Этнопсихология Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ТИПЫ НАДОЛИНСКАЯ И.В ДОЦЕНТ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН.
Advertisements

Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Выполнил: Доронин Алексей. Отрасль психологии, изучающая закономерности социально-психологических явлений, т.е. особенности психической регуляции поведения,
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Общественное сознание 11 класс. Сознание – высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ. Признаки больших социальных групп: специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи и традиции; специфическая.
Технология системного анализа урока. Отсутствие цели посещения Отсутствие программы наблюдения Рассмотрение педагогических средств и приемов вне зависимости.
Основные характеристики человека особое строение организма (прямохождение); способность к трудовой деятельности (преобразование окружающей среды); наличие.
Мировоззрение – система или совокупность представлений, знаний, взглядов о мире, природе, обществе и человеке, об отношениях между ними. Мировоззрение.
Проблема определения и классификации психических явлений.
Транксрипт:

Этнопсихология Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент

План I.Этническая психология как наука. Основные категории.Основные категории. II.Этапы развития представлений о предмете этнопсихологии. 1. Зарождение этнопсихологии как науки (М. Лацарус, Г. Штейнталь).Зарождение этнопсихологии как науки 2. В. Вундт: психология народов как первая форма социально- психологического знания.В. Вундт: психология народов как первая форма социально- психологического знания. 3. Психологическое направление в американской этнологии.Психологическое направление в американской этнологии. 3.1 Конфигурации культур (теория «Культура и личность»).Конфигурации культур (теория «Культура и личность»). 3.2 Базовая и модальная личность (А. Кардинер).Базовая и модальная личность (А. Кардинер). 3.3 Концепция (гипотеза) Л. Леви-Брюля о качественных различиях между первобытным и современным мышлением.Концепция (гипотеза) Л. Леви-Брюля 3.4 Концепция К. Леви-Строса об универсальности структуры (культуры) мышления.Концепция К. Леви-Строса 3.5 Концепция К. Юнга об архетипах коллективного подсознательного как основе психологического состава этноса.Концепция К. Юнга об архетипах 4. Этнопсихология в России. Г. Г. Шпет о предмете этнопсихологии.Этнопсихология в России. Г. Г. Шпет III. Основные методологические основы этнопсихологии.Основные методологические основы этнопсихологии IV.Методы и основные направления исследований этнопсихологии.

I.Этническая психология как наука (понятие, предмет, цели и задачи, структура, междисциплинарные связи, основные понятия) В.Г. Крысько: этнопсихология - междисциплинарная отрасль знания, изучающая этнические особенности психики, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этностереотипов и т.д. Т. Г. Стефаненко: этнопсихология - междисциплинарная область знания, теоретическая основа которой - этнология (культурная антропология) и психология. 1. Этнологическая психология (психологическая антропология) 2. Сравнительно- культурная (кросс-культурная) психология 3. Психология межэтнических отношений Структура этнопсихологии как науки Предмет этнопсихологии как самостоятельной области знания - изучение своеобразия проявления и функционирования психики представителей различных этнических общностей

Психологическая (этнологическая) антропология. Основные направления: 1. Исследование социализации детей (этнография детства). 2. Исследование национального характера. 3. Анализ нормы и патологии в разных культурах. Школы психологической антропологии 1. Психоаналитическая антропология (З. Фрейд, Э. Фромм и др.). 2.«Культура и личность». 4 подхода: Конфигурации культур (Бенедикт). Базовая и модальная личность (Кардинер, Линтон и др.). Национальный характер (Хсю, Горер и др.). Сравнительно-культурный (Дж. и Б. Уайтинги). 3.«Социальная структура и личность». 4. Когнитивная антропология. - Исследование примитивного мышления (Леви-Брюль, Леви-Строс). - Анализ проблем возрастного развития (Пиаже и др.)

Кросс-культурная (сравнительно-культурная) психология. Предмет - изучение сходства и различий психологических (переменных) в различных культурах и этнических общностях. Цель - 1.«Перенос и проверка». Психологические теории и факты, полученные в одной культуре, проверяются «на прочность» в других культурах. 2. Поиск и универсалий и культурно-специфических психологических явлений. 3. Создание более универсальной этнопсихологии, теория и законы которой валидны для возможно большего числа этносов и культур.

Цели этнопсихологии: 1. Выявление психологических механизмов формирования позитивной этнической и культурной идентичности. 2. Изучение психологических механизмов формирования этнической толерантности. Задачи этнопсихологии: 1. Осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей; 2. Изучение специфики национальной психики: мотивационной сферы и протекания волевых процессов; характеристик познавательной деятельности; закономерностей протекания и содержания эмоциональной жизни (национальных чувств) и коммуникативной сферы. 3. Сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов.

Междисциплинарные связи этнопсихологии Педагогика межнационального общения История Философия Этнография (этнология) Культурная антропологи я Психология Этнопсихология

Основные категории этнической психологии 1. Раса 2. Нация 3. Этнос 3.1 Трактовка (Л. Гумилев, Ю. Бромлей, С. Арутюнов) 3.2 Витальные и ментальные особенности этноса 3.3 Этническое самосознание и этническая идентичность Психологическое измерение наций (культур).

Подходы к пониманию понятия «этнос» Ю.В. Бромлей: Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других (самосознанием), фиксированным в самоназвании Л.Н. Гумилев: Этнос - это природное явление. Коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую структуру и оригинальный стереотип поведения, который усваивается в процессе культурной социализации. Этнос как реальная группа людей

Информационно-когнитивный подход (С.А. Арутюнов и Н.Н. Чебоксаров) - Этносы - это пространственно ограниченные «сгустки» специфической культурной информации, а межэтнические контакты - обмен такой информацией. Главным и определяющим признаком этноса являются не люди как носители специфической культурной информации, а сама эта информация, ее содержание, специфичность, подлежащая обмену на другую специфичность в межэтническом контакте, который тоже предстает как новое явление, а именно - как процесс информационного обмена.

Этническое самосознание и этническая идентичность (этничность) (Д. Рисман, 1953 г.) Этническое самосознание - часть этнического сознания; осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности. Этническое сознание (этническая идентичность) - совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, социально- психологические установки и стереотипы. Главная характеристик а этнического самосознания Этническое бессознательное

II. Основные этапы развития представлений о предмете этнопсихологии 1. Зарождение этнопсихологии (М. Лацарус, Г. Штейнталь). 2.В. Вундт: психология народов как первая форма социально- психологического знания. 3. Психологическое направление в американской этнологии. 3.1 Конфигурации культур (теория «Культура и личность»). 3.2 Базовая и модальная личность (А. Кардинер). 3.3 Концепция (гипотеза) Л. Леви-Брюля о качественных различиях между первобытным и современным мышлением. 3.4 Концепция К. Леви-Строса об универсальности структуры (культуры) мышления. 3.5 Концепция К. Юнга об архетипах коллективного подсознательного как основе психологического состава этноса. 4. Этнопсихология в России. 4.1 Г. Г. Шпет о предмете этнопсихологии. 4.2 Культурно-историческая школа Л.С. Выготского.

1. Зарождение этнопсихологии (психологии народов) (М. Лацарус и Г. Штейнталь, середина 19 века, 1860 г.) Народный дух - особое замкнутое образование (таинственное и непознаваемое), выражающее психическое свойство индивидов, принадлежащих к определенной нации. Основные задачи психологии народов: 1. Познание психологической сущности «народного духа» (психология народов - продолжение индивидуальной психологии). 2. Открытие законов, по которым совершается внутренняя деятельность народа в жизни, искусстве и науке. 3. Выявление основных причин возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа. 4. Изучение содержания национального самосознания путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.

2. В. Вундт: психология народов как первая форма социально- психологического знания. Содержание «души народа» - общие представления, чувства и стремления. Общие представления проявляются в языке, мифах и обычаях. Язык содержит общую форму живущих в душе народа представлений и законы их связи. Мифы (первобытное миросозерцание и начала религии) таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Обычаи включают возникшие из этих представлений поступки, характеризующиеся общими направлениями воли и зачатками правового порядка. Две части этнопсихологии: Абстрактная («историческая психология народов»), которая пытается разъяснить общие условия и законы «национального духа». Конкретная («психологическая этнология»), задача которой дать характеристику духа отдельных народов и их особые формы развития.

3. Психологическое направление в американской этнологии 3.1 Конфигурации культур (теория «Культура и личность») Ф. Боас - теория «Культура и личность» (к. 20-х - н. 30-х гг. 20 в.): Возвращение к индивидуальной психологии. Разработка понятия «личность» как первичной единицы, определяющей структуру целого. Особое внимание к процессу формирования личности и к сексуальной сфере. Р. Бенедикт - «Конфигурации культур» (1932 г.) Новаторская идея о фундаментальных различиях между культурами, каждая из которых имеет свою культурную доминанту (т.н. культурный релятивизм). Практически отождествляет культуру и личность (культура - это личность общества). Принципиально не различает психологическое, социальное и культурное.

«Конфигурации культур» (типологии культур) по Р. Бенедикт Аполлонический тип - Созерцательный, логичный, интеллектуальный. Ценит умеренность и сбалансированность. Приверженность «среднему пути», отказ от сильных эмоций типа гнева или ревности. Избегание крайностей, насилия. В детях воспитывается ответственность перед обществом и стремление к кооперации, а не независимость и самоутверждение. Дионисический тип - Значимость буйства и экстаза. Путь крайностей, прославление индивидов, которые могут вырваться из границ здравого смысла. Высоко оцениваются любые способы, с помощью которых люди способны разрушить рутину повседневности. Высоким статусом обладают те, кто показал себя бесстрашным и жестоким, презирающим опасность, безудержным в радости и в горе. Параноидальный тип - Постоянный конфликт, подозрительность, противопоставление. Дети приучаются к тому, что выигрыш одного человека - проигрыш для другого.

3.2 Базовая и модальная личность (А. Кардинер, Р. Линтон) Наличие в каждой культуре одного доминирующего типа личности и причинной связи между личностью и культурой. Понятие базовой личности - это основная личностная структура, формируемая данной культурой и адаптированная к реальной жизни в определенной культуре (склонности, представления, способы связи с другими людьми). Для раскрытия базовой личности использовались не статистические, а описательные методы, часто личные впечатления. Попытка доказать существование непосредственной связи между обусловленными культурой первыми «опытами» и переживаниями человека в младенческом возрасте и базовой структурой личности («пеленочный детерминизм»).

Модальная личность (Р. Линтон) Модальная личность - наиболее распространенный (модный) тип личности в культуре. Это не «средняя» личность, а чаще всего встречающаяся. Черты личности изучаются статистическими, прежде всего тестовыми методами. Концепция мультимодалъных обществ - каждый народ представлен не одной модальной личностью, а несколькими, с переходными формами между ними.

3.3 Концепция (гипотеза) Л. Леви-Брюля о качественных различиях между первобытным и современным мышлением Особенности коллективных представлений первобытного человека: крайняя эмоциональную интенсивность; нечувствительность к логическим противоречиям; непроницаемость для объективного опыта; мистическое содержание коллективных представлений, отсутствие потребности в познании окружающего мира. Интерпретация особенностей с позиций культурного релятивизма, введение нового понятия - пралогическое мышление (или пралогическая ментальность).

3.4 Концепция К. Леви-Строса об универсальности структуры (культуры) мышления Человека развитого и «примитивного» объединяют всеобщие законы культуры, законы функционирования человеческого разума. Примитивное мышление не отличается от современного. Прогресс произошел не в мышлении, а в окружающем мире. Универсальная человеческая потребность - «жажда объективного познания». Функция мышления на любых этапах истории человечества состоит в категоризации мира с помощью бинарных оппозиций (двоичных противопоставлений). Концепция направлена не на выявление различий между представителями различных этнических общностей, а на нахождение того, что может их объединить.

3.4 Концепция К. Юнга об архетипах коллективного подсознательного как основе психологического состава этноса Концепция К. Юнга - отражение информационной модели сознательного и подсознательного уровня человека. Однако и общество обладает сознательным и бессознательным уровнем психики. Можно соотнести отдельный этнос с определенным психологическим типом. Сохранение структурной модели личности: сознание (формируется общественным мнением); бессознательное (коллективное бессознательное, в которое входят, например, архетипы). По такой типологии можно отнести норвежцев, шведов, китайцев к чувствующим интровертам, японцев - к интуитивным интровертам, африканцев - к интуитивным экстравертам, арабов - к мыслительным интровертам, англичан к ощущающим интровертам, французов к чувствующим экстравертам и т.д.

4. Этнопсихология в России 1. «Психическая этнография» (Н.Н. Надеждин). Изучение духовной стороны человеческой природы, способностей, силы воли характера, чувство человеческого достоинства и т.п. Проявление народной психологии - устное народное творчество. 2. «Встраивание» этнопсихологии в психологию (К.Д. Кавелин). Установление общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в разные эпохи его исторической жизни. «Объективный» метод изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности - памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. 3. А. А. Потебня. Язык - главный фактор, объединяющий людей в «народность». Народность это этническая идентичность, ощущение общности на основе своеобразия и единства зыка. Как только ребенок овладевает языком, он обретает традиции. Утрата языка приводит к денационализации.

4.1 Г. Г. Шпет о предмете этнической психологии (20-е гг. XX ) Кабинет «этнической и социальной психологии» при ИФФ Московского университета. Этнопсихология - описательная наука, отрасль психологии (язык, мифы, верования, нравы, искусство и др.). Предмет - типические коллективные переживания (близко - ментальность). Принадлежность человека к народу определяется не биологической наследственностью, а сознательным приобщением к культурным ценностям, которые образуют содержание истории народа. Важная особенность этнической идентичности - единство человека с народом определяется обоюдным актом признания.

4.2 Культурно-историческая школа (Л.С. Выготский, конец 20 гг. ХХ в.) Этническая психология – «психология примитивных народов». Предмет – кросскультурные исследования, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» и цивилизованных обществ. Сравнительный анализ психической деятельности культурного человека и «примитива».

Проверь себя… 1.Р. Бенедикт. 2. Ф. Боас. 3. Г.Г. Шпет. 4. К. Юнг. 5. Л. Леви-Брюль. 6. К. Леви-Строс. 7. А. Кардинер, Р. Линтон. 8. М. Лацарус и Г. Штейнталь. А. Этнос как определенный психологический тип Б. Базовая и модальная личность. В. Основоположники этнопсихологии. Г. Этническая идентичность - как обоюдный акт признания. Д. Теория «Конфигурации культур». Е. Теория «Культура и личность». Ж. Концепция о качественных различиях между первобытным и современным мышлением. З. Универсальность культуры мышления.

3. Основные методологические направления этнопсихологии (релятивизм, абсолютизм, универсализм) Релятивизм (равные, но разные) 1. Подчеркивание различий между культурами. 2. Различия интерпретируются с качественной, а не с количественной точки зрения. 3. Максимизация межкультурных различий в содержании и структуре психических процессов. 4. Релятивизм не означает явного или скрытого расизма. Напротив, все культуры равные, но разные. 5. Релятивисты стремятся избежать даже намека на предпочтение собственной группы, пытаясь понять людей на «исходя из их ценностей». Даже людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где они практиковались. Пример культурного релятивизма - концепция конфигурации культур Р. Бенедикт.

Абсолютизм (одинаковые, но неравные) 1. Абсолютизация сходства между культурами, отрицание любой специфики, очевидных различий. 2. Если различия обнаруживаются, их интерпретируют как количественные. 3. Все культуры одинаковые, но неравные. 4. Игнорирование возможности того, что особенности культуры исследователей влияют на их концепции (этноцентризм). 5. Доказательства превосходства одних народов над другими из-за «научно доказанной» интеллектуальной неполноценности последних. 6. Пример абсолютистской концепции - использование тестов интеллекта в межэтнических и межрасовых исследованиях. «Абсолютизм наоборот» (М. Коул): Культуры - равные и одинаковые. Наличие различий объясняется неспособностью существующих методик выявить внутреннее сходство между психологическими явлениями.

Универсализм (равные, одинаковые) Единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями. Базовые психологические процессы являются общими для человеческих существ повсюду на Земле, но на их проявления серьезное влияние оказывает культура. Культуры равные, внешне разные, но в основе своей одинаковые. Сравнения проводятся, но с большими предосторожностями, со стремлением избежать оценок и предпочтения своей культуры. Главный вопрос - в какой степени и какими способами культура влияет на внутренний психический мир человека. Выявление универсальных психологических понятий, которые могут быть использованы для описания поведения человека в любой культуре.

IV. Методы и основные направления исследований этнопсихологии 1. Общепсихологические методы (наблюдение, эксперимент, беседа, тесты и др.). 2. Метод сравнения и сопоставления, при котором строятся аналитические сравнительные модели, классифицируются и группируются этнические группы, этнические процессы по определенным принципам, критериям и признакам. 3. Бихевиористский метод - наблюдение за поведением отдельного индивида и этнических групп 4. Исследование продуктов деятельности (рисунков, письменных сочинений, фольклора).

Направления исследований этнопсихологии Сравнительные исследования этнических особенностей психофизиологии, когнитивных процессов, памяти, эмоций, речи и т.д. (связь с общей психологией). Культурологические исследования, направленные на выяснение особенностей символического мира и ценностных ориентаций народной культуры (связь с этнографией, искусствознанием и др.). Исследования этнического сознания и самосознания (связь с социальной психологией). Исследования этнических особенностей социализации детей ( связь с социологией и детской психологией).