Технология ИСУД. Ресурсы учебного успеха ученика. Автор технологии – Галеева Наталья Львовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры управления развитием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Развитие индивидуального стиля учебной деятельности учащегося. (ИСУД)
Advertisements

Диагностика ИСУД ученика Параметры индивидуального стиля учебной деятельности ученика.
Управление деятельностью учеников Составляющие технологии ИСУД.
Педагогическая технология «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности) Савинская основная школа учитель-Крылова О.Н. учебный предмет-биология.
Приемы развития ИСУД ученика средствами предмета.
Технология ИСУД Мы не можем избавиться от того, за что ругаем, но можем получить то, за что хвалим. индивидуальный стиль учебной деятельности Юферева Ирина.
Интегрирующий курс «Экология и мир человека» («уроки экологического мышления») Автор программы курса и учебно-методических комплектов Галеева Н.Л., учитель.
МОУ «Верхнеусинская СОШ» администрации Ермаковского района администрации Ермаковского района Исследовательская работа Исследовательская работа Тема: «Функциональная.
Методики определения параметров ИСУД. Уровень обучаемости Алгоритм.
Автор: Онучина Анастасия Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и психологии.
Формы работы Анализ текущего состояния. Методики определения параметров ИСУД.
1. Анализ эссе об итогах работы в прошедшем учебном году. 2. Направление деятельности, ожидаемые результаты, планируемые продукты. 3. План и циклограмма.
контроль наблюдениепроверка выявление измерение Учет: накопление информации Оценка: процесс анализа, сравнения, выявления смысла, информации, словесный.
Динамическое наблюдение за ребенком выработка адекватных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку индивидуальных условий для развития.
Игровая технология, представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Технология учета и развития параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика Руководитель творческой группы: Сутугина О.В. МОУ Великосельская.
ПЕДСОВЕТ «Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках и внеурочной деятельности как условие повышения качества обучения в школе»
Учитель биологии Карчикова Надежда Антоновна Владение содержанием и методологией предмета Знание закономерностей познавательных процессов ученика в обучении.
«ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ - НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ» ТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА:
Использование современных технологий на уроках истории и обществознания.
Транксрипт:

Технология ИСУД. Ресурсы учебного успеха ученика. Автор технологии – Галеева Наталья Львовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ, руководитель московских городских экспериментальных площадок. «Если учебный успех КАЖДОГО ученика понимать не только как увеличение присвоенной им информации, но, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, то очевидно, что такая позиция учителя потребует прежде всего четкого определения необходимого и достаточного набора параметров учебного успеха ученика.»

Ресурс учебного успеха Параметры индивидуального стиля учебной деятельности (параметры ИСУД) Виды педагогического воздействия «знаю, умею » объем и качество знаний и предметных умений обученность Обучение, упражнение «умею» над- и межпредметные навыки Организационные навыки Коммуникативные навыки Информационные навыки Мыслительные навыки Обучение, упражнение «могу» психические, психофизиологические механизмы, поддерживающие познавательные процессы, биопсихические свойства Воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий. Возрастные особенности, половые различия, темперамент Тренировка «хочу»Интересы, идеалы, мотивы, желания, иерархия ценностей Воспитание

А. Обученность Б. Коммуникативные ОУУН В. Информационные и организационные Г. Мыслительные ОУУН Ж. Мотивация Е. Память Д. Внимание Сущность обучаемости как интегральной характеристики познавательной сферы ученика

Чтобы эффективно использовать технологию ИСУД, учителю необходимо и достаточно: 1)Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и сворачивать эту информацию в матрицу. 2)иметь картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика 3)уметь путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно- познавательной деятельности.

Алгоритм деятельности учителя по планированию и организации индивидуальных программ развития ученика средствами учебного предмета: учитель определяет актуальный уровень обученности, уровня обучаемости на материале предметов; по результатам анализа учитель выделяет группу учащихся с уровнем обучаемости I (или ниже I) и начинает целенаправленно проводить педагогическую диагностику уровня параметров учебного успеха этих учеников (внимания, памяти, общеучебных навыков, мотивации); заполненная матрица ИСУД каждого ученика является основой для выбора комфортных для ученика заданий (для этапов уяснения и окончательной диагностики предметных знаний) и развивающих форм заданий (для этапа отработки и обобщения ЗУН); в феврале-марте учитель снова проводит контрольно- методические срезы на определение уровня обучаемости и уровня сформированности мыслительных общеучебных навыков и оценивает динамику изменений этих параметров ИСУД.

Некоторые требования к организации образовательного процесса, позволяющие целенаправленно развивать индивидуальный стиль учебной деятельности ученика средствами учебных предметов: Чтобы целенаправленно развивать: учитель должен: Внимание отбирать или создавать задания на отработку разных видов внимания Память изучить опыт применения мнемотехники использовать формы работы, опирающиеся на разные виды памяти, особенно – эмоциональную и наглядно- образную не употреблять указаний « выучить материал», - конкретизировать задание Модальность разработать дидактическое обеспечение для кинестетикаов ( карточки с понятиями для классификации, систематизации и др.) Функциональное доминирование полушарий дифференцировать используемые задания – какие развивают правое, какие левое полушарие, какие требуют включения обоих полушарий и целенаправленно использовать эти задания.

Памятка для учителя по параметрам ИСУД ученика Обученность: Объём и глубина знаний ученика по предмету; уровень владения предметными умениями и навыками. Обученность оценивается в баллах (отметка по предмету) по результатам выполнения разноуровневых тематических зачётных работ, по данным промежуточной диагностики, по качеству и содержанию устных ответов, подготовленных рефератов и т.п.

Обучаемость : –III уровень обучаемости– наиболее высокий, творческий уровень обучаемости (способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение проектировать новые способы решений и т.д.) –II уровень – высокий уровень обучаемости (способность активно использовать приобретённые знания в знакомой ситуации). –I уровень – уровень обучаемости, позволяющий ученику понимать и запоминать новую информацию, применять её по алгоритму. –(уровень ниже первого) – случаи, когда ученик не может на уроках данного предмета проявить даже минимальные возможности (группа учебного риска). Памятка для учителя по параметрам ИСУД ученика

Внимание Характеризует в системе ИСУД направленность и сосредоточенность сознания ученика на определённых объектах. Для учителя данные об уровне развития внимания ученика и различных его качеств – важнейшая информация для проектирования способов подачи материала, а также форм его самостоятельной деятельности. Качества внимания –Объём – количество и размер объектов, которые могут быть охвачены сознанием одновременно (может ли использовать 2-3 источника информации одновременно или работать сразу со всем содержанием большой главы книги). –Концентрация – степень сосредоточенности на объекте (легко ли отвлекается). –Распределение – возможность использовать одновременно несколько способов восприятия и переработки информации (слышать и писать, смотреть, слышать и записывать и т.д.). –Устойчивость – длительность сознательного удержания внимания на объекте (как долго может быть сосредоточен). Памятка для учителя по параметрам ИСУД ученика

Как спроектировать матрицу учебного успеха ученика Память Сложный психофизиологический процесс, в результате которого у ученика происходит запоминание, сохранение, воспроизведение информации. Для учителя эта информация об ученике важна как ещё одно основание для выбора комфортных приёмов освоения нового материала (в форме, удобной для запоминания именно этому ученику). Одновременно учитель должен развивать те виды памяти, которыми ученик владеет на низком уровне. Учитель должен владеть сам и обучать учащихся мнемонической технике, помогая ему развить различные виды памяти : словесно-логическую (умение запоминать информацию, поданную в вербальной форме, в виде формул, понятий); образную (умение запоминать наглядные образы, цвет, рисунок, звуки и т.д.); эмоциональную (умение сохранить пережитые чувства).

Модальность: Предпочитаемый, наиболее комфортный для ребёнка канал приёма информации (под модальностью, строго говоря, понимают также и предпочитаемый способ переработки и выдачи информации. Для учителя очень важный параметр, определяющий способ подачи материала и формы самостоятельной работы ученика. Модальность выявляется чётче всего в специальных опытах; однако, наблюдение педагога позволяет выявить наиболее ярких представителей: Визуал – ученик, обращающий большое внимание на вид своей тетради, свой внешний вид; его раздражает беспорядок на столе, на доске и т.д. Аудиал – часто произносит вслух то, что хочет понять. Прислушивается к себе, ведёт как бы монолог с собой. Часто исключает зрение: смотрит в окно, чертит абстрактные узоры, но при этом слышит всё, что вы говорите. Он лучше расскажет, чем напишет; Кинестетик – чаще всего очень подвижный, легко отвлекающийся, мгновенно реагирующий на прикосновение, легко проявляет эмоции, часто неаккуратен «потому что – какая разница». Однако зачастую может проявлять высокую способность к интуитивным способам решения учебных задач. Эти дети создают для учителя обычно много проблем – особенно, если учитель не кинестетика – однако, из кинестетикаов, если они осваивают и другие способы общения с миром, получаются яркие творческие личности.

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга: Способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше другого, подавляя функцию другого полушария. Для учителя важно выделить таких учеников, у которых доминирование правого или левого полушария ярко выражено, так как доминирование одного из полушарий резко меняет способ осознания новой информации. Поэтому такая информация о конкретном ученике помогает учителю понять, в каком виде данному ученику удобнее всего воспринимать информацию для её быстрого осмысления. А также, какие формы подачи информации будут развивать «западающее» полушарие…. «Правополушарник» – анализирует конкретный, реальный смысл поступающей информации. «Левополушарник» – анализирует информацию по формальным основаниям. «Равнополушарник» – способен руководить «включением» полушарий.

Наличие выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий Для определения используется метод И.П. Павлова. окуньовцаорел бегать летать плавать чешуяперьяшерсть

Примерная форма проекта индивидуальной программы развития индивидуального стиля учебной деятельности средствами учебного предмета.

Чтобы эффективно использовать технологию ИСУД, учителю необходимо и достаточно: 1)Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и сворачивать эту информацию в матрицу. 2)иметь картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика 3)уметь путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно- познавательной деятельности.

Технология учета и развития индивидуального с тиля учебно-познавательной деятельности ученика

Чтобы эффективно использовать технологию ИСУД, учителю необходимо и достаточно: 1)Уметь диагностировать уровень параметров учебного успеха ученика и сворачивать эту информацию в матрицу. 2)иметь картотеку учебных приемов и заданий, систематизированных по матрице учебного успеха ученика 3)уметь путем сопоставления матрицы «ИСУД» с картотекой выбрать необходимые для данного ученика формы работы на разных этапах учебно- познавательной деятельности.

Анализ технологии ИСУД показывает, что эта технология отвечает всем требованиям к интегральной педагогической технологии: Матрица ИСУД может рассматриваться как модель свойств учащегося, существенных для процесса обучения; Эта же матрица позволяет построить мониторинг параметров учебного успеха ученика; Картотеки форм и приемов учебной работы можно рассматривать как ресурс для проектирования моделей обучения; Критерием для выбора модели обучения становится сопоставление матрицы ИСУД ученика с картотекой учебных приемов, систематизированных по тем же основаниям, что и учебный успех ученика

Согласно классификации Гузеева А.А., представленная технология может быть отнесена к интегральным технологиям стохастической модели последнего поколения. Проектирование вероятностных алгоритмов управления деятельностью учеников позволило перейти к настоящему управлению по принципу «субъект-субъектного» взаимодействия: «Если у тебя такие ученики, такие цели и такие ресурсы, то делай так…»