Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения Фунтикова Галина Дмитриевна, заместитель директора по научно - методической работе МАОУ « СОШ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГОС в начальной школе: требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
Advertisements

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.
МОУ СОШ 2 им. М.А. Пронина г.о.Звенигород Презентацию подготовила: учитель начальных классов, Ященко И.В. Основные функции и характер деятельности учителя.
Анализировать свои действия Обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание Самостоятельно принимать решения,
Главные задачи современной школы в процессе модернизации и инновационного развития России - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного.
ФГОС Важнейшая задача современной системы образования – «научить учиться»
Современные подходы к организации урока Светашова Елена Петровна, заведующая кафедрой ЕТД МАОУ гимназии 1 имени А.С. Пушкина города Томска.
Критерии анализа современного урока английского языка в условиях реализации ФГОС.
Критерии современного урока в условиях введения ФГОС.
ФГОС : ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут : анализировать свои.
«Урок: каким он должен стать сегодня. Требования ФГОС» ФГОС.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
Требования к современному уроку иностранного языка в рамках ФГОС.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Куйбышевского района «Абрамовская средняя общеобразовательная школа» Требования к современному уроку.
Как подготовить современный урок. Цель – тип урока – структура урока – расход времени на различных этапах урока.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС к современному уроку ФГОС. Урок современного типа, прежде всего, подразумевает формирование универсальных учебных действий. « У ниверсальные.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Современный урок в условиях реализации ФГОС Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 8 Брежнева З.И.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Основные вопросы: 1. Отличие современного урока от традиционного 2. Структура урока по ФГОС 3. Типология современного урока.
Транксрипт:

Современный урок в свете требований ФГОС второго поколения Фунтикова Галина Дмитриевна, заместитель директора по научно - методической работе МАОУ « СОШ 2 с УИОП »

Современный урок Глав - - составная часть учебного процесса. Вот почему качество подготовки учащихся по предметам определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением, со своим замыслом, завязкой и развязкой. Как построить такой урок ? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но, чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание ?

Содержание образования в условиях стандартов второго поколения « Образование на протяжении всей жизни » Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут : анализировать свои действия ; самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия ; отличаться мобильностью ; быть способны к сотрудничеству ; обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально - экономическое процветание.

Новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения Педагоги теперь должны учить ребенка не просто знаниям, а умению их добывать и ими пользоваться. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Требования, которые предъявляются к современному уроку хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока ; урок должен быть проблемным и развивающим : учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками ; учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся

вывод делают сами учащиеся ; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества ; время сбережение и здоровьесбережение ; в центре внимания урока - дети ; учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей ; умение демонстрировать методическое искусство учителя ; планирование обратной связи ; урок должен быть добрым

Принципы педагогической техники свобода выбора ( в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора ); открытость ( не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса ); деятельность ( освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания ); идеальность ( высокого КПД ) ( максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся ); обратная связь ( регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи ).

Методические принципы современного урока 1. Субъективизация 2. Метапредметность 3. Деятельностный подход 4. Коммуникативность 5. Рефлексивность 6. Импровизационность

Как проходит обычный урок ? Как проходит обычный урок ? 1. Организационный этап 2. Этап проверки домашнего задания ( проверки ЗУН ) 3. Этап усвоения новых знаний 4. Этап закрепления нового материала 5. Этап подведения итогов урока 6. Этап информирования о домашнем задании Методы обучения : объяснительно - иллюстративный ( учитель сообщает готовую информацию разными путями с использованием демонстраций, ученики запоминают и воспроизводят знания ) репродуктивный ( усвоение знаний на основе заучивания, умений и навыков через систему упражнений, для чего учителем подбираются разные задания ) проблемного обучения ( вовлечение ученика в познавательную деятельность, решение познавательных проблем )

Основные этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС Организационный момент Постановка цели урока ( учителем или детьми, совместное исследование проблемы, погружение в проблему ) Актуализация знаний УУД, подготовка учащихся к работе на основном этапе ( используются приемы обучения в виде проблемного задания, эвристического вопроса, использование технологической карты мыследеятельности - кластера ) Усвоение новых знаний и способов действий ( обеспечивается восприятие, осмысление и первичное запоминание материала ; методы и приемы : представление материала в словесной или знаково - символической формах, сравнительных таблицах ; рассказ, лекция, модульное обучение, проблемное обучение, использование компьютерного учебника, построение структурно - логической схемы ). Цель этапа : формирование УУД - личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных и ИКТ - компетентности )

Основные этапы урока в соответствии с требованиями ФГОС Первичная проверка понимания изученного ( цель : включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов, выявление пробелов, их коррекция ) Закрепление новых знаний и способов действий ( вопросно - ответное общение, самостоятельная творческая работа по использованию сформированных УУД ) Динамическая пауза Обобщение и систематизация ( деловая игра, учебная ситуация, групповая и парная работа, дискуссия, построение блок - формул ) Контроль и самоконтроль знаний и способов действий ( выявление качества и уровня усвоения знаний : самостоятельная работа, тесты, учебный диалог ) Подведение итогов занятия ( учителем или самими учащимися ) Рефлексия ( подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников : телеграмма, СМС, незаконченное предложение и т. п.)

Основные типы уроков Урок комплексного применения предметных ЗУНов ( практикум, лабораторная работа, семинар и т. д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях ). Урок обобщения и систематизации ( семинар, конференция, круглый стол и т. д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему ). Урок закрепления предметных ЗУНов ( практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний ) Урок контроля оценки и коррекции знаний ( контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т. д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.) Комбинированный урок ( лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний ) Учебная экскурсия Урок решения практических проектных задач

Новые подходы к уроку При реализации ФГОС учителю важно понять, что изменились дидактические подходы к уроку. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Задания традиционных учебников и учебников по ФГОС Традиционные задания Задания в учебниках ФГОС Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне. Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести ? Свое мнение объясни. Перечислите отличия растений от животных. Лягушонок прыгал и кричал : « Я зеленый – значит, я растение !» Что ему ответил умный утенок Кряк ? Перечислите имена существительные, которые относятся к 1- му, 2- му и 3- му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное ? Определите площадь прямоугольника. Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.

Требования к уроку в соответствии с ФГОС усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и создание учебной ситуации.

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию. Учебной ситуацией может стать задание составить : таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания : объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т. д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия ( работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы ). Осваивает характерные для предмета способы действия, т. е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.

Результаты образования Проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов : неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы. Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать « архитектором и строителем » образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы. Таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно - воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.

Задача учителя открывать новую перспективу размышлениям ученика (Конфуций) Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно - воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.