Проектно-исследовательская деятельность как важнейшая составляющая современного образовательного процесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
Advertisements

Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Шелудякова Л.Н.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Метод проектов Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы,
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
МБОУ «Будницкая ООШ». В качестве одной из важнейших задач современного образования рассматривается достижение такого уровня образованности обучающихся,
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Метод проектов в образовательном процессе Информационный проект.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Знания устаревают весьма быстро, тогда как способы деятельности – значительно медленнее. Т.И.Шамова.
Технология проектного обучения возникла в начале прошлого столетия в США. Первоначально она была известна под названием «метод проектов» и (или) «метод.
Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Жизнь…система творчества. Каждая наша мысль…является стремлением к созданию новой действительности… Л. С. Выготский.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ГЕОМЕТРИИ 11 КЛАСС.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.
Транксрипт:

Проектно-исследовательская деятельность как важнейшая составляющая современного образовательного процесса

Понятийный аппарат темы. Проект (от лат. брошенный вперед) – план, замысел, прообраз некоего объекта или вида деятельности (проектирование превращает в процесс создания проекта). Проектное обучение – комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих научить школьника проектированию (это обучение, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний). Метод проектов – система обучения (пед. технология), при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная (творческая или игровая) деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности: замысел – реализация – продукт. Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением исследовательской задачи с заранее неизвестным решением: подготовка – проведение – презентация «открытия». Исследователь ищет ответ на вопрос, который никому не известен. В учебном исследовании возможно субъективно новое открытие, когда результат известен руководителю, но не известен ученику. Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования.

Виды учебных проектов Возможна классификация проектов по: тематическим областям (экологические, экономические, социальные, дизайнерские, предпринимательские и др.) масштабам деятельности (предметный, межпредметный, надпредметный; классный, школьный, городской, региональный, российский, международный). срокам реализации = продолжительности (краткосрочные: от недели до месяца; среднесрочные : несколько месяцев, четверть; долгосрочные : в теч.года, применяются в проф. школе). числу участников проекта (индивидуальные, парные, групповые, коллективные). методу, доминирующему в проекте:

– Исследовательские проекты – имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. (Исследователь ищет ответ на вопрос, который никому не известен. В учебном исследовании возможно субъективно новое открытие, когда результат известен руководителю, но не известен ученику.) ИП предполагает: * постановку проблемы, выдвижение гипотезы; * изучение теории по проблеме; * подбор методик исследования; * сбор собственного материала; * его анализ и обобщение; *научный комментарий полученных практическими методами результатов; * формулирование собственных выводов. Любое исследование, не важно, в какой области, естественных или гуманитарных наук, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения («Наш пруд», «Шум и здоровье человека», «Русские имена на карте мира», «Реки России в худ. литературе и живописи» и др.)

– Творческие проекты –имеют общий алгоритм проектной деятельности. Форма представления результатов может быть различной, но обязательно творческой: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж, газета и др.) – Практико-ориентированные проекты. – Это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность, дизайнерский проект, бизнес-план и др. Здесь важна организация презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику. («Модернизация телефонного аппарата», «Оформление кабинета кулинарии», «Оживший лоскуток», «Бизнес-план создания «Салона видеопроката» и др.) – Информационные проекты – –это тип проектов, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные и музейные фонды, СМИ, базы данных, в том числе электронные, методы анкетирования и интервьюирования), ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации (доклад, публикация, размещение в сети Интернет и локальных сетях, телеконференция), программа действий, проект закона, справочный материал и др.) – Игровые проекты. –Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений, литературных персонажей в определенных исторических и социальных условиях и т.п. (спектакль в школьном театре, исторический вечер, военно-спортивная игра «Зарница», социальные игры «Выбор президента» и др.)

Педагогические цели и задачи 1. Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями. 2. Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат. 3. Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д. 4. Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему: 1. Существование некой значимой проблемы, требующей решения путем творческого (исследовательского) поиска и применения интегрированного знания. - Проблема должна быть из реальной жизни и являться знакомой и значимой для ребенка. 2. Значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная). Кому это нужно? 3. Применение исследовательских (творческих) методов при проектировании. 4. Структурирование этапов выполнения проекта. 5. Самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

7. Алгоритм проектной деятельности Стадии.Деятельность учителя. Деятельность учащихся. I. Разработка проектного задания.

1. Выбор темы проекта. Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся. Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта. Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

2. Выделен ие подтем в теме проекта. Учитель предварительно вычисляет подтемы и предлагает учащимся для выбора. Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую. Учащиеся активно

3. Формиро вание творческих групп. Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности. Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды.

4. Подготов ка материалов к исследовательской работе: Если проект объёмный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу. Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности. Учитель принимает участие в обсуждении. Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности:

II Разработка проекта Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

Ш Оформл ение результатов. Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность. Учащиеся по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

IV. Презен тация. Учитель организует экспертизу (например приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др). Докладывают о результатах своей работы.

V. Рефлекс ия. Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки. Осуществляют рефлексию процесса, себя в нём с учётом оценки других. Желательна групповая рефлексия.

Деятельность учащихся при выполнении проектов. Организационно- подготовительный этап. Поиск проблемы. Выбор и обоснование темы проекта. Анализ предстоящей деятельности. Технологич еский этап. Осуществление поисковой деятельности. Решение отдельных задач. Заключитель ный этап. Подведение итогов. Защита проектов, (представление содержания работы, обоснование выводов

При организации проектной деятельности в школе необходимо избежать некоторых заблуждений: 1. (самое распространенное). Бытует мнение, что работа над проектами возможна лишь в системе работы с одаренными и высоко мотивированными к учению детьми.

2. Проектная деятельность учащихся легко организуется в условиях дополнительного образования, в нем мы более свободны в выборе тем проектов, не ограничены временем их выполнения, требуется меньше усилий для их организации. Но! Дополнительное образование не является всеобучем в силу своей необязательности. Проектирование есть универсальное умение, которым в той или иной мере должны овладеть все учащиеся.

3. Проект и самостоятельная творческая работа – это одно и то же. Нет, не совсем так. Существует нюанс. Проект является творческой работой, но не всякая творческая работа является проектом. Если в формулировке темы проекта не обозначена проблема, а просто дано задание изготовить некий объект, то последующий процесс нельзя считать проектной деятельностью. Это самостоятельная творческая работа. Выполнение проектного задания для школьника обязательно должно быть сопряжено с самостоятельным решением проблемы, выбора решения из ряда альтернативных вариантов с последующей рефлексией. В этом заключается принципиальное отличие проекта.

4. Проект ничем не отличается от реферата. (Вот камень преткновения) Проект и в самом деле часто превращается в реферат, да еще и скачанный из Интернета, что губит всю идею данного метода. Особенно это касается информационных проектов.

реферат – это краткое изложение содержания имеющейся литературы по какому-либо вопросу; информационный проект должен содержать: - предмет информационного поиска; - аналитическую работу над собранными фактами; - собственные выводы; - оформление результатов. Таким образом, информационный проект предполагает работу в структуре исследовательской деятельности.

С чего начать? 1. Для начала обсудить с педагогами вашей школы необходимость включения учебного проектирования в практику школы. Начинать можно, даже если вашу идею поддерживает 2-3 педагога. Из носителя знаний и информации, сообщающего ученикам то, что по его мнению они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллег по решению поставленной проблемы.

2. После определения инициативной (творческой) группы необходимо заняться самообразованием, постараться хорошо освоить то, что будете вводить в учебный процесс, т.е. метод учебных проектов. Проектирование – это деятельность, научить которой может только тот, кто ею владеет. Наибольшее затруднение вызывает проблематизация, формирование цели проекта. Если учитель владеет проблемным методом, практикует эвристические беседы, проблем введение в тему, ему легче освоить проектное обучение.

3. Освоив методику осуществления учебного проекта в теории, необходимо опробовать ваши разработки на практике.

Осуществление учебного проекта может происходить в урочной, урочно - внеурочной или внеурочной формах.. Первые свои проекты лучше осуществлять внеурочно или урочно- внеурочно, т.е. часть работы проделать на уроке (например, погружение в проект, а в конце и презентацию полученных результатов). Остальное, самое трудоемкое, сделать вне уроков.

4. Уже в следующем учебном году можно будет задаться целью ввести ваш проект в рамки урочного обучения. В этом случае учитель определяет ряд тем, которые выносятся на самостоятельное изучение в ходе выполнения проектов. Учащиеся осуществляют поиск информации по своей проблеме и в ходе выработки решения самостоятельно осваивают ряд тем учебной программы.

Как добиться формирования элементов проектной деятельности? Самыми удачными моментами для такой работы являются: практические, лабораторные работы, комбинированные уроки с организацией группового взаимодействия, игровые или любые другие деятельностные формы организации учебного занятия..

Формируемые на традиционных уроках общеучебные умения и навыки, без которых невозможно освоение предметного содержания, становятся фундаментом проектирования. Это такие общеучебные умения, как анализ прочитанного, выделение главного, письменный или устный пересказ и др. – все они при последующем развитии ложатся в основу формирования проектного умения работы с информацией, исследовательского умения анализа печатного источника информации.

Первый проект ученику лучше выполнить индивидуально, разумеется, под руководством учителя. В это время можно приобрести специальные проектные умения и навыки. И только после этого ученик, обладающий опытом проектной деятельности, включается в коллективную работу.

Исходные теоретические позиции проектного обучения: в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей; образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении; глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Типы и примеры проектов по физике по характеру взаимодействия: 1 Внутри одного класса внутри одного предмета – «За страницами школьного учебника» 2 Внутри одного класса, в нескольких предметах –» Жизненно необходимый элемент» 3 Между классами одного уровня – »Физические валентинки» 4 Между классами разного уровня – »Физический портрет класса».

Типы и примеры проектов по физике по способу преобладающей деятельности. 1Исследовательские –»Энергосберегающие технологии». 2 Познавательные –»В глубины мироздания», «В поисках цивилизаций». 3Игровые –»Ключи от белого паруса», «Путешествие в страну «Эврика». 4Практико-ориентированные – «Инженер – энергетик –моя профессиональная карьера»,

Проекты по физике учебные и социальные 1.»Шар - путешественник» 7 кл. 2.»Движение без трения» -магнитное поле 8 кл. 3.»По волнам наук под белым парусом». 4.»На перекрёстке наук» 5 »Физический портрет класса» 6»Презентация кабинета физики» 7»Автотранспорт и авиация». 8 «Линии электропередач и сверхпроводники»