Тема: Учитель и ученик в творческом диалоге. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Advertisements

Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Урок объяснения нового материала урок «открытия» знаний учениками.
Юдина Л.В., учитель английского языка МБОУ «Ковылкинская СОШ 4»
Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Основные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС в МБОУ ЛИТ Ганиева Евгения Владимировна, учитель начальных классов МБОУ ЛИТ 2014 год.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО – ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний посредством.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Компетентность можно понимать как способность достигать результата.
МетодыПроблемно - диалогическиеТрадицион ная методика постановки проблемы Пробуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение.
Транксрипт:

Тема: Учитель и ученик в творческом диалоге. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем М. Булгаков

«Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения». М.М. Бахтин

Идеи компетентностного подхода были сформулированы в трудах А.В. Хуторского, О.Е. Лебедева, Д.А. Иванова, Т.В. Ивановой, И.А. Колесниковой. Вопросы педагогического общения и коммуникации изучали П.И. Пидкасистый, В.С. Кукушин, М.С. Байматова. Диалоговое общение на уроках рассматривается в работах П.А.Баранова, М.П. Ворониной, Е. Захарченко. Педагогические условия коммуникативной компетенции выявляли В.В.Гузеев, Е.В.Прозорова. Проблемы коммуникативной культуры изучал А.В. Мудрик.

«Сравнительный анализ традиционной и личностно- ориентированной систем образования» (составлен к.п.н. С.В. Беловой) Вопросы Традиционная Личностно-ориентированная Цель Передача знаний, умений и навыков Создание условий для реализации личности Содержание Государственные стандарты Государственный стандарт и личностный опыт педагога и ребенка Формы работы Фронтальные или групповые Индивидуальные и групповые Преобладающий метод Информационный, репродуктивный Познавательный через самостоятельную деятельность Кредо педагога «Я» над вами«Я» вместе с вами Характерный стиль взаимодействия Монолог Диалог Позиция ребенка Пассивная Активно-инициативная Мотивация Внешне-эпизодическая Внутренняя и всегда постоянная

Пять условий личностно-ориентированного (значимого) учения (по К. Роджерсу). Первое касается наполненности содержания общения жизненными проблемами учащихся, создания ситуации учения, в которой бы учащимся в определенной степени разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами и вопросами, которые они хотели бы разрешить. Второе условие обозначается как "реальность личности учителя", который должен быть конгруэнтным, то есть вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учениками. Третьим условием является принятие учителем учащегося таким, какой он есть, и понимание его чувств. К. Роджерс подчеркивает необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения учителя к ученику.

Четвертое условие касается позиции учителя в отношении к источникам и способам получения знаний. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их учащимся. Обучение не должно быть директивным, ученик должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с учителем, выбрать альтернативное решение проблемы. Пятое условие значимого учения состоит в необходимости учителя опираться на самоактуализирующуюся тенденцию своих учащихся. "Его обучение должно строиться на том, что ученики взаимодействуют с жизненными проблемами, которые хотели бы решить, что они стремятся к росту, не всегда способны найти выход из сложной ситуации, полагаются на учителя и имеют непреодолимое желание творить. Роль учителя заключается в том, чтобы организовать такие личностные взаимоотношения с учащимися и такой психологический климат, которые способствовали бы свободному проявлению названных тенденций"

Учебный диалог, его особенности В словарях понятие «диалог» ( от греч. диалогом, первоначальное значение – разговор между двумя лицами ) определяется двояко: - как вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью ( обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). - как функциональная разновидность языка, реализующаяся в процессе непосредственного общения между собеседниками и состоящая из последовательного чередования стимулирующих реплик.

Учебный диалог - сложное интеллектуально- эмоциональное воздействие субъектов общения Инструмент диалогического взаимодействия – диалектика вопросов и ответов. Вопрос и ответ выполняют важнейшую задачу в развитии мышления и речевой активности ученика. Главная функция диалогического взаимодействия – стимулирование способности личности к саморазвитию, к самореализации, а также развитию творческого потенциала с ориентацией на индивидуальные способности, опыт, характер, уровень потребностей. Сущность диалогического взаимодействия педагога и ученика состоит в том, что ученик в нём субъект, соучастник, соавтор.

Особенности учебного диалога являются: · Равенство позиций обучаемого и обучающего; · Отсутствие оценок, полное принятие обучаемого таким, какой он есть; · Особая эмоциональная окраска общения; наличие единой для всех проблемы; наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания; наличие цели организации диалога; наличие обратной связи наличие диалоговых отношений между учителем и классом, учителем и учеником.

Факторы диалога - цель и предмет высказываний, - отношения между собеседниками, - их компетентности в обсуждаемых вопросах, - конкретная обстановка общения.

Виды диалога Диалог-имитация Диалог-обсуждение Диалог-познание

Диалог –имитация признаки имитационного диалога: -тематическая направленность, не допускающая отклонений от конкретной познавательной задачи; - чёткость формулировки вопросов, ориентированных на выявление конкретных фактов, явлений; - ясность и лаконичность изложения ответного тезиса; -оптимальная степень детализации информации (недостаток деталей часто не даёт возможность представить описываемые явления, а переизбыток их может скрыть сущность обсуждаемого); - учёт временных ограничений, обусловленных самой образовательной ситуацией.

Диалог-обсуждение правилами проведения диалога –обсуждения: - формулировка темы должна содержать проблему как основу для обсуждения (очевидные факты и явления); - в совместной работе нет «актёров» и «зрителей», все - «участники»; - каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; - следует говорить так, чтобы быть понятым, высказываться непосредственно по теме, избегать лишней информации; -если прозвучавшая информация не вполне ясна, можно задавать вопросы «на понимание, уточнение» и только после этого делать выводы; -критикуются идеи, а не личности; - цель совместной деятельности - не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти наилучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.

Диалог-познание – имеет целью позиционирование, т.е. самоопределение индивида по отношению к миру и к самому себе в какой-либо жизненной ситуации; - обращен не только во внешний, но и во внутренний мир человека; -основан на самой разнообразной рефлексии о происходившем, происходящем и о том, что, возможно, ещё будет происходить; - более тесно, нежели другие виды диалога, связан с эмоционально-экспрессивной сферой личности; - может быть менее всего привязан к учебным предметам…

Роль педагога в учебном диалоге. коммуникативно-компетентный педагог, по мнению должен уметь: - создавать пластический образ общения с аудиторией; - апеллировать к мнению слушателей; - уважать опыт, мнения, знания слушателей; - рассматривать предмет в его разных ракурсах; - соблюдать высокие этические нормы поведения.

Правилам работы в диалоге: 1 отвечать на поставленный вопрос; 2 каждый имеет право на свою версию; 3 каждый имеет право поддерживать версию другого; 4 каждый имеет право критиковать версию другого.

Положительные стороны: · ученик вовлекается в активную познавательную деятельность, учится участвовать в дискуссиях, четко формулировать вопрос, ясно выражать мысли, защищать свое мнение, выслушивать другие точки зрения; · в процессе взаимодействия происходит взаимообогащение школьников, так как каждый получает возможность обратиться за разъяснением и получить более полную информацию; · учащиеся учатся разделять с учителем лидерство в группе и принимать на себя ответственность; · думая вместе, оспаривая друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемых вопросов.

Урок-восхождения и Урока-диалога (по С.Ю. Курганову) Урок-восхождение Урок-диалог Начинается с принятия всеми детьми одной учебной задачи как противоречия, требующего однозначного разрешения, снятия Начинается с переопределения общей учебной проблемы, с порождения каждым учеником своего вопроса, как парадокса, загадки, трудности, требующих удержания в слове Смысл урока в овладении общим способом решения учебной задачи, общим способом разрешения противоречия, выраженном в общей для всех учащихся модели Смысл урока в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания»; в сгущении своего ведения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса в «самовитом» слове ребенка Учебная задача решается с помощью выполнения каждым учащимся типовых предметных действий с опорой на модель Выполнение мысленных экспериментов, работа в воображаемом пространстве, образе, строящемся каждым учащимся, углубляет парадоксальность учебной проблемы, ее неразрешимость, вечность

Ставя учебную задачу, учитель заранее предполагает известный единственно возможный способ ее решения в рамках единой логики (восхождение от абстрактного к конкретному). Поэтому учитель отсекает все те способы решения и типы разумения учащихся, которые прямо не ведут к эталонному способу действия и эталонной модели Ставя учебную проблему, учитель тщательно выслушивает всевозможные варианты ее решения и переопределения, предлагаемые учащимися. В этих вариантах учитель помогает проявить спор различных логик в форм мышления (античное «эйдетическое умное видение»; средневековое «причащение»; ново временное познавательное экспериментирование; парадоксальная дополнительность мышления XX в.) Ученик выступает как абстрактная точка на единственной восходящей траектории познания. Обучение представляет собой мышление в одном направлении. Пути каждого ребенка по траектории тождественны в логическом отношении и отличаются лишь темпами Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Ни к одной из известных парадигм нельзя прислониться, как к спасительной стене. Сопряжение различных культур требует от каждого ученика и от учителя ответственного, индивидуальнонеповторимого, непредсказуемого слова-поступка Урок-восхождение Урок-диалог

Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Как зритель, не видевший первого акта, В догадках теряются дети. И все же они ухитряются как-то Понять, что творится на свете. С.Я. Маршак

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «проблемный» постановка проблемы поиск решения «проблемный» постановка проблемы поиск решения «диалог» побуждающий подводящий «диалог» побуждающий подводящий

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог 1) создание проблемной ситуации; 2) побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации; 3) побуждение к формулированию учебной проблемы; 4) принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

Приёмы создания проблемной ситуации «с удивлением» Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с удивлением» Приём 1. Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или чьи-то точки зрения. Приём 2. Педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Приём 3. Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. «с затруднением» Приём 4. Учитель даёт практическое задание, невыполнимое вообще (возникает только вопрос) Приём 5. Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Приём 6. шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили? Почему это задание не получилось? Что мы не знаем? Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока Какой возникает вопрос? Какова будет тема нашего урока?

Методы постановки учебной проблемы Подводящий к теме диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» «актуальность»

Методы поиска решения учебной проблемы Методы поиска решения учебной проблемы Подводящий от проблемы диалог Подводящий от проблемы диалог Побуждающий к гипотезам диалог Подводящий без проблемы диалог имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности.

Технология проблемно- диалогического обучения является : результативной обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей школьников, воспитание активной личности обучающихся, развитие универсальных учебных действий; здоровьесберегающей позволяет снижать нервно-психические нагрузки учащихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний; общепедагогической реализуется на любом предметном содержании и в любой образовательной ступени.

Пусть обучением движут вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчестве учителя и ученика, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и ученика и учителя. Януш Корчак.

« Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими» Шалва Амонашвили.

Абсолютное согласие между партнерами - смерть диалога. В споре рождается истина. Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения. В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел.

Рефлексия «Диалогичная ли Вы личность?» Тест для учителей Ключ к тесту: а) – 1 балл; б) – 2 балла. Монологичная личность. Если вы набрали от 17 до 21 балла, то, скорее всего, вы не нуждаетесь в других людях как собеседниках и интересных, самобытных личностях, у которых можно чему-то поучиться. Вас больше волнует то, какую выгоду (лучше – материальную) вы могли бы получить от конкретного человека или от деятельности. Наверное, вы недовольны окружающей действительностью и считаете, что часто к вам относятся несправедливо. В большинстве случаев вы недопонимаете кого-то или вас недопонимают. Когда к вам приходит успех, вы не хотите делить его ни с кем. Чужое мнение, если оно не совпадаете с вашим, раздражает вас. Видимо, вы монологичны, и подлинная, глубокая, созидательная встреча с самим собой, со своим Я у вас еще не произошла. Это не значит, что вы плохой человек – просто, как нам кажется, вы не узнали еще одну радость жизни – радость диалогического взаимодействия с миром.

Мотивационно-диалогичная личность. Если вы набрали 22–29 баллов, то можно предположить, что вы стремитесь к гармонии с миром и с самим собой. Вам хотелось бы жить с людьми в мире и согласии, но часто этому мешают какие-то обстоятельства или люди недостаточно готовы идти вам навстречу. Вам пока еще трудно найти свое место в команде, наступив на горло собственной песне, вы не получаете удовлетворения от коллективного дела и общения с людьми. У вас есть желание стать диалогичной личностью, но вы пока еще не очень хорошо знаете, как это следует сделать, боитесь ущемить свою независимость. Может быть, вам надо научиться слушать чужой голос (дело не в том, чтобы уметь молчать, а именно – слушать и слышать). Диалогичная личность. Если при подсчете у вас оказалось 30–34 балла, то вполне можно считать вас человеком, рядом с которым всем уютно. И самому с собой вам тоже очень комфортно. Хотя это не означает, что вам известны ответы на все вопросы. Просто вы способны услышать правду другого, не привыкли сваливать вину на других и в любом деле в первую очередь спрашиваете с себя. Вы знаете, что часто нельзя изменить обстоятельства, но можно изменить свое отношение к ним. Без лишней суеты вы пытаетесь решать проблемы, выходить из конфликтов. Наверное, вас очень любят в коллективе и многие втайне мечтают научиться жить также, как вы: содержательно, интересно, бесконфликтно, в согласии с миром и с людьми, с интересом к собственному самосовершенствованию.

Вопросы для обсуждения: Сегодня в подавляющем большинстве случаев дети на уроках молчат, даже на так называемых устных предметах. Тем самым ребенок не получает навыка высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, размышлять вслух, учиться говорить на публике. Как вернуть диалог на уроки? Какова функция учебника в диалоге на уроке? Современный учебник - ретранслятор научных знаний. Как сделать его «собеседником»? Чем помогают, а что разрушают на уроке модные технические средства обучения (интерактивная доска, презентации и т.п.). Каковы разумные границы применимости этих средств для пользы дела? Какими новыми компетенциями должен обладать учитель, будучи посредником в осуществлении диалога ученика и социума? Диалог на уроке это хорошо или плохо? Возможно ли отрицательное воздействие воспитания в диалоге?