Кравцов А. О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург ak90@yandex.ru КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Advertisements

Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
Портрет ученика на разных ступенях обучения Портрет ученика на разных ступенях обучения Шумилова Н.К., тьютор по ФГОС в начальной школе, учитель нач. классов.
Диагностика УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Учитель начальных классов МОУ «Первомайская СОШ» Агафонова Татьяна Николаевна.
1 Современный урок – урок, актуальный для настоящего времени. Современный урок – урок действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности.
«Формирование универсальных учебных действий».. В стандарте определена цель: формирование умений учиться, способности к организации своей деятельности.
Цель семинара Повысить мотивацию учителей к осознанию основных критериев современного урока в свете внедрения ФГОС.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Стандарт – социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная.
Системно- деятельностны й подход В рамках ФГОС нового поколения.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Проектирование учебного занятия Правительство Свердловской области Институт развития образования Свердловской области Серикова Ирина Адриановна к.п.н.,
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
1 ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
«Формирование универсальных учебных действий на уроках обучения грамоте». Карягина Александра Алексеевна учитель высшей категории МОБУ «НОШ 75» города.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Кравцов А. О., кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием РГПУ им. А.И. Герцена Санкт-Петербург КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЛОГИКЕ ФГОС. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЛОГИКЕ ФГОС. ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР «Потенциал разновозрастного обучения в реализации ФГОС второго поколения» ПРОБЛЕМНЫЙ СЕМИНАР «Потенциал разновозрастного обучения в реализации ФГОС второго поколения»

ИСТОКИ НОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1. ДИНАМИКА СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ПОКОЛЕНИЯ И СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ КОАТС Дж. Поколения и стили обучения – М: МАПО с.

ПОКОЛЕНИЯ И СТИЛИ I. «Поколение ветеранов» гг. рождения (наиболее значительным событием в сознательной жизни большинства из них стала Вторая Мировая Война); II. «Тихое Поколение» гг. рождения (дети, рожденные в годы Великой депрессии); III.«Беби-бумеры» гг. рождения (рождены в период, когда годовой прирост населения составлял от 3,5 до 4 млн. человек); IV.«Поколение X» гг. рождения (последующий период, годовой прирост населения менее 3,5 млн. человек), V.«Поколение Y» гг. рождения (прирост населения вновь составляет от 3,5 до 4 млн. человек в год); VI.«Поколение Z» и последующие гг. (прирост населения более 4 млн. человек в год продолжает расти).

ДЕТИ ИНДИГО

Некоторые особенности «детей индиго» социальность, низкая коммуникабельность, склонность замыкаться в себе; самоуважение, индивидуализм, нежелание подчиняться другим, неприятие авторитетов; большой творческий потенциал в сочетании с высоким уровнем интеллекта; склонность приобретать знания эмпирическим путём; интерес к далёким друг от друга предметам; неусидчивость, энергичность, дефицит внимания; импульсивность, резкие перепады настроения и поведения, при неблагоприятном стечении обстоятельств склонность к депрессиям; чувство социальной несправедливости, повышенное чувство ответственности; невосприимчивость к традиционным приёмам воспитания; развитая интуиция и чувство опасности; способность быстро осваивать использование цифровых технологий.

2. НОВАЯ ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ формирование личностных качеств, имеющих приоритетное значение для развития способности к самостоятельному решению проблем и обеспечения, тем самым возможности для самореализации личности; развитие умения ориентироваться в окружающем мире; развитие способности решать конкретные проблемы в различных сферах деятельности.

ОРИЕНТАЦИЯ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Умение ставить проблему и находить подходы к ее решению; Понимание учащимся целесообразности того, что он делает; Дает возможность приобретать навыки прогнозирования и понимание того, что результаты сегодняшней деятельности скажутся только завтра; Наличие у учащихся опыта согласования своих целей с целями общества Эмоционально-ценностное отношение к образованию

3. Изменение требований к образовательному результату Школа зубрежки Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) «ИСТИНЫ»ЗНАНИЯ ДЕЙСТВИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОЖИДАНИЯ УЧАЩИХСЯ, УЧИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ

4. ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов знаний; опыта осуществления известных способов деятельности в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений в форме личностных ориентаций

Таксономия Б.Блума система, содержащая описание целей в области познания (1956 г.) Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Мышление высокого уровня Таксономия это иерархически взаимосвязанная система (от греч. - расположение, строй, порядок, и - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и nomos - закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей деятельности, имеющих иерархическое строение

Знание Конкретного материала Терминологии Фактов Способов и средств обращения с конкретным материалом Определений Тенденций и результатов Системы понятий и категорий Критериев Методологии Универсальных понятий данной области знаний Законов и обобщений Теорий и структур

Понимание Знание Объяснение Интерпретация Экстраполяция

Использование Понимание Знание Применение знаний не только в стандартных, но и в новых ситуациях

Анализ Использование Понимание Знание Элементов, взаимосвязей, принципов построения Частей целого и взаимосвязи между ними Нарушений в логике рассуждений, различий между фактами и следствиями, значимости данных

Синтез Анализ Использование Понимание Знание Знаний из нескольких областей Экспериментирование Творческая переработка информации для создания нового целого Получение системы абстрактных отношений

Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание Суждение на основе имеющихся данных Суждение на основе внешних критериев Видение различий между фактами и оценочными суждениями

Оценка Синтез Анализ Использование Понимание Знание представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать создать, придумать дизайн, разработать, составить план проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия применить, проиллюстрировать, решить описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по- другому составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Примеры заданий

21 ИССЛЕДОВАНИЕ ITL (ИННОВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ И УЧЕНИИ) РОССИЯ: УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Исследование ITL (инновации в обучении и учении) Россия: учебные задания и результаты их выполнения 1. Результаты оценок работ учащихся зависят от качества учебных заданий и практически всегда ниже последних. 2. По каждому из рассматриваемых параметров лишь незначительное число заданий имеют высокие показатели (коды 3 и 4). 3. Подавляющее количество предлагаемых учащимся заданий не направлено на формирование выделенных навыков и соответствующих требований нового образовательного стандарта. 4. Относительно успешно идет формирование только навыка коммуникации. 5. Особое беспокойство вызывает практика формирования навыков саморегуляции и решения проблем.

ТРЕБОВАНИЯ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания Предметные и метапредметные действия с учебным материалом Планируемые результаты: три основные группы результатов Планируемые результаты: три основные группы результатов

ПРОТИВОРЕЧИЯ между новыми задачами, стоящими перед современной школой, и устаревшими подходами к организации образовательного процесса; между потребностью в организации учебного пространства с опорой на ведущий тип деятельности подростков (общение для формирования коммуникативных компетенций) и трудностью ее осуществления в условиях классно-урочной системы обучения; между естественной потребностью подростков в разновозрастном общении и формированием одновозрастных учебных групп (классов) в традиционной школе; между необходимостью усвоения единой программы всеми учащимися и существенным различием в индивидуальных учебных возможностях детей; между объективными возможностями детей подросткового возраста, характеризуемого развитием любознательности, и потерей мотивации к учебе. между острой потребностью подростков в объективной оценке своего учебного труда и несовершенной формой оценивания знаний школьников

Теоретико-методологические основания диссертационные исследования, рассматривающие отдельные аспекты организации образовательного процесса в разновозрастных детских коллективах (Л. В. Байбородовой, С. Л. Ильюшкиной, Е В. Кисилевой, Е. И. Павловой, А. А. Смирновой, С. В.Трусова);. публикации посвященные проблемам организации обучения в разновозрастных классах малокомплектной сельской школы (Г. Ф. Суворовой, В. И. Кузнецова, Т.К. Жилкалкиной, И. Л. Горкуновой, П. И. Ломакина, Л. И. Полесской, П. Г. Пономаренко, Н. А. Щетининой, В. Ф. Кривошеева, Б. И. Фоминых, Л. Канцевой); исследования, обосновывающие преимуществах организации образовательного процесса в разновозрастных учебных группах в условиях массовой школы (М.А. Балабан, Батербиев М.М., Я.Л. Береговой, Е.Л. Бережковская, A.M. Гольдин, В.К. Дьяченко, Е.О. Иванова, Д.И. Карпович, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцова, A.M. Кушнир Т.В. Лаптева, О.М. Леонтьева). публикации, посвященные таким педагогическим системам, как Дальтон-план, Иена-план, Виннетка-план, Монтессори-педагогика, культивирующим организацию образовательного процесса в ходе межвозрастного взаимодействия (А.Н. Джуринского, Е.Д. Печниковой, В.Б. Помелова, К. Уошборн, Т.И. Шамовой, Дж Эдварде).

Белл-Ланкастерская система форма учебной работы, сущность которой состояла в обучении более старшими и знающими учениками учеников младшего возраста. Эта система возникла в 1798 году в Великобритании.1798 Её разработчиками стали А. Белл и Дж. Ланкастер.

ШКОЛА-ПАРК Цель фрактального обучения овладение учащимися живым знанием на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы. Школа-парк, таким образом, представляет собой специально организованное пространство для такого обмена. Милослав Александрович Балабан ( ) Милослав Александрович Балабан

ИДЕИ «СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» технология свободного образования должна обеспечивать возможность индивидуального темпа учения каждого, индивидуального выбора каждым «глубины» освоения образовательных программ. роль учителя в такой технологии - организовать различные виды совместной деятельности детей и управлять системой отношений в ходе этой деятельности. обеспечить активную деятельность в традиционной классно- урочной системе невозможно. Подобная деятельность может быть продуктивной только в разновозрастном коллективе, в акте сотворчества со старшими. свобода, как осознанная необходимость, может быть достигнута в образовательном процессе лишь при условии полной адекватности мотивов деятельности учащегося в школе его потребностной сфере и ведущему виду деятельности.

ЦЕЛИ «СВОБОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» обеспечить возможность индивидуализированного развития ученика; развивать его социальный опыт за счет овладения навыками сотрудничества, в процессе учебно-познавательной деятельности; каждый ребенок имеет право на овладевание теми знаниями и умениями, которые потребуются ему в жизни; обеспечить величайшее право человека - становиться умнее и трудиться по своим склонностям; каждый ребенок имеет право жить естественной счастливой и полной жизнью, свойственной ребенку; человеческий прогресс обусловливается полным развитием всех способностей, заложенных в каждом индивидууме; благосостояние человеческого общества требует развития жизненного социального сознания в каждом индивидууме. организация взаимодействия детей разного хронологического возраста в постоянных или временных разновозрастных группах (коллективах); чередование интеллектуальной нагрузки с занятиями эмоционально- деятельностного характера; организация взаимопомощи, взаимообучения и взаимоконтроля.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ учет ведущей деятельности при организации образовательного процесса; использование в полной мере образовательных возможностей разновозрастного общения; природосообразная логика индивидуального развития ребенка, максимальный учет индивидуальных возможностей и потребностей ребенка; предоставление ребенку свободы выбора образовательной траектории; анализ и оценка процессуальной стороны работы ученика, наряду с результативной; способы взаимодействия детей разного хронологического возраста - объект проектирования и управления со стороны учителя.

ПРИНЦИПЫ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБУЧЕНИЯ I.Принцип добровольности вхождения в состав разновозрастной группы II.Принцип равного состава. III.Принцип творческого взаимодействия IV.Принцип чередования занятий учебным предметом с занятиями эмоционально- деятельностного характера. V.Принцип концентрированного обучения. VI.Принцип крупных учебных блоков VII.Принцип многократного повторения

Уровни активности личности ситуативная активность. Она ежедневно вызывается к жизни для решения отдельных частных задач, но погашается по их решении. активность надситуативная – способность личности подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения текущей задачи; творческая активность – самостоятельная постановка проблем и их решение.

Поскольку в учебном процессе от обучающегося требуется лишь ситуативная активность, то дефицит надситуативной, творческой активности пытаются компенсировать внеурочными воспитательными «мероприятиями», ученическим самоуправлением, работой в детских и молодежных объединениях и т.д.

Три параллельные, в значительной степени независимые друг от друга линии

1. это решение традиционных учебных задач как минипроектов учебной деятельности – это все равно остается необходимым звеном учебного процесса, соответствующим ситуативной активности. 2. это решение учебных задач второго уровня, соответствующих надситуативной активности - более крупных учебных проектов, где обучающиеся уже могли бы сами ставить цели своей деятельности, где могли бы активно применять свои знания по различным дисциплинам в практике, где могли бы общаться друг с другом и т.д. Учебный процесс будет в этом случае усилен ценностно-ориентировочными, преобразовательными, коммуникативными, эстетическими компонентами за счет включения в него: подготовки устных и письменных докладов и сообщений учащихся и студентов; введения лабораторно-исследовательских практикумов вместо наборов примитивных лабораторных работ по готовым образцам; применения деловых игр, игрового моделирования и других игровых форм учебных занятий, выполнения междисциплинарных исследовательских работ и т.д.

3. третья – это решение учебных задач третьего, творческого уровня, соответствующего творческой активности личности – крупных учебных проектов. Такие проекты скорее всего могут быть реализованы в практическом обучении и учебном проектировании (которые в принципе должны были бы составлять нечто одно целое – ведь проектировать что-то, не реализуя проектируемое, бессмысленно) – организацией собственного опыта обучающихся в осуществлении интегративной трудовой (для школьников) и профессиональной (для студентов) деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТАМ 3-го уровня имеют общественно-полезную значимость, рыночную стоимость и имеют определенных потребителей; посильны для учащегося, студента, но отличаются высоким уровнем трудности, получаемый продукт (материальный или духовный) должен быть высокого качества, степени совершенства; сформулированы в самом общем виде: требуют от обучающихся активного применения теоретических знаний, а также дополнительного привлечения научной, справочной и другой литературы; экономических расчетов, самостоятельной разработки проекта продукта, технологии его получения, плана действий по его реализации с учетом наличных возможностей; предусматривают возможности коллективной деятельности учащихся, а так же включения их в производственные или научные коллективы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Если ценность образования для субъекта - в культурном осознании жизнедеятельности, то основа педагогических технологий может быть представлена взаимосвязанными технологическими цепочками: (I) ПОТРЕБНОСТИ ЦЕЛИ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (II) НОРМЫ СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИИ (III) СПОСОБНОСТИ - МЕТОДЫ СПОСОБЫ

Первая технологическая цепочка (I) в наибольшей степени обеспечивает разумность, гуманизм, свободу, творчество, духовность в конкрет­ ных действиях и составляет основу ВОСПИТАНИЯ как процесса и результата. Вторая (II ) - в наибольшей степени обеспечивает компетент­ность, грамотность, профессионализм и составляет основу ОБУЧЕНИЯ как процесса и результата. Третья (III) - в наибольшей степени влияет на способности: произвести мысль и ее оформить (мыслетехника), владеть словом для понимания в социуме (коммуникация), осознавать действия (рефлексия) - инвариант для способов деятельности, что и составляет основу РАЗВИТИЯ как процесса и результата.

В единстве и целостности технология воспитания, обучения, развития обеспечивает гармоничный педагогический процесс, ориентированный в своем результате на гармонизацию сознания.