Технология проектирования основных образовательных программ (ООП) нового поколения Соколовская Наталья Вячеславовна, начальник отдела научно-методического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Advertisements

Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Гунявина Наталья Леонидовна, начальник Управления методического обеспечения.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище 16» ФГОС третьего поколения.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Методический семинар по разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21/10/2015.
Главный документ в университете – образовательная программа.
Особенности государственной аккредитации образовательных программ, реализуемых по самостоятельно устанавливаемым образовательным стандартам Рощин С.Ю.
План методической работы по подготовке к аккредитации ПетрГУ в 2013 году Заседание Учебно-методического совета ПетрГУ 3 ноября 2011 г. Начальник учебно-методического.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
УМК по учебной дисциплине: структура, содержание, особенности разработки и оформления Ведет занятие: зав. кафедрой педагогики, профессор, Тамара Александровна.
Практико-ориентированное обучение в условиях реализации ФГОС профессионального образования нового поколения круглый стол 28 марта 2012 года.
Единый информационно-методический день ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» «Введение ФГОС основного общего образования: педагогические и управленческие.
Вариативная часть основной образовательной программы вуза: свободы и ограничения, возможности внешней оценки качества Попова Е.П., Коршунов С.В.
Транксрипт:

Технология проектирования основных образовательных программ (ООП) нового поколения Соколовская Наталья Вячеславовна, начальник отдела научно-методического обеспечения учебного процесса, кандидат исторических наук, доцент кафедры общей социологии и феминологии

2 Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа Основная образовательная программа утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно Основная образовательная программа образовательного учреждения разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов

3 ФГОС ВПО – ПрООП – ООП Пр ООП носит рекомендательный характер С ПрООП можно ознакомиться на сайтах официальных разработчиков: (МГУ им. Ломоносова ) (Высшая школа экономики)

4 В настоящий момент в наличии ПрООП: 1. Физика бакалавриат 2. Филология бакалавриат и магистратура 3. Математика бакалавриат и магистратура 4. Математика и комп. науки бакалавриат и магистратура 5. Журналистика бакалавриат 6. История бакалавриат и магистратура 7. Психология бакалавриат и магистратура 8. Социология бакалавриат 9. Биология бакалавриат 10. Химия бакалавриат и магистратура 11. Биология магистратура

5 Основная образовательная программа вуза - совокупность учебно-методической документации, включающей в себя компетентностно-ориентированный учебный план, календарный учебный график рабочие программы дисциплин (модулей) программы учебной и производственной практик методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся Новое наполнение ООП

6 Принцип преемственности – основной принцип проектирования новых образовательных программ! Мы не создаем образовательные программы заново! Мы развиваем действующие! Поэтому нужно сначала оценить имеющееся с позиции новых требований и затем необходимое «достроить» 1 ЭТАП РАБОТ: АУДИТ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ООП

7 Распределение задач по проектированию ООП ВПО между коллективной и индивидуальной деятельностью Коллективный уровень (рабочие группы) Участие в разработке всех составляющих ООП нового поколения Индивидуальный уровень (преподаватель) Разработка (перенастройка) рабочей программы учебной дисциплины (практики) в соответствии с требованиями ФГОС ВПО

8 Распределение видов работ Индивидуальный уровень Разработка рабочей программы учебной дисциплины, практики Коллективный уровень Участие в качестве экспертов при разработке: компетентностной модели выпускника; паспортов и программ формирования компетенций; компетентностно-ориентированного учебного плана; сквозной промежуточных (по курсам обучения) комплексных аттестаций студентов.

9 На индивидуальном уровне функции преподавателя расширяются Этому способствуют новые требования: образование, более центрированное на студенте, - изменение организации обучения.

10 Преподаватель – -Лектор (передача и оценка знаний) -Психолог (индивидуальный подход к студенту) -Менеджер (мотивация студентов на самоконтроль) -Игротехник (применение активных образовательных технологий) -Тьютор (консультирование в ходе дистанционного обучения, в ходе выбора индивидуальной траектории обучения)

11 Сложность организации данного проектного коллектива: относительно высокая численность членов коллектива требует дробления коллектива на малые проектные группы; разнородность в состав проектного коллектива входят преподаватели разных научно-предметных областей разно подчиненность (преподаватели разных кафедр, факультетов), что предполагает необходимость нормативного задания границ данного проектного коллектива, а также целенаправленной работы по его сплочению.

12 Перед началом разработки ООП вуз должен определить главную цель (миссию) программы, цели основной образовательной программы, как в области воспитания, так и в области обучения, учитывающую ее специфику, особенности научной школы, потребности рынка труда.

13 На основании нового Типового положения об образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. N 71 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» Раздел 3. «Образовательная деятельность высшего учебного заведения» Из п.39. Основная образовательная программа разрабатывается и утверждается вузом самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерных образовательных программ.

14 При проектировании профильной подготовки бакалавров в рамках вариативной части ООП вуз должен выбрать профиль (профили), указанный (указанные) в примерной основной образовательной программе, утвержденной руководителем базового вуза - разработчика соответствующего ФГОС ВПО

15 О разработке вузами основных образовательных программ (письмо директора департамента государственной политики в образовании И.М. Реморенко от 13 мая 2010 г ) профиль, специализация – направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности;

16 Вуз может разработать и реализовать инновационную образовательную программу или предложить новый профиль подготовки бакалавров, наименование которого отсутствует в утвержденных примерных основных образовательных программах. Для этого ему необходимо получить статус федеральной инновационной площадки в порядке, определенном Приказом Минобрнауки от 23 июня 2009 г. N 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»;

17 На первом этапе проектирования ООП определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Оформляется это в виде перечня общекультурных и профессиональных компетенций, взятых из стандарта и дополненных компетенциями, сформулированными на основе запросов работодателей с учетом регионального аспекта

18 Примерная структура компетентностной модели выпускника Область профессиональной деятельности Виды и задачи профессиональной деятельности Объекты профессиональной деятельности Компетенции выпускника, формируемые К-О ООП по разным направлениям подготовки общекультурные профессиональные Сформулирован ные вузом с учетом регионального аспекта Из ФГОС по направлению подготовки Сформулированн ые вузом с учетом регионального аспекта Из ФГОС по направлению подготовки

19 На втором этапе увязываются между собой основные компетенции : составляются составляются паспорт компетенций, паспорт компетенций, матрица компетенций матрица компетенций компетентностно ориентированный учебный план. компетентностно ориентированный учебный план.

20 На третьем этапе определяются основные образовательные технологии и их процентное соотношение: традиционные 30%, инновационные 40%, информационные 30 % и начаты разработка новых и корректировка имеющихся учебно-методических ресурсов.

21 Информационное сопровождение На сайте ИвГУ: ОБУЧЕНИЕ / УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА Страничка отдела

22 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!