МАОУ «СОШ 40» Методическое совещание «О формировании метапредметных результатов в начальных классах»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
Advertisements

Кандидат исторических наук Татьяна Владимировна Мжельская Мжельская.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Начальное общее образование.
Содержание и структура коммуникативных учебных действий во ФГОС НОО Лекция Н.М. Горленко.
Оценка метапредметных результатов в начальной школе Выполнили : Соколова Л.Г. Козлова Е.В. Гусева Т.Л.
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Методический семинар-практикум с. Инзер ФГОС федеральный государственный образовательный стандарт.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
П РЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НОО КАК ОСНОВА УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРЕДМЕТОВ ЕСТЕСТВЕННО -
Федеральный государственный образовательный стандарт. Начальное общее образование Формирующая оценка: личностные и метапредметные результаты.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения. Формирование умения планировать, контролировать,
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
С ИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ. Система развивающего обучения (РО) нацелена на формирование и развитие теоретического мышления (способность к.
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 6» г. Югорска ХМАО-Югры 2013 г. Горобец Ольга Александровна,
Требования к результатам образования Личностные (ценностные установки и ориентации) Метапредметные (универсальные способы учебных действий) Предметные.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Транксрипт:

МАОУ «СОШ 40» Методическое совещание «О формировании метапредметных результатов в начальных классах»

Парадигма образования Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг.

Парадигма образования Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь. Китайская мудрость

Главная задача – научить школьников учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить?ценности образования Чему учить?обновление содержания Вектор смещения акцентов ФГОС Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности формирование универсальных способов действий

Виды универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Личностные Осмысление Принятие жизненных ценностей Осознание

Регулятивные Целе- полагание Плани- рование Прогнози- рование Контроль КоррекцияОценка Само- регуляция

Познавательные Поиск, отбор структурирование информации Моделирование Логические действия и операции Способы решения задач

Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Разрешение конфликтов Контроль, коррекция, оценка действий партнера Умение полно и ясно выражать свои мысли Владение монологической и диалогической формами речи

Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373

Планируемые результаты достижений обучающихся: ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (освоенные УУД) ПРЕДМЕТНЫЕ

Достижение метапредметных результатов освоения ООП НОО Метапредметные результаты базовый уровень – «ученик научится» повышенный уровень – «получит возможность научиться» 1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления. - умение воспроизвести цель деятельности; - готовность направить свою деятельность на достижение цели; - умение определять область «знания» и «незнания»; - умение определять последовательность действий, необходимых для решения; - умение находить способ решения методом проб. - умение самостоятельно ставить цель (целеполагание)

Метапредметные результаты базовый уровень –повышенный уровень – 2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. - умение видеть проблему; - умение наблюдать; - умение делать выводы и умозаключения; - умение производить оценку полученных результатов; - умение представлять результаты. - умение ставить проблемные вопросы; - умение выдвигать гипотезы; - умение структурировать материал.

Метапредметные результаты базовый уровень –повышенный уровень – 3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации - умение определять последовательность действий и составлять план работы; -умение соотносить выполненное задание -с образцом; - умение давать оценку и самооценку. - умение на основе самостоятельного оценивания вносить необходимые коррективы в исполнение учебного действия; - умение давать объективную самооценку.

Метапредметные результаты базовый уровень –повышенный уровень – 4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. - умение понимать, выполнена или нет учебная задача; - умение найти другое решение в случае неуспеха. - умение определить причину неуспеха; - умение избежать повтора ошибок.

Метапредметные результаты базовый уровень –повышенный уровень – 5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. -умение анализировать свои действия (Почему так?) - умение выразить своё отношение, мнение, точку зрения (Я думаю …) - умение оценить свои действия (правильно- неправильно) - умение оценить свои результаты (получилось - не получилось, справился – не справился) - умение прогнозировать последующий ход действий; - умение объяснить допущенные ошибки; - умение соотносить результат с целью (достиг ли поставленной цели?)

6. Использование знаково- символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Модель – образец, заменяющий настоящий объект. Знаковые формы различны: формулы, схемы, шкалы, графики, чертежи, макеты. - умение использовать знаково-символические средства для записи текстовой информации; - работать со схемами (заносить данные, расшифровывать данные, соотносить результаты, полученные на схеме с текстом); - составлять различные виды плана к тексту (в виде заголовков, в виде рисунков, план решения задачи); -пользоваться алгоритмами, анализировать их, -умение использовать знаки-посредники (стрелки, символы) для обозначения слов «больше», «меньше», «вправо», «влево», «вверх», «вниз»…); - использовать готовые модели (глобус, карта, план, чертёж) для объяснения явлений или описания свойств объектов (на уровне первоначальных представлений); - толковать условные обозначения (знаки и символы), используемые в учебнике для передачи информации. - умение самостоятельно переводить информацию из одной знаковой системы в другую; - работать со схемами (достраивать, видоизменять); -умение составлять различные виды плана к тексту (цитатный план, ключевые слова, составление схемы-опоры) - видеть рациональные способы действий.

7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. - слушать и слышать друг друга; - выражать мысли, высказывать собственное мнение; -вести диалог; -учитывать чужое мнение (уважительно относиться к чужому мнению); - сравнивать разные точки зрения; - вырабатывать общую позицию при обсуждении разных точек зрения; - строить монологическое высказывание; - применять в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова). -презентовать результаты своей деятельности. - использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - вести дистанционное общение; - презентовать результаты своей деятельности средствами ИКТ.

Работа с информацией: - умение искать значение, происхождение и правильное написание слова в словаре (толковом, этимологическом и орфографическом); - находить информацию в энциклопедии, пользуясь алфавитным указателем или оглавлением; - фиксировать найденную информацию разными способами: выписыванием, перечислений страниц; - выделять нужную информацию в соответствии с предложенной темой, задачами (находить главное и второстепенное); - излагать найденную информацию своим одноклассникам доступным для них языком; - подбирать иллюстрации по теме из энциклопедий, книг, журналов; - составлять план своего выступления; - выступать перед знакомой аудиторией (выступление до 5 мин.); - подбирать информацию, не нарушающую правила этикета. - умение использовать компьютерную технику для решения поисковых задач, в том числе: - умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, - выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; - фиксировать найденную информацию разными способами: копированием, выделением с помощью закладок); - изменять (преобразовывать) информацию, ориентируясь на свой возраст и опыт; - находить в сети интернет определённый сайт (по указанию учителя); - находить информацию по введённому в строку поиска в поисковой системе по ключевому слову или фразе; - выступать перед незнакомой аудиторией.

- умение составлять тексты в устной и письменной форме на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; - находить в тексте конкретные факты, сведения; - выделять в тексте основные события и устанавливать их последовательность; - определять тему и главную мысль текста; - делить тексты на смысловые части, - составлять план текста; - сравнивать между собой объекты в тексте, отмечая их существенные признаки; - понимать информацию, представленную разными способами (словесно, в виде таблиц, схем); - понимать текст, учитывая его содержание, жанровую принадлежность; - пересказать текст подробно и сжато; - соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать связи; - формулировать несложные выводы с текстовой аргументацией; - сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в разных частях текста; - составлять небольшое монологическое высказывание. - умение понимать информацию, представленную в неявном виде; -умение понимать информацию, представленную разными способами (в виде диаграмм); - умение формулировать проблемные вопросы.

10. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. - умение сравнивать предметы: находить общее и различие; - вычленять из целого части; - составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; - относить предмет к группе на основе заданного основания; - группировать предметы на основе существенных признаков; - находить закономерность; - формулировать выводы. - умение построить рассуждение; - умение самостоятельно выявить причинно- следственные связи

11. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - умение вести диалог, учитывая разные мнения; - умение договариваться и приходить к общему решению; - умение задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; - умение доказательно формулировать собственное мнение.

12. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. - умение договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре или творческой группе; - планировать общие способы работы; - вступать в коллективный диалог по постановке общей цели и путей её достижения; - осуществлять контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; - добывать недостающую информацию с помощью вопросов; - применять в общении нормы речевого этикета; - презентовать результаты деятельности группы. - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

13. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. - умение договариваться (учитывать различные позиции при работе в паре, группе); - умение принести извинения - умение выслушать говорящего и принять его мнение; -умение признать себя неправым 14. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности. - умение описать изучаемые объекты -умение видеть главные и отличительные характеристики в понятии. - умение видеть главные и отличительные характеристики в процессе, явлении.

15. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. - умение различать понятия; - умение пользоваться базовыми предметными понятиями; - умение выделять существенные связи между понятиями разных областей. - умение самостоятельно вывести понятие 16. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного предмета -умение применять методы поиска и оценки информации; - умение самостоятельно находить литературу по заданной теме. - умение применять методы хранения, обработки, систематизации, анализа информации; - умение пользоваться различными источниками для получения информации.

Образовательные компетенции: изучать; изучать; искать; искать; думать; думать; сотрудничать; сотрудничать; приниматься за дело; приниматься за дело; адаптироваться. адаптироваться.

Образовательные продукты: Уровень развития метапредметных компетенций проявляется в образовательных продуктах: а) внешних: исследовательские работы; рефераты; проекты; сочинения; макеты; презентации; модели; сценические постановки; поделки и т.п.

Образовательные продукты: б) внутренних: организационно-деятельностные умения; способы познавательной деятельности; коммуникативные навыки; творческие способности.

Учебные ситуации (русский язык) Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты? Соотнесите предметы и звуковые модели слов. В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова. Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Окружающий мир Личностные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему? Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян. В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне. Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

Спасибо за внимание!