Технология проблемного обучения И.Б. Быкова, И.Б. Быкова, учитель истории и обществознания учитель истории и обществознания МОУ «Каслинская СОШ 27» МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология проблемного обучения как средство реализации ФГОС общего образования И.Б. Быкова, И.Б. Быкова, учитель истории и обществознания учитель истории.
Advertisements

Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление на ОМО учителей химии) Егоровой Р.Е. Проблемно-диалоговое обучение на уроках химии ( выступление.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
1 Что нужно знать при подготовке проблемно-диалогического урока по любому предмету Опыт «Школы 2100»
Проблемное обучение - одна из составляющих ЛОП в активизации развивающего потенциала обучения.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Проблемно – поисковая (исследовательская) педагогическая технология 1.Понятие. Что включает? Проблемно – поисковая технология в обучении включает в себя.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка Из опыта работы Яныкиной И. М., учителя русского языка и.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Проблемное обучение «Мышление начинается с проблемной ситуации» С. Л. Рубинштейн.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Технология проблемного обучения.. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
В ФГОС предлагают определить урок как один из типов занятий, не противопоставляя эти два понятия. Официально закрепив понятие «занятие» - как форму обучения.
Особенности организации обучения в рамках требований, предъявляемых стандартами второго поколения.
Презентация Проблемное обучение на уроках математики Презентация Проблемное обучение на уроках математики МБОУ –средняя общеобразовательная школа 7 города.
Транксрипт:

Технология проблемного обучения И.Б. Быкова, И.Б. Быкова, учитель истории и обществознания учитель истории и обществознания МОУ «Каслинская СОШ 27» МОУ «Каслинская СОШ 27» Каслинского муниципального района Каслинского муниципального района

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель объявляет новую тему и ставит цель 2. Учитель объявляет план урока 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания и способы деятельности). 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Актуальность технологии проблемного обучения при введении ФГОС ОО Результат Творческое овладение субъективно новым знанием Развитие учащихся в процессе обучения Пути решения Деятельностный подход Универсальные учебные действия Учебная проблема Проблемная ситуация Проблемный вопрос

Проблемное обучение это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций (М.И. Махмутов)

Цели проблемного изучения учебного материала активизация и развитие мышления учащихся; формирование интереса к изучаемому материалу; развитие познавательных и творческих способностей и умений учащихся;. усвоение учащимися знаний, умений, способов деятельности в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем;. воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы и ситуации. Задача проблемного обучения: Обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний (открытие субъективно нового знания).

Педагогические условия успешности проблемного обучения - создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям обучаемых - обеспечение обучаемых совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации - формирование у обучаемых операционных умений решения проблемных задач

Технологическая цепочка проблемного обучения Создание (возникновение) проблемной ситуации: -учитель -учащиеся (наибольший эффект) Постановка проблемы – учитель Осознание проблемы - учащиеся Поиск путей и способов решения: анализ, сравнение, аргументы Решение проблемы: новое субъективное знание

Проблемная ситуация -это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом; действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия; содержит противоречие, столкновение точек зрения, гипотез: «Дело Пастернака» Признаки проблемной ситуации -учитель так преподносит учебный материал, что у учащихся возникает заинтересованность по поводу нестыковки между имеющимися знаниями и знаниями, полученными в ходе постановки проблемы; -необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом отношении, способе или действии; -наличие неизвестного для учащегося, характеристикой которого является степень обобщения; -возможности учащегося, включающие как его творческие способности, так и достигнутый им уровень знаний.

Проблемный вопрос -содержит в себе противоречие, вызывает затруднение при выработке на него ответа, требует не вспоминания готовых знаний, а размышления, рассуждения: Гражданская война в России: кто победил ? Кто проиграл?

Проблемная задача -задача в виде текста или схемы, содержащая в себе противоречие, вызывающее затруднение при выработке на неё ответа, требующее размышления и рассуждения, содержащее дополнительную информацию: И.В. Сталин – великий вождь и учитель, под его руководством в послевоенный период СССР превратился в мировую державу, он создал и возглавил социалистический лагерь … В послевоенный период тоталитарный сталинский режим достиг своего апогея, в стране был установлен тотальный контроль над всеми сферами жизни общества…

Типы проблемных заданий и задач На анализ теоретических положений, высказанных различными личностями по одному и тому же вопросу и содержащих противоречие На анализ фактов, событий На оценку деятельности конкретной личности СССР в середине 1960-х – середине 1980-х годов: период развитого социализма или эпоха застоя? Распад СССР: закономерность или планируемое действие? П.А. Столыпин – либеральный консерватор или консервативный либерал?

Правила создания проблемных ситуаций 1. Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение. 2. Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков. 3. Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью: 5 марта 1953 года. Смерть И.В. Сталина. Половина страны плакала от горя, другая половина – от радости …

Типы проблемного урока: - вводный (Дней Александровых прекрасное начало!») -урок изучения нового материала -урок обобщения (СССР в 1930-е годы: сталинская модернизация или политика «большого скачка»?) -урок контроля (задание на личностное понимание проблемы и отношение к ней)

Методы проблемного обучения -проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее); -изложение с проблемным началом (учитель, создав начале изложения новых знаний проблемную ситуацию, далее объясняет учебный материал традиционным, информационным способом); -совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися); -частично-поисковый, или эвристический метод (система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся, конечной целью которой является решение новой проблемы); -исследовательский метод (организация поисковой познавательной деятельности учащихся путём постановки задач, требующих самостоятельного творческого решения ); -творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).

Уровни проблемности 1. Учитель сам анализирует проблемную ситуацию, выявляет проблему, формулирует задачу и направляет обучаемых на самостоятельный поиск путей решения. 2. Учитель вместе с учениками анализирует ситуацию и подводит их к проблеме, а они самостоятельно формулируют задачу и решают её. 3. Анализ, формулировка и оптимальный выбор решения проблемы осуществляется учениками самостоятельно.

Средства создания проблемных ситуаций Текст документа Стихот- ворение Эпиграф СхемаРепродук- ция Информа- ция СМИ Статисти- ческие данные Видео- фильм Манифест об окончании Отечес- твенной войны 1812 года Гроза двенадцатого года Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог? Дней Алексан- дровых прекрасное начало.!? Столыпин ская аграрная реформа цель пути и средства результат ??? В.В. Верещагин «Апофеоз войны» Вопросы: -актуальна ли сегодня идея картины? -через призму картины рассмотреть Отечест- венную войну 1812 года и русско- японскую войну гг. Согласно официальной статистике уровень инфляции в России в 2012 году – %. По неофициальным источникам – более 30 %. Показа- тели экономического развития России начала XX века выводы. Вопрос: Почему Россия в данный период являлась средне развитой страной второго эшелона развития? Смута XVII века

Приёмы создания проблемной ситуации Приём Пример одновременное предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений СССР: образование или создание? побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, несоответствия между ними НЭП: шаг вперёд или шаг назад? побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них Уровень инфляции в России в 2012 году столкновение разных мнений учеников вопросом или практическим заданием Пётр I: великий реформатор или тиран? побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний СССР в середине 1960-х -середине 1980-х годов: расцвет социализма или эпоха застоя? использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач практическая работа по теме «Социально – экономическое развитие России в начале XX века» ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем Гражданская война в России

Приёмы создания проблемной ситуации Приём Пример варьирование, переформулировка задач и вопросов Февральская революция 1917 года в России – неизбежность? выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка Социально – экономическое развитие современной России система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли и новых знаний

Урок истории в 9 классе по теме «Октябрь 1917 года» Анализ ситуации: После февраля 1917 года в России – три альтернативы развития. Какие? Кем представлены? Почему и когда потерпела крах альтернатива демократического развития страны? Самостоятельное формулирование учебной задачи: разрешить проблемную ситуацию Средства решения проблемы: - диалог - выдвижение гипотез - работа с источниками информации - аргументация точек зрения Подведение к проблеме: Октябрь 1917 года: революция заговор и переворот большевиков

Технологическая схема проблемного обучения Учитель Информация Помощь Педагогическая проблемная ситуация Новые знания, умения, навыки, способы действия Решение проблемы Психологическая проблемная ситуация Проблема (неизвестное) поиск анализ Ученик

ФГОС ООВозможности технологии проблемного обучения деятельностный подход -активная учебно-познавательная деятельность учащихся -овладение способами учебной деятельности -применение знаний на практике -рефлексия собственной познавательной деятельности личностные результаты -мотивация к обучению и познавательной деятельности -способность ставить цели, определять средства их достижения -социальные компетенции метапредметные результаты -межпредметные понятия -универсальные учебные действия, их использование в учебной практике -способы деятельности предметные результаты -новые знания в рамках учебного предмета -применение новых знаний в учебной ситуации -опыт деятельности УУД: познавательные -познавательная цель -логическая цепь рассуждений -поиск и осмысление информации -выдвижение гипотез -анализ информации -доказательства -причинно – следственные связи УУД: личностные -постановка цели УУД: регулятивные -постановка учебной задачи -планирование деятельности -контроль результатов деятельности УУД: коммуникативные -диалог -высказывание и аргументация собственной точки зрения -умение слушать и слышать

Прогнозируемый результат Результат Переход знаний в убеждения Развитие личности Результат Творческое овладение субъективно новым знанием Умение мыслить логично, научно, творчески Результат Активный познавательный поиск Пробуждение интереса к знанию

Для реализации проблемной технологии необходимы отбор самых актуальных, сущностных задач определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы построение оптимальной системы проблемного обучения личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность обучающихся

«Основная масса знаний и умений передаётся учащимся не проблемным путём. Но применять усвоенные знания и умения учащийся должен научиться творчески, поэтому процесс обучения неизбежно строится проблемно». И.Я. Лернер Точка зрения