурных, структурированных, соподчиненных, взаимосвязанных компонентов, направленная на реализацию общепедагогических, коррекционно- развивающих, профилактических, оздоровительных, реабилитационных, социализирующих задач и на достижение результатов интеграции и социализации ребенка с отклонениями в развитии.
АКТУАЛЬНОСТЬ Ограничение жизнедеятельности воздвигает барьеры в среде обитания людей с ограниченными возможностями здоровья, препятствует доступу его в различные инфраструктуры общества, ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми, ухудшает качество жизни, т.е. приводит к социальной дезадаптации.
Показатели качества жизни 4 Наличие мест приложения труда и их соответствие структуре трудовых ресурсов; 4 уровень доходов, разрыв между высоко обеспеченными и низко обеспеченными категориями граждан; 4 доступ к образованию и профессиональной подготовке; 4 доступ к информации
Показатели качества жизни 4 Обеспеченность жильем и местами отдыха; 4 наличие здоровой среды обитания в местах постоянного проживания населения; 4 наличие экологически чистых продуктов питания, масштабы их потребления; 4 удовлетворение познавательных и культурных потребностей; 4 обеспечение личной безопасности граждан.
Цель ОЭР Разработка диагностических и программно-методических материалов для достижения учащимися с ограниченными возможностями здоровья максимально независимого образа жизни и включения их в систему социальных отношений, вне зависимости от степени и выраженности нарушения.
Объект исследования – образовательный процесс в ОУ, направленный на интегративное обучение детей всех нозологических групп Предмет исследования – содержание и формы организации интегративного обучения
Гипотеза исследования состоит в том, что эффективное использование ресурсов образования в выполнении функций образовательной и общесоциальной поддержки, обеспечивает максимальную интеграцию лиц с проблемами в развитии и может быть обеспечено за счет: создания специальной предметно-развивающей среды; обеспечения системы взаимодействия субъектов образовательного процесса (дети, педагоги, родители, и др.); организации образовательного процесса на основе выделения модулей, каждый из которых несет определенную, значимую для развития социальных навыков, цель
Задачи 4 На более раннем этапе развития ребенка включить его в образовательное пространство; 4 создать программу интегративного обучения детей различных нозологических групп; 4 разработать комплекс мероприятий по включению всех детей в систему общественных отношений; 4 оптимизировать организацию и использование специальной коррекционно-развивающей среды, рациональнее использовать аудиторный фонд комплекса; 4 варьировать часы школьного учебного плана и внеурочной деятельности за счет многоструктурного содержания образовательного процесса
Интегративный образовательный процесс Авторы-составители: Александрова В.М., Логинова Е.Т., Мамаев В.В., Чесакова Н.Б.
Модель реабилитационного пространства 4 1. организационное измерение 4 2. видовое измерение 4 3. технологическое измерение
Структура реабилитационного пространства
Целевой блок 4 Цель: создание реабилитационного пространства, обеспечивающего эффективную комплексную реабилитацию детей с умеренной умственной отсталостью в условиях включения данной категории детей в образовательное пространство школы VIII вида. 4 Задачи: создание условий для комплексной реабилитации детей с умеренной умственной отсталостью в рамках специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Критериально-диагностический 4 В качестве основного критерия выступает положительная динамика социального развития учащихся с умеренной умственной отсталостью, а вспомогательным показателем является изменение в реабилитационной семейной стратегии. 4 Психологическое исследование 4 Анкетирование родителей
Субъектный 4 Измеряет видовое и технологическое измерение.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ Предметно- развивающая среда Обучение педагогов МПП сопровождение Социальное партнерство ДИАГНОСТИКА Бытовые навыки Социальные навыки Навыки общения КОМПОНЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ Содержательный Разработка и реализация программ ; обеспечение взаимодействия субъектов образовательного процесса Содержательный Разработка и реализация программ ; обеспечение взаимодействия субъектов образовательного процесса Процессуальный Интеграция в процессе игровой, предметно-практической и учебной деятельности Процессуальный Интеграция в процессе игровой, предметно-практической и учебной деятельности Психолого-педагогическое, научно-методическое и медицинское сопровождение Корректировка содержания программы для учащихся с ОВЗ, технологий, методов и приемов обучения и воспитания в условиях интегративного обучения Психолого-педагогическое, научно-методическое и медицинское сопровождение Корректировка содержания программы для учащихся с ОВЗ, технологий, методов и приемов обучения и воспитания в условиях интегративного обучения
Что сделали … 4 - разработан Учебный план, сочетающий разные коррекционные задачи, учитывающий общие закономерности психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и нацеленный на преодоление общих нарушений развития. 4 -сформированы дифференцированные учебные группы внутри начальных классов с учетом возможностей и индивидуальных физических и психических особенностей школьников, 4 - смоделирована и внедрена динамически гибкая технология обучения, содержащая синтез элементов современных разноуровневых и развивающих технологий,
Что сделали… 4 - использованы разнообразные формы и виды организации и проведения учебных и внеклассных занятий, методов и дидактических приемов в них. 4 -разработана технология дифференцированной коррекционно- развивающей работы, предусматривающая внедрение новых предметов в вариативную часть плана, подходов (использование на уроках средств информационно-коммуникационных технологий: компьютеров, интерактивной доски, проекторов и др.), программ.
Заместитель директора по ОЭР Группа разработки программы Группа разработки УМК к скорректированным программам Специалисты службы сопровождения Творческие группы учителей Методические объединения Творческие группы учителей Методические объединения Педагоги, участвующие в инновационной Научный руководитель Заместитель директора по УВР Педагогический совет школы Педагогический совет школы Совет школы Методический совет Совет по экспериментальной и инновационной деятельности Заместитель директора по ВР Структура управления ОЭР
Управление школой Управление школой Содержание Обеспечение управления Информационное обеспечение -информирование о результатах ОЭР, представление сравнительного анализа по ОЭР на методических объединениях и педагогических советах; -информирование педагогических работников о вовлеченности. «сторонних» организаций, родителей в ОЭР; -проведение семинаров о работе в режиме в опытно- экспериментальной деятельности Документационное и методическое обеспечение -организационные документы; -распорядительные документы; -информационно-справочные документы; -учебно-педагогическая документация (обновление содержание обучения - разработка новых программ); пополнение школьной учебно- и научно-методической базы по результатам реализации программных мероприятий
Управление школой Управление школой Содержание Ресурсное обеспечение 1. Концептуальные ресурсы -Реализация миссии образовательного учреждения; -наличие инновационных педагогических идей и разработок по ОЭР; -соответствие основных задач программы ОЭР запросу родителей, социума и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья 2. Кадровые ресурсы -Преобладание специалистов с высшим профессиональным образованием, владеющими знаниями в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья; -увеличение количества педагогов, занимающихся научно- исследовательской деятельностью; - присутствие научного руководителя ОЭР; -поддержка педагогического коллектива НМЦ и ПКК 3. Командные ресурсы -Удовлетворенность педагогов психологическим климатом ОУ; -наличие творческих групп, методических объединений различного уровня
Управление школой Управление школой Содержание 4. Личностные ресурсы руководителя -Большой опыт административной, управленческой деятельности; -организаторские способности;. -высокий профессионализм (к.пед.наук); -высокие лидерские возможности; -справедливость в оценке деятельности каждого члена коллектива 5. Финансовые ресурсы -Экономическое стимулирование участников ОЭР; -выполнение сметы оплаты труда 6. Коммуникативные ресурсы -Связь ОУ с ВУЗами города, предприятиям (реальными работодателями), СМИ, ОУ города, занимающимися данной проблемой; -публикации в периодической печати; -участие в семинарах и конференциях, проведение районных, городских, всероссийских и международных семинаров на базе ОУ
Формы самоуправления 4 Общее собрание трудового коллектива. 4 Педагогический совет. 4 Родительский комитет.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!