ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. понятие «технология» Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
Advertisements

Технологии воспитательной работы со студентами: постановка проблемы.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
Технология как способ развития качества образования.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
Современные образовательные технологии. Педагогическая система Содержание Организация: - виды - формы Цель Деятельность - технологии Деятельность Результат.
ПРОГРАММА МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЯ Сущность, смыслы, специфика.
Брянская И.Н. Зам.директора по УВР МОУ «Куретская средняя общеобразовательная школа»
«Применение технологии проблемного обучения.. Цель: изучить приёмы проблемного обучения в преподавании истории и обществознания. Задачи: - познакомиться.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
«И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Материалы педагогического совета 3 от 16 января 2012.
Технологии в образовании Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Толковый словарь.
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Презентацию подготовила: И.Н.Яконюк, зам. заведующего по УВР, 1 кв.к. МКДОУ ХМР «Детский сад «Светлячок» д. Шапша»
26 января 2011 года Единый методический день Хафизов В.М., заместитель директора Сигаевской школы.
Ключ к знаниям, ключ к сердцу ребёнка, ключ к успеху.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Понятия «технология обучения», «метод обучения», «форма обучения», «педагогическая техника» и т.п.
Шерстова Е.В.МОУ "СОШ 1", г.Шелехов. Шерстова Е.В.МОУ "СОШ 1", г.Шелехов Личностно-ориентированные технологии – 4 человека Технология Монахова – 1 человек.
ЛАБОРАТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕМА 2: Принципы отбора педагогических технологий.
Транксрипт:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

понятие «технология» Понятие «технология» является одним из самых популярных в современной науке об образовании. Несмотря на это, существуют различные точки зрения на саму возможность применения термина «технология» по отношению к учебному процессу, так как «технология предполагает совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы материала..., осуществляемую в процессе производства продукции» (СЭС с. 1321), что противоречит принципу индивидуализации учебного процесса. Другой проблемой является отсутствие единого подхода к определению сущности понятия «педагогическая технология», «технология обучения».

педагогическая технология Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь) Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин) Продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов) Система, включающая некоторое представление ПРО (планируемые результаты обучения), средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев )

Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию, организации, ориентированию и корректированию образователь­ного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных усло­вий участникам. (Т.М. Давыденко) Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько). Технология обучения – это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных, и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин). В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.

Преимущества педагогической технологии Основой технологии служит четкое определение конечной цели. В традиционной педагогике проблема целей не является ведущей, степень достижения определяется неточно, "на глазок". В технологии цель рассматривается как центральный компонент, что и позволяет определять степень ее достижения более точно. Технология, в которой цель (конечная и промежуточная) определена очень точно (диагностично), позволяет разработать объективные методы контроля ее достижения. Технология позволяет свести к минимуму ситуации, когда педагог поставлен перед выбором и вынужден переходить к педагогическим экспромтам в поиске приемлемого варианта.

Сущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой: ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения

«педагогическая технология» и «технология обучения» Словосочетание «педагогическая технология» является неточным переводом английского an educational technology – «образовательная технология». Но в последнее время под названием «педагогическая технология» в России все чаще появляются работы, посвященные проблемам воспитания. В связи с этим многие исследователи указывают на необходимость разделения терминов Следует также разобраться во взаимодействии терминов «методика» и «технология обучения». В. Гузеев считает, что понятие «методика» шире понятия «технология», так как методика включает в себя вопросы образовательной политики, в том числе и выбор технологии. В частности, одной из задач методики является выявление критериев применимости той или иной технологии. В.М. Монахов выделяет два основных момента, отличающих технологию от методики – это гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебного процесса.

Технология обучения- это система совместной деятельности субъектов образовательного процесса по его планированию, организации, ориентированию и корректированию с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам и учёте ограничений. Технология обучения, с одной стороны, воспринимается как совокупность методов и средств обработки, представления, измерения и предъявления учебной информации, а с другой стороны, технология обучения – это наука о способах воздействия преподавателя на студента в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств.

Эволюция понятия «педагогическая технология Слово «технология» пришло в педагогику из промышленного производства, где оно обозначало процесс изготовления продукции наиболее эффективным и экономичным образом («технология изготовления втулки», «технология плавки чугуна» и т.д.). Эволюция понятия «педагогическая технология»: 1 период (40-е - сер. 50-х г.) - термин технология в образовании означал применение аудиовизуальных средств в учебном процессе. 2 период (сер. 50-х - 60-е г.) - под технологией образования стали подразумевать программированное обучение. 3 период (70-е г.) - появился термин «педагогическая технология», который стал обозначать заранее спроектированный учебный процесс, гарантирующий достижение четко поставленных целей. 4 период (с начала 80-х г.) - создание компьютерных и информационных технологий обучения.

Первой попыткой создать такой технологический процесс обучения с гарантированными результатами было программированное обучение, которое возникло в 60-х г. в связи с проникновением идей кибернетики в педагогику. Целью программированного обучения была оптимизация управления процессом учения. Программированное обучение предполагает такую организацию процесса обучения, при которой учащийся с помощью особым образом подготовленных дидактических средств (программы) может самостоятельно приобретать новые знания и умения. Необходимыми составляющими программированного обучения является наличие: управляемого объекта (ученика); последовательной, поэлементной программы; систематической обратной связи; управления. Цель управления состоит в изменении наличного состояния управляемого объекта, в доведении его до заранее намеченного уровня. Для этого разрабатывается программа, которая обеспечивает последовательное прохождение каждым учащимся всех этапов усвоения. Без этого обучающий не может гарантировать усвоение учащимся знаний и умений с теми качествами, которые предусмотрены целями обучения. Эффективность управления процессом усвоения обеспечивается наличием следящей обратной связи. Информация о ходе процесса усвоения поступает не только к учителю, но и к ученику. Информация, полученная на основе обратной связи, перерабатывается. И на ее основе вырабатываются корректирующие воздействия.

Критерии технологичности: 1. Концептуальность (опора на определенную научную концепцию), 2. Системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей). 3. Управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса). 4. Эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения). 5. Воспроизводимость (возможность применения другими). Задание слушателям: выберите любую образовательную модель и оцените ее с учетом предложенных Вам критериев.

Критерии технологичности педагогической технологии Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей. Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов. Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения. Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура педагогической технологии Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части: концептуальная основа; содержательный компонент обучения; процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого- педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент. Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала. Процессуальная часть представлена системной совокупностью следующих элементов: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности учащихся; методы и формы работы преподавателя; деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.

Педагогические и образовательные технологии Вообще словосочетание "педагогическая технология" является неточным переводом с английского educational technology – "образовательная технология". Часто в педагогической практике понятия "педагогическая технология" и образовательная технология" являются синонимами. Но некоторые ученые разделяют эти понятия. Как отмечает В.В.Гузеев, под названием "педагогическая технология" в отечественной науке фигурируют работы по проблемам воспитания. Вместе с тем обзор материалов, в которых фигурирует понятие "образовательная технология", показывает, что оно употребляется чаще всего в контексте "технология обучения". Классификации образовательных и педагогических технологий, представленные разными авторами, показывают, что границы данных понятий весьма размыты и в основе прежде всего лежат технологии обучения.

три уровня описания педтехнологий Понятие педагогическая технология в образовательной практике в процессе организации личностно ориентированного обучения употребляется на : Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая общедидактическая, общевоспитательная технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе и школе, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса. Частно-методический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении частная методика, т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя). Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей педагогического процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Признаки технологически организованного учебного процесса: 1. Постановка диагностичных целей. 2. Планирование обучения на основе точного определения желаемого эталона в виде наблюдаемых действий учащихся. 3. Предварительное тестирование учащихся и конкретизация учебных целей с учетом реальных возможностей школьников. 4. Последовательная ориентация всего хода обучения на цели, которая обеспечивается наличием оперативной обратной связи и сопровождается соответствующей коррекцией хода обучения 5. Разбивка обучения на отдельные воспроизводимые обучающие циклы. 6. Полная управляемость процессом обучения. 7. Гарантированность конечного результата.

классификации педагогических технологий (К. Селевко) параметры: 1) уровень применения; 2) философская основа; 3) методологический подход; 4) ведущий фактор развития личности; 5) научная концепция (механизм) передачи и освоения опыта; 6) ориентация на личностные сферы и структуры индивида; 7) характер содержания и структуры; 8) основной вид социально-педагогической деятельности; 9) тип управления учебно-воспитательным процессом; 10) преобладающие методы и способы; 11) организационные формы; 12) средства обучения; 13) подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия; 14) направления модернизации; 15) категория педагогических объектов.

Классификация педагогических систем (технологий) по типу организации и управления познавательной деятельностью учащегося (В.П. Беспалько) классическое лекционное обучение; обучение с помощью аудиовизуальных технических средств; система «консультант»; обучение с помощью учебной книги, система «малых групп», групповые, дифференцированные способы обучения; компьютерное обучение; система «репетитор» – индивидуальное обучение; «программное обучение», для которого есть заранее составленная программа. Ф.Я. Савельев предлагает следующую классификацию технологий обучения : по направленности действия - технологии обучения учеников, студентов, учителей, преподавателей, работников отрасли, государственных деятелей; по целям обучения; по предметной среде, для которой разрабатывается данная технология – для гуманитарных, естественных, технических и других дисциплин; по применяемым техническим средствам (по технической среде) – аудиовизуальные, видеотехнические, компьютерные и другие технологии; по организации учебного процесса – индивидуальные, коллективные, смешанные; по методической задаче – технология одного предмета, технология одного средства, технология одного метода.

Описание и анализ образовательной технологии автором представлены в следующей структуре: 1. Название технологии, отражающее главную решаемую ею проблему, основные качества, принципиальную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направление модернизации учебно- воспитательного процесса или характерную региональную (местную) ситуацию. Название технологии часто дается по одному, самому яркому её признаку.

2. Идентификация данной технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной схемой): вид педагогической технологии (метатехнология, отраслевая, модульно- локальная, микротехнология); основные используемые философские позиции; отношение к факторам развития; изложение особенностей применения научной концепции освоения опыта в данной технологии; ориентация технологии на определенную сферу развития индивида (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП, СТВ, СФР); принадлежность технологии к определенной содержательной области; указание преобладающих видов социально-педагогической деятельности; характеристика типа управления педагогическим процессом; применяемые организационные формы педагогического процесса; описание воспитательной ориентации и подхода к человеку (ребенку, подростку, молодежи); методы и средства, применяемые в технологии, выделение преобладающих; отнесение педагогической технологии к какой-либо группе модернизации традиционных технологий; характеристика категории (адреса) контингента, на который направлена технология.

3. Целевые ориентации технологии Характеризуются цели и задачи, достижение и решение которых планируется в технологии, строится дерево целей и задач. 4. Концептуальная основа педагогической технологии Краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке её построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, ориентация на определенную сферу развития человека, методы воспитания. 5. Содержание УВП Содержание и структура УВП (педагогической деятельности учителей и учащихся) в рамках технологии рассматривается с позиций современных идей и теорий воспитания, принципов системности, соответствия целям и социальному заказу. Указывается объем и характер содержания обучающих и воспитывающих воздействий, структура учебно-воспитательных планов, материалов, программ.

6. Процессуальная характеристика (методические особенности) В процессуальной характеристике технологии прежде всего определяются структура и алгоритмы деятельности субъектов и объектов, целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексное применение и взаимодействие всех методических средств, управление, адекватное целям и задачам, контингенту обучаемых. Описываются мотивационная характеристика, особенности методики, применения методов и средств обучения, управление и организационные формы педагогического процесса (диагностика, планирование, регламент, коррекция). 7. Программно-методическое обеспечение Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий. 8. Выполнение критериев технологичности: научности; концептуальности; системности (иерархичности, преемственности, комплексности, целостности); структурированности (логичности, процессуальности, алгоритмичности); развивающего характера; управляемости (вариативности, диагностируемости, прогнозируемости), эффективности, воспроизводимости.

Литература по теме Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе, М., 1989; Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова- Сибирская. - М. : Академия, с. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования.- М., Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995 Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - Петербург, Селевко Г.В. Слагаемые педагогических технологий Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающегося образования. //Модель гимназии как инновационного образовательного учреждения. - Петрозаводск, 1996.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ