Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения « Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Advertisements

« С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО»
« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции » В. А. Сухомлинский.
ПЕДСОВЕТ « С ОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО» 2013 – 2014 уч. год.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 17 Педагогический совет Современный урок- как основа эффективного и качественного.
Учебное занятие © Иванова И.А. Фастовский И., А 2004.
«Современный урок как основа эффективного и качественного образования» Тема педсовета:
Педсовет. Современный урок- как основа эффективного и качественного образования»
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Никитин А.А Инновационным изменениям подлежат: - само понятие "урок", его изменение по отношению к современной ситуации; - типология урока (новые.
Учебное занятие. Цель учебного занятия Цель – предполагаемый результат деятельности. Цель должна быть: конкретной; точно измеряемой; иметь установленные.
Новые смыслы урока в условиях модернизации образования Краевая конференция МОУ «Лицей 8» Петрова И.Б.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Педагогический совет Тема: «Современный урок - как основа эффективного и качественного образования».
Основные требования, предъявляемые к качеству проведения современного урока Насыбуллина Ю.И.
Муниципальное обюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 24 имени И.И. Вехова ст. Александрийской» Педагогический совет.
Современный урок Урок- клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражается все его стороны. Если не вся, то значительная часть.
Разработка учебных занятий с учётом требований ФГОС к результатам обучения.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Современный урок – как основа эффективного и качественного образования.
Транксрипт:

Урок – основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения « Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский

Плюсы и минусы традиционного урока плюсы минусы Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития. Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме.

ИТОГИ УРОКА УРОВНЕВАЯ дифференциация Вопрос на понимание Целеполагание

ЦЕЛЬ учебного занятия Заранее запланированный конечный результат обучения, развития, воспитания учащихся

Деятельность преподавания рассматривается только как передача учащимся готовых выводов науки и «целям организации» занятий «изучить такой-то объем нового материала», «повторить такие-то разделы программы» и т.п.. усвоить понятие «нахождение неизвестного слагаемого», «отработать умения и навыки его применения»; обобщить и систематизировать знания учащихся о способах образования наречий, закрепить орфографические навыки правописания наречий, развить навыки самоконтроля и аккуратности».

Определение целей темы цели Достижение на уроках воспитанияВ течение всех уроков темы развития обучения На каждый урок выделяется группа целей из таксономии

Цели воспитания 1) Воспитывать трудолюбие; 2) Воспитывать активную жизненную позицию; 3) Воспитывать ценностное отношение к знаниям;

Цели развития 1) Развивать приёмы мышления; 2) Развивать познавательные умения; 3) Развивать устную и письменную речь; 4) Развивать приёмы работы с информацией; 5) Развивать умение самоорганизации; 6) Развивать умение коллективной работы.

Таксономия образовательных целей (Б.Блума) Уровни учебных целей Действия учащихся, свидетельствующие о достижении цели Уровень 1. Знание воспроизводит термины, факты, методы, процедуры,, правила…

Таксономия образовательных целей (Б.Блума) Уровни учебных целей Действия учащихся, свидетельствующие о достижении цели Уровень 2. Понимание - объяснение фактов, правил, принципов; - Преобразование словесного материала в другие формы - Предположение последствий, вытекающих из данных

Таксономия образовательных целей (Б.Блума) Уровни учебных целей Действия учащихся, свидетельствующие о достижении цели Уровень 3. Применение - применять полученные знания в конкретных ситуациях; - Использовать понятия и принципы в новых ситуациях

Таксономия образовательных целей (Б.Блума) Уровни учебных целей Действия учащихся, свидетельствующие о достижении цели Уровень 4. Анализ - вычленяет части из целого, взаимосвязи между ними; -Определяет принципы организации целого; -Видит ошибки в логике рассуждений; -Различает факты и следствия; - оценивает значимость данных

Таксономия образовательных целей (Б.Блума) Уровни учебных целей Действия учащихся, свидетельствующие о достижении цели Уровень 5. Синтез - пишет сочинение, изложение, доклад, реферат; -Предлагает план проведения эксперимента или других действий; -Составляет схемы задач;

Таксономия образовательных целей (Б.Блума) Уровни учебных целей Действия учащихся, свидетельствующие о достижении цели Уровень 6. Оценка - оценивает соответствие выводов имеющимся данным; -оценивает значимость продукта деятельности;

Структура урока это совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. Кроме указанных основных этапов, каждый тип урока имеет еще и внутреннее строение методику решения отдельных дидактических задач на каждом этапе урока. Методика эта является наиболее мобильной частью каждого урока, так как используемые на уроке методы, приемы и средства обучения применяются в различном сочетании, последовательности и взаимосвязи. Советы учителю. 1. Сделайте цель урока целью учеников; 2. Напоминайте о цели в ходе урока; 3. Начните урок с записи плана на доске или работайте над планом с классом; 4. Разбейте урок на этапы, периодически напоминайте об этапе, подводите итог каждого этапа.

Типы учебных занятий Вводное занятие Ознакомление учащихся с содержанием новой темы, формирование мотивов к ее изучению. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления у школьников новых знаний и способов деятельности. Закрепление знаний и способов деятельности Начало перевода полученных знаний и способов деятельности из зоны актуального развития личности школьника в зону ближайшего развития. Комплексное применение знаний и способов деятельности Завершение перевода полученных знаний и способов деятельности из зоны актуального развития личности школьника в зону ближайшего развития. Обобщение и систематизация новых знаний и способов деятельности Установление внутрипредметных и межпредметных связей изученного материала. Перевод полученных знаний и способов деятельности на рефлексивный уровень. Проверка и оценка знаний и способов деятельности Обеспечение контроля качества усвоения школьниками учебного материала. Регулирование и коррекция знаний и способов деятельности Работа по обеспечению более полного соответствия достигнутых результатов обучения заранее поставленным задачам.

Конструирование урока Формулировка темы Постановка задач Подбор методов обучения и форм организации деятельности учащихся (увеличение доли самостоятельной деятельности) Подбор дидактических средств Определение формы контроля Определение домашнего задания

Структурные элементы Название этапа Содержание этапа Методы и формы обучения Средства обучения Мотивация Актуализация Целеполагание Изучение нового Совершенствов ание Рефлексия (проверка, контроль)

Учебные модули (этапы учебного занятия) Организационный (организационное начало урока) Проверка домашнего задания Актуализация знаний учащихся Изучение новых знаний и способов деятельности Первичная проверка понимания новых знаний и способов деятельности Закрепление полученных знаний и способов деятельности Применение знаний и способов деятельности Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Контроль и самоконтроль знаний и способов деятельности Регуляция и коррекция знаний и способов деятельности Информация о домашнем задании Подведение итогов учебного занятия Рефлексия

Организационный Организация работы учащихся и учителя. Определение цели учебного занятия и постановка задач. Определение путей и средств достижения цели. Планирование работы на учебном занятии. Формирование у школьников мотивов работы на данном учебном занятии. Определение критериев достижения цели учебного занятия.

Проверка домашнего задания Проверяются знания и умения, необходимые только для работы на данном уроке. Необходимо осмысление ребенком результатов домашнего задания: как делал? что получилось? почему не получилось?

Актуализация знаний учащихся Повторяются знания и умения, необходимые для работы только на данном уроке.

Изучение новых знаний и способов деятельности Изучение нового для детей учебного материала.

Первичная проверка понимания новых знаний и способов деятельности Устанавливается обратная связь между учителем и учащимися по вопросам содержания нового учебного материала. Знания школьников соответствуют уровню «узнавания» новой информации.

Закрепление полученных знаний Детям предлагаются самые простые задания. Выполнение задач и упражнений осуществляется по имеющемуся образцу. Сопровождающий характер помощи учителя.

Применение знаний и способов деятельности Вместе с выполнением заданий «по образцу» школьники осваивают способы деятельности в «измененных условиях». Консультирующий характер помощи учителя.

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Устанавливаются внутрипредметные связи изучаемой темы с другими темами курса. Устанавливаются межпредметные связи изученной темы. Определяется прикладное значение изученной темы.

Контроль и самоконтроль знаний и способов деятельности Ребенок и учитель получают информацию, позволяющую определить соответствие достигнутых результатов обучения (преподавания) первоначально запланированным результатам. Задания различных уровней сложности. Индивидуальный подход к выставлению оценки, учитывающий личные достижения.

Регуляция и коррекция знаний и способов деятельности Регулируются процессы овладения учащимися знаниями и способами деятельности. Коррекции подвергаются взгляды, поведение, межличностная коммуникация.

Информация о домашнем задании ( творческом или дифференцированном ) Задается только тот материал, который необходим для работы на следующем уроке и будет обязательно проверен. Определяется конкретное содержание домашнего задания. Разбираются способы выполнения каждого задания домашней работы. Предлагаются примеры выполнения каждого задания.

Подведение итогов учебного занятия Определяется соответствие достигнутых результатов учебного занятия поставленным в его начале задачам. Оценивается работа класса и конкретных детей на учебном занятии. Дается качественная оценка деятельности.

Рефлексия Личностное осмысление каждым участником результатов учебного занятия: какую личностно важную цель выполнял? что делал? как делал? достиг ли цели? что было наиболее трудным? что удалось лучше всего? что мешало? что могло бы улучшить работу?

Урок 3. Алгоритм. Свойства и способы описания Урок самостоятельной познавательной деятельности с последующим рефлексивным анализом Понятие Выучил определение Понимаю смысл понятия Смогу грамотно использовать термин, обозначающий понятие в речи Алгоритм Дискретность Определенность Массовость Результативность Организация рефлексивного самоанализа урока учащимися На пересечении соответствующих строк и столбцов поставьте знаки: +, -, +-, в зависимости от степени освоения материала урока: На пересечении соответствующих строк и столбцов поставьте « V », в соответствии с трудностями, возникшими в процессе урока :

Организация рефлексивного самоанализа урока учащимися На пересечении соответствующих строк и столбцов поставьте знаки: +, -, +-, в зависимости от степени освоения материала урока: На пересечении соответствующих строк и столбцов поставьте «V», в соответствии с трудностями, возникшими в процессе урока: Умения Испытываю серьёзные затруднения Испытываю небольшие затруднения Не испытываю затруднений Выделять основные этапы решения задач на ПК Разрабатывать математическую модель Составлять алгоритм

Приёмы рефлексии:СИНКВЕЙН Это стихотворение из 5 строк, в которых человек высказывает отношение к происходящему 1 строка одно ключевое слово 2 строка два прилагательных, определяющих содержание ключевого слова 3 строка три глагола, показывающих действие понятия 4 строка короткое предложение с отношением автора 5 строка одно слово, в котором человек высказывает отношение к понятию, чувства, ассоциации

Алгоритм Определенный, упорядоченный Разрабатывается, исполняется, работает на результат Он в основе любого процесса Порядок

Вещество Загадочное, видимое и невидимое, (твёрдое, жидкое, газообразное) Превращается, изменяется, интересует учёных (по-разному объясняется, моделируется) Основа всего вокруг Химия (тайна)

Конструирование учебного занятия Типы учебных занятий Учебные модули Организационный Проверка домашнего задания Актуализация знаний Изучение новых знаний Первичная проверка понимания Закрепление знаний Применение знаний Обобщение и систематизация Контроль и самоконтроль Регулирование и коррекция Информация о домашнем задании Подведение итогов учебного занятия Рефлексия Вводное Изучение нового материала Закрепление знаний Комплексное применение знаний Обобщение и систематизация Проверка и оценка знаний Регулирование и коррекция знаний

Анализ учебного занятия Цель и задачи тип учебного занятия структура учебного занятия содержание учебного занятия и каждого его модуля методы обучения и педагогические технологии формы организации познавательной деятельности учащихся Результат каждого учебного модуля Результат учебного занятия

Аспекты самоанализа Вопросы для самоанализа I. Цели (задачи) урока В чём заключается основной замысел проведённого мною урока? Как он связан с групповыми и индивидуальными особенностями учащихся, состоянием и результатами учебно-воспитательного процесса в данном классе? Какие цели (задачи) планировал (а) достичь (решить) в ходе урока? II. Содержание и организация учебного занятия Насколько удачно я сумел(а) избрать содержание учебного материала, тип и форму урока, приёмы и способы организации учебного взаимодействия? Соответствовали ли они принципам личностно- ориентированного подхода, целям (задачам) урока? III. Технология работы педагога Какие технологические приёмы я использовал (а) для того, чтобы на уроке: -актуализировать и обогатить субъектный опыт учащихся; -стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности; -создавать для учеников ситуации выбора учебных занятий и форм их выполнения; -строить учебное взаимодействие диалога и полилога; -учитывать индивидуальный темп и стиль учебной деятельности школьников? IV. Результативность проведённого урока Удалось ли мне реализовать замысел урока, достичь (решить) поставленные мной цели (задачи)? В чём заключаются достоинства и недостатки моего урока? Что не удалось решить при его проведении? Как можно использовать недостатки урока?

Педагогические технологии Развивающее обучение. Проблемное обучение. Разноуровневое обучение- для ученика отводится определенное время, которое соответствует его личным возможностям и способностям для усвоения учебной программы. Педагог-дирижер, а у каждого ученика своя партия. Технология уровневой дифференциации на основе обязательных результатов Технология исследовательского обучения – поиск новых познавательных ориентиров (занятия по естественнонаучному циклу дисциплин) в лабораторных исследованиях. Развитие исследовательских навыков. Проектные методы обучения. Технология Дебаты. Технология модульного и блочно-модульного обучения. Самостоятельное достижение цели учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль – это функциональный узел, в качестве которого выступает программа обучения, индивидуализированная по выполняемой деятельности. Содержание обучения представляется в законченных блоках. Максимум самостоятельной работы. Лекционно-семинарско-зачетная система. Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр, игры с прилагаемым учебно- дидактическим материалом Коллективная система обучения. Технология перспективно-опережающего. обучения. Обучения в сотрудничеств (командная, групповая). Информационно-коммуникационные технологии. Здоровьесберегающие технологии. Технология дистанционного обучения. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре ( обучение на основе общения).

«Педагогические технологии» Элементы: трансляция готового материала педагогом поиск наиболее эффективных вариантов подачи материала попытка включения ученика в свою деятельность информация в форме монолога педагога многократные повторения «пассивность» учеников (объяснительно-иллюстративная технология) Элементы: отказ от шаблона и формализма в организации урока максимальное вовлечение в активную деятельность на уроке занимательность и увлечение как основа эмоционального тона занятия принцип педагогики сотрудничества учение без принуждения «увлекательные добавки» в занятие (игровая технология)

Элементы: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов самостоятельная деятельность учащихся использование исследовательских методов сбор, систематизация и анализ полученных данных итоги, результаты, их оформление (метод проектов) Элементы: Включает элементы индивидуальной, парной, групповой работы Учебная деятельность осуществляется путем общения в динамических (сменных) парах Сотрудничество становится нормой обучения «каждый учит каждого» «каждый работает на себя и других» Предварительная подготовка учеников-консультантов (коллективные способы обучения)

Элементы: Базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся Учет различий в готовности к обучению, способностях учащихся Создание разнообразных условий обучения с учетом особенностей обучающихся Создание для учащихся равных условий для ситуации успеха Сотрудничество педагога и обучающегося (технология разноуровневого (дифференцированного) обучения)

Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Анкета « Стиль преподавания» 1. Если класс не приведен в порядок 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 3)не могу начать урок 2. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 3) Дает четкие указания 4. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1) в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 3) всегда 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1) предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой 6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7.По- моему в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10. Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю

Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3. Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой. преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия- приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Неоспоримо одно: он должен быть одушевленным личностью учителя. Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)

Рефлексия на листе бумаги обведите свою ладошку. каждый палец –это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение. большой –для меня это важно и интересно … указательный- я получил конкретные рекомендации… средний- мне было трудно ( не понравилось)… безымянный –моя оценка психологической атмосферы… мизинец- для меня было недостаточно…