Выполнил ученик 8 «б» класса Тиханов Федор Ул. Тевосяна, 27 корп. 3, Магнитогорск, Челябинская обл. 455034 tel. / fax: (3511) 358-620; e-mail: sch 10@list.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социально-экономическое развитие пореформенной России План урока. 1. Основные направления социально- экономического развития 2. Развитие сельского хозяйства.
Advertisements

Верны ли суждения? 1. Временнообязанные крестьяне должны были выполнять прежние повинности в пользу помещика до заключения выкупной сделки. 2. Судебная.
4Б класс Михайлушкин Антон. К началу XX в. Россия являлась аграрно-индустриальной страной, по абсолютным размерам промышленного производства она вошла.
Д/з § 11 (вопросы) Урок 12. План урока 1.Противоречие экономического развития государства. 2.Промышленный переворот. 3.Развитие сельского хозяйства. 4.Денежная.
Принципы экономической политики Петра I В первой четверти XVIII в. в экономическом развитии России произошли крупные сдвиги: резко увеличилось количество.
Социально-экономическое развитие пореформенной России Социальный строй? Экономический строй?
Проблемы периодизации Для населения и социальной структуры России в начале XX века характерны : Дом Романовых Дворянство Духовенство Буржуазия Казачество,
Выполнила ученица 7 А класса Александрова Вера. Оказалась утраченной натуральная замкнутость помещичьего и крестьянского хозяйств. Появились ростки новой.
Россия на рубеже XIX – XX веков.. План урока. 1.Российская империя: территория и население. 2.Особенности социально- экономического развития России в.
Социально-экономическое развитие пореформенной России Д/З: § 23, читать, вопросы 1-3, пересказ.
Промышленный переворот в Англии 19 век. Промышленный переворот начался в Англии в последней трети XVIII в. В течение нескольких десятилетий в хлопчатобумажной.
Россия в I половине XIXвека. Особенности развития Экономические: 1.Наблюдались взаимосвязанные процессы – разложение феодаольно - крепостнической системы.
Экономическое развитие России после реформы 1861 года.
Д/з § 2 (вопросы, задание 3 – письменно в тетради)
Учитель Логинова Ольга Леонидовна МБОУ «Вадская СОШ» Предмет: история Класс:7 Программа – Данилова А.А. Косулина Л.Г. История России XVII- XVIII вв. 7.
Россия на рубеже XIX – XX веков 1.Территория – второе место в мире 2.Население: -численность – третье место в мире -многонациональность (более 100 наций)
Россия в конце IXX- начале XX в. Социально-экономическое и политическое развитие г.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Изменения социальной структуры общества. Социально-классовая структура страны в конце XIX - начале XX вв. отражала характер и уровень ее экономического.
Презентация к уроку по истории (8 класс) по теме: Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века
Транксрипт:

Выполнил ученик 8 «б» класса Тиханов Федор Ул. Тевосяна, 27 корп. 3, Магнитогорск, Челябинская обл tel. / fax: (3511) ; sch МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 10 имени В.П. Поляничко города Магнитогорска

Реформа в действии. Обострение классовой борьбы Землевладения и землепользование Положение рабочих и крестьян Развитие торговли и городов Развитие горнозаводской промышленности Развитие капитализма в сельском хозяйстве План:

Проведение реформы 1861 года на Южном Урале повсеместно было связано с рядом насилий и надругательств над крестьянами, что вызвало дальнейший рост классовой борьбы. Правительству и помещикам удалось завершить реформу, обобрав крестьян. В годах реформа была распространена на башкир и государственных крестьян, которая проводилась также в интересах помещичьего государства и была сплошным насилием над трудящимися. Освободив крестьян от личной зависимости и утвердив буржуазную собственность на орудия и средства производства, реформа на время сняла крайнее обострение противоречий, отдалив революционный взрыв. На Южном Урале, как и во всей стране, начался период капитализма. Реформа в действии. Обострение классовой борьбы

Территория Южного Урала частично входила в состав Оренбургской (Челябинский, Троицкий и Верхнеуральский уезды), частично – в состав Уфимской (Симский, Катавский, Юрюзанский и Златоустовский горнозаводские округа) и Пермский (Кыштымский и Уфалейский округа) губерний. Основная масса населения Южного Урала во второй половине XIX века по-прежнему занимались сельским хозяйством. При этом во всех районах, где позволяли природные условия, предпочтение отдавалось хлебопашеству, им занимались крестьяне русской, татарской, чувашской, мордовской, а также до 65 процентов башкир.

В горных районах население было связано с горнозаводской промышленностью, но наряду с этим здесь существовали и кустарные промыслы по производству изделий из дерева, камня, металлов. В степных районах наибольшее развитие получили мукомольное, кожевенное, маслобойное и скотобойное производства в Челябинском, Троицком и Оренбургском уездах; лесозаготовительный, дегтярный и пасечный промыслы в Башкирии и пуховязальный в Оренбургском и Верхнеуральском уездах.

Землевладения и землепользование. Всей земли в двух южноуральских губерниях в этот период насчитывалось тыс. дес. Из них 3401 тыс. составляли казенные, удельные и прочие земли- экономическая опора царского самодержавия, 5202,6 тыс. принадлежало частным владельцам. Эта категория земель быстро увеличивалась за счет приобретения башкирских и казачьих общинных земель дворянами и различными предпринимателями.

Расширение частного землевладения на Южном Урале сопровождалось важными сдвигами в характере распределения земли между различными социальными группами. Об этом красноречиво свидетельствует следующая таблица. Социальные группы землевладельцев Принадлежало земли (в тыс. дес.) в 1877 году в 1905 году Дворяне 2851,41939,7 Духовенство 2,69,1 Купцы 606,3658,3 Мещане 26,8121,8 Крестьяне 97,9493,5 Прочие 22,817,8 Общества и товарищества -1951,1 Итого:3608,25202,6

Сравнительный анализ цифровых данных таблицы показывает, что дворянство оказалось неспособным удержать в своих руках всех своих владений. За 28 лет, предшествовавших первой русской революции, оно потеряло почти треть принадлежавших ему земель. В то же время увеличилось частное землевладение мещан (4,5 раза), крестьян (5 раз), иностранцев (28 раз). Землевладение купечества возросло незначительно (на 8,6 процента). Все это свидетельствует о быстром превращении земли в товар, об усилении роли капитала в экономической жизни. Распределение частновладельческих земель по размерам владений было чрезвычайно неравномерным. Мелкое частное землевладение (размером до 50 дес.) развивалось здесь слабо. Среднее землевладение (от 50 до 500 десятин) развивалось здесь сравнительно быстро. Следовательно, начавшаяся после реформы замена старого, средневекового землевладения частнокапиталистическим вызвала на Южном Урале существенное перераспределение земли между различными социальными группами. Но она сохранила крупное и крупнейшее землевладение, оставила за помещиками роль главных собственников земли. Заводские дачи остались без существенных изменений

Условия труда на всех заводах Южного Урала требовали от рабочего исключительного напряжения физических сил и гибельно влияли на его организм. Они значительно сокращали его работоспособность, постоянно угрожали увечьями и смертью, вызывали различные профессиональные заболевания. Только безысходная нужда, отсутствие всякой другой возможности снискать себе средства на пропитание и, во многих случаях, принудительные меры царской администрации заставляли рабочих идти на эту работу. Трудовой день не был ограничен. Каждый завод, цех имели свой порядок выхода и ухода с работы. В летнее время на всех заводах существовало «страдное время» перерыв в горнозаводских работах на месяц и более. Но в конце XIX в. на ряде заводомв эта старинная традиция уже не соблюдается. Цеха, независимые от полноводия заводских прудов, начинают работать беспрерывно. Положение рабочих и крестьян

Уровень заработной платы, установленный заводом-владельцами в гг., в ее реальном значении, не был выше натурального «вознаграждения», существовавшего при крепостном праве. При этом, как свидетельствует В. В. Берви-Флеровский, он уже тогда на Урале был ниже, чем в центральных губерниях России. В последовавшие за тем десятилетия зарплата взрослых южноуральских рабочих колебалась в границах 2060 копеек в день. Настоящим бедствием для рабочих были вычеты и штрафы.

Таким же тяжелым было положение крестьянства. Бывшие крепостные были буквально задавлены высокими оброками в пользу помещиков, страдали от малоземелья и кабальной аренды помещичьих земель. Кроме того, все крестьяне несли огромное бремя государственных налогов, выкупных платежей и различных повинностей. Оно было настолько тяжелым, что крестьяне с ним совсем не справлялись. Еще более безотрадным было положение трудящихся нерусской национальности. Разграбление башкирских земель сопровождалось выселением башкир и их припущенников: татар, чувашей, тептярей и др. с насиженных мест. Башкирская и татарская беднота, кроме того, подвергалась безжалостной эксплуатации как у себя дома, так и на горных промыслах. Царские чиновники и церковь подвергали их насильственной руссификации и христианизации, натравливали друг на друга, держали в невежестве и забитости. В союзе с чиновниками действовали татарское и башкирское дворянство, мусульманское духовенство, купечество.

Развитие торговли и городов Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности Южного Урала сопровождалось быстрым ростом торговли. Не меньший рост испытывала и местная торговля. Только за период с 1870 по 1893 год ежегодные торговые сборы в Оренбургской губернии выросли с 27 тыс. до 415 тыс. рублей, то есть свыше, чем в 15 раз Особенно быстро росла торговля различными промышленными товарами. Навстречу потоку промышленных товаров из южноуральских губерний шел металл, лес, скот, кожи, кумыс, масло, сыр, хлеб. Вывоз хлеба и, особенно, пшеницы резко возрос со строительством железных дорог. Только за первые пять лет ( гг.) после ввода в действие Самаро-Оренбургской дороги вывоз хлеба по этой дороге составил свыше 40 млн. пудов (в том числе 32,4 млн. пудов пшеницы). На доходах от хлебной торговли сколотили миллионные капиталы оренбургские купцы и владельцы крупных мельниц Юров, Деев, Зимин, Путолов, Оглодков, а также ряд троицких и челябинских хлеботорговцев: Холодов, Степанов, Крашенинников и другие.

Общее число жителей города к концу XIX в. достигло до 55 тыс. человек. Больше половины населения составляли пролетарские и полупролетарские массы: ремесленники, чернорабочие и т. п. На крупных заведениях было сосредоточено свыше 2,5 тыс. человек. Но в целом развитие южноуральских городов отставало. В 1897 году, когда во всей России городские жители составляли 13 процентов всего населения, в Оренбургской губернии их было лишь 9,55 процента, а в Уфимской даже 4,88 процента от всего населения губернии. Города не имели самого элементарного благоустройства, утопали в грязи и темноте. Особенностью Южного Урала было наличие здесь, кроме юридически признанных городов, многих заводских поселков: Златоуст, Кыштым, Уфалей, Миасс, Куса, Сатка, Белорецк и др., население которых жило городской жизнью. Из них только Златоуст в 1865 году был официально признан городом.

В горнозаводской промышленности, еще в первой половине XIX в. вступившей в период застоя, с 1860 года начался глубокий кризис. В 1863 году общая выплавка чугуна всех южноуральских заводомв сократилась до 2,2 млн. пудов и составила всего 15 процентов общего производства его во всей России. Выделка всех видов железа упала до 1,5 млн. пудов (13 процентов общероссийской). Выплавка меди пала с 96,3 тыс. пудов в 1860 году до 56,5 тыс. пудов в 1863 году. Резко сократилась и добыча золота. Развитие горнозаводской промышленности После кризиса годов горнозаводская промышленность переживает десятилетний период медленного восстановления уровня производства 1860 года. Кризисы и годов отразились в ней падением как в производстве черных, так и в добыче цветных металлов. И только с середины 80-х годов производство чугуна, железа и стали на заводах Южного Урала испытывает более или менее постоянный рост.

Таким образом, несмотря на сохранение многочисленных остатков глубокой старины в южноуральской горнозаводской промышленности капитализм упорно прокладывал себе путь, ломая при этом даже такие, казалось бы, незыблемые основы, как господство магнатов-заводомвладельцев, и устанавливая господство денежного мешка. Больше всего от этой ломки страдали горнозаводские рабочие и связанные с заводами крестьяне- земледельцы, ибо проникавшие сюда капиталисты отнюдь не были склонны отказываться от тех полукрепостнических, полу капиталистических методов эксплуатации, которые были созданы уральскими заводомвладельцами после падения крепостного права. Вот почему среди уральских рабочих и крестьян с каждым годом росла ненависть против заводчиков как капиталистов и крупнейших землевладельцев.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве Сельское хозяйство Южного Урала, хотя и медленно, вырастало из крепостнического в буржуазное. Только за годы посевные площади в Уфимской губернии расширились с 800 тыс. до 1,5 млн. десятин, в основном, за счет увеличения посевов зерна, вывоз которого из губернии составлял свыше 13 млн. пудов в год. В Оренбургской губернии за первые.26 пореформенных лет ( гг.) площадь распаханных земель увеличилась в 4,3 раза. Главной зерновой культурой была яровая пшеница, посевы которой достигли 1,15 млн. десятин. В конце XIX в. Оренбургская губерния стала одним из важных районов производства товарного хлеба. Южный Урал становится крупным поставщиком скота и животноводческих продуктов: кумыса, курта, масла. Строительство железных дорог открыло выход сельскохозяйственной продукции к европейскому и азиатскому рынкам и ускорило рост товарного земледелия и скотоводства. Усилился приток переселенцев из губерний Европейской России. Но одновременно с этим на Южном Урале сохранились остатки крепостничества, мешавшие развитию производительных сил края, росту капиталистического предпринимательства в сельском хозяйстве. Многонациональные массы трудящихся обрекались на нищету и разорение, темноту и невежество. Борьба крестьян за землю была постоянным явлением в пореформенной деревне.

Использованная литература: Н.Б. Виноградов, В.Н.Елисеева «Очерки истории Челябинской области» А.И. Александров «История родного края»