Индивидуально- психологические особенности личности Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Личность Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент.
Advertisements

Самосознание является одним из ведущих элементов психологического склада личности, регулирующих деятельность и поведение человека. Самосознание включает.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
План: 1. Темперамент. 2. Характер. 3. Способности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Социально – психологическая дезадаптация детей и подростков.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Роль темперамента и характера в общении. Роль способностей в жизни человека. Выполнила студентка второго курса БТ Р Умбетова Линара.
Контрольная работа по психологии Вариант 3. Вопрос 1 Вариант 1. Вариант 1. Назовите структуру деятельности Вариант 2. Вариант 2. Назовите виды деятельности.
Внутренний мир человека Человек. Общество. Государство, 9 класс Prezentacii.com.
Темперамент и характер.. Ключевые вопросы: Понятие о темпераменте и его типах Понятие о темпераменте и его типах Характер, его природа и структура. Характер,
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Подготовила педагог-психолог МОУ»СОШ 1»г. Емва – Субботина К. В.
«Формирование личности». «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что.
Задание 1. Описание темперамента. Характеристика героев сказки веселая, энергичная подвижная, возбудимая, страстная, настойчивая, общительная, Вспыльчивая,
Психические свойства личности. Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик,
Психология личности.. Ключевые вопросы: Соотношение понятий: Соотношение понятий: человек–индивид–личность– индивидуальнос ть Уровни функционирования.
Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
Транксрипт:

Индивидуально- психологические особенности личности Т.В. Панченко кандидат педагогических наук, доцент

План 1.Индивид, личность, индивидуальность.Индивид, личность, индивидуальность. 2. Структура личности.Структура личности. 2.1 Зарубежные концепции. -Биогенетический подход. -Социогенетический подход. -Психогенетический подход. 2.2 Отечественные концепции.Отечественные концепции. - Направленность – ведущий компонент личности.Направленность – ведущий компонент личности. 3.Эмоционально-волевая сфера личности.Эмоционально-волевая сфера личности. 4.Индивидуально-психологические особенности (свойства) личности (темперамент, характер, способности).Индивидуально-психологические особенности (свойства) личности

1. Индивид, личность и индивидуальность Личность – это системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности в нем общественных отношений (2 главных компонента структуры личности – сознание и самосознание). Индивид – это представитель биологического класса, содержащий общие свойства, присущие людям. Индивидуальность определяется чертами, присущими конкретному человеку, и содержит 2 уровня

2 уровня индивидуальности: - Особенности НС. - Тип темперамента. - Задатки и др. - Импульсивность/рефлексивность. - Пластичность/ригидность. - Экстравертированность/ интровертированность - Экстрапунитивность/интрапунитивность (по Дж. Роттеру: экстернальный / интернальный локус контроля). - Эмотивность. - Нейротизм. - Способности. Индивидуальные качества Психодинамические качества

Характеристики индивидуальности

2. Структура личности Социогенетический подход Биогенетический подход Психогенетический подход Психоанализ (З. Фрейд) Теория рекапитуляции (С. Холл) Конституционные теории (Э. Кречмер, У. Шелдон) Теория научения (Э. Торндайк, Б. Скиннер) Теория ролей (К. Левин) Аналитическая теория (К. Юнг) Психодинамическая теория (Э. Эриксон, Л. Адлер) Персонологическая теория (А. Маслоу, К. Бюлер) Когнитивистская теория (Ж. Пиаже)

Конституциональные типы По Э. Кречмеру: атлетический, астенический, пикнический, (диспластичный) По У. Шелдону: мезоморфный, эктоморфный, эндоморфный Концепции темперамента

Структура личности (по З. Фрейду) Ид (Оно) (расширяется) Врожденные бессознательные инстинкты, детерминирующие деятельность. Энергетическая основа развития Супер-Эго (Сверх-Я) Формируется в процессе жизни ребенка (совесть, интроспекция, идеалы). Половая идентификация, амбивалентные чувства (комплекс Электры и Эдипов комплекс) Эго (Я) (сужается) Врожденная структура. Арена борьбы противоречивых тенденций Бессознательный Сознательный Предсознательный 3 слоя психики

Модель личности по Л. Адлеру – Фиктивный финализм. – Стремление к превосходству. – Чувство неполноценности и компенсация. – Социальный интерес. – Жизненный стиль. – Креативное Я. Структура личности по К. Юнгу 1. Коллективное бессознательное – архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима и Анимус, Самость 2. Индивидуальное бессознательное (Оно). 3. Сознание (Эго - Я).

2.2 Структура личности в отечественной психологии Ананьев Б.Г. 4 стороны личности: 1)человек как биологический вид; 2)онтогенез и жизненный путь индивида; 3)человек как личность; 4)человек как часть человечества Абульханова К.А. Личность - субъект жизненного пути и деятельности. Основа развития – активность, способность к организации времени, социальное мышление. Мясищев В.В. Ядро личности – система ее отношений к внешнему миру и к себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения.

Рубинштейн С.Л. Структура личности: 1. Направленность ( потребности, мотивы, интересы, убеждения ) 2.Индивидуально-типологические особенности ( темперамент, характер, способности ) 3.Знания, умения, навыки Платонов К.К. Динамическая функциональная структура: 1. Направленность 2. Опыт 3. Особенности психических процессов 4. Биопсихологические свойства Узнадзе Д.Н. Личность – целостное и духовное образование, мотивы и поступки которой могут носить и неосознанный характер (установки).

Направленность - ведущий компонент личности Потребности (источник активности, внутреннее состояние нужды) Жизненные - биологические, - самосохранение, - продолжение рода, - сохранение вида Ситуативные - в общении, - в аффилиации, -в обособлении Потребности деятельности Мотивы – побуждения к деятельности Направленность – это совокупность устойчивых мотивов, определяющих деятельность личности

3. Эмоционально-волевая сфера личности Эмоции – это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания смысла явлений и ситуаций, обусловленных их отношением к потребностям (ситуативный). Чувства – специфически человеческие устойчивые переживания, возникающие на основе удовлетворения (неудовлетворения) потребностей человека как личности (предметны). Воля – это психические процессы человека, обеспечивающие поведение и деятельность при возникновении трудностей на пути к достижению осознанно поставленных целей (целеполагание+борьба мотивов).

Классификация: 1. Эмоциональные реакции: аффекты 2. Эмоциональные состояния: эйфория, тревога, депрессия 3. Эмоциональные отношения: чувства Эмоции Условия возникновения: - наличие потребности - оценка возможности ее удовлетворения Функции: 1. регуляция поведения 2. смыслообразование Двойственная природа: - экспрессивная - импрессивная

Ч у в с т в а По направленности: - положительные - отрицательные По влиянию на деятельность: - стенические, - астенические По форме проявления: - настроения, - аффекты, -страсти По степени обобщенности: - конкретные, - обобщенные, - абстрактные По сложности: - простые (низшие), - сложные (высшие)

4. Индивидуально-психологические особенности (свойства) личности 4.1 Темперамент – это психическое свойство личности, которое характеризует динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки. Наследственность – темперамент – тенденции в поведении

Конституциональная концепция темперамента Э. Кречмера (психоастезия; фон настроения, психический и двигательный темп) Тип конституции Тип темперамента Предрасположенность (при расстройствах психики) Астенический (лептосоматический) Шизотимический Шизофрения Пикнический Циклотимический Маниакально- депрессивный психоз Атлетический ИксотимическийЭпилепсия

Соматотипическая концепция темперамента У. Шелдона Телосложение Темперамент Эндоморфный тип Висцеротонический – дружелюбие, гедонизм, расслабленность, «тяга к людям», мягкость при опьянении Мезоморфный тип Соматотонический –уверенность, скрытность, «тяга к действиям», агрессивность при опьянении Эктоморфный тип Церебротонический – скованность, тяга к одиночеству, устойчивость к алкоголю Конституциональные типы

4 основных типа ВНД (по И.А. Павлову): «безудержный» (холерик) (сильный, подвижный, неуравновешенный), «живой» (сангвиник) (сильный, подвижный, уравновешенный), «спокойный» (флегматик) (сильный, уравновешенный, инертный), «слабый» (меланхолик) (слабый, неуравновешенный, малоподвижный) Свойства темперамента Реактивность. Эмоциональная возбудимость. Динамичность. Пластичность/ригидность. Активность. Экстраверсия – интроверсия.

4.2 Психология характера Характер – это система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психологический склад, определяющий типичные формы поведения человека и выражается в его отношениях к себе, к людям, к миру, к деятельности.

По силе По устойчивости По чертам По отношению Классификация характеров К миру: - идейный - безыдейный К себе: альтруист эгоист К вещам: аккуратный, неряшливый К людям: - общительный - замкнутый К делу: - деятельный (целеустремленный; нецелеустремленный) - бездеятельный

Понятие об акцентуациях характера (К. Личко, К. Леонгард) 1. Гипертимный (гиперактивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность. 2. Дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной. 3. Циклоидный – циклическое чередование 1 и 2.

4. Эмотивный – чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, чаще печальное настроение. 5. Демонстративный - стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, необычное увлечение, ложь. Легко забывает о своих неблаговидных поступках. 6. Возбудимый - раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. 7. Застревающий – не может забыть обид, "сводит счеты", несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывают активной стороной.

8. Педантичный – выраженная занудливость в виде "переживания" подробностей, чрезмерная аккуратность 9. Тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях. 10. Экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость.

11. Интровертированный (шизоидный, аутистический) – малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким. 12. Экстравертированный (конформный) – высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

4.3 Психология способностей Способности – индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней. Концепции способностей Теория наследственности (Ф. Гальтон) Теория приобретенных способностей (Гельвеций) Диалектика врожденного и приобретенного в способностях (П.Я. Гальперин, Б.М. Теплов)

Активное взаимодействие с окружающим миром (деятельность) Социальная ситуация: обучение, воспитание УСЛОВИЯРАЗВИТИЯУСЛОВИЯРАЗВИТИЯ Способности По широте и направленности: общие (умственные, коммуникативные и др.) и специальные:, математические и др. Уровни: - Одаренность (совокупность способностей) - Талант (высокий уровень творчества) - Гениальность Задатки (тип ВНД, особенности развития структур мозга

Задания 1. Соотнесите понятия с их содержанием. 1. ТемпераментА) Индивидуально-психологические особенности, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условиями ее успешного выполнения. 2. Направленность личности Б) Совокупность свойств личности, закрепленных в привычках поведения. 3. ХарактерВ) Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его деятельности и поведения. 4. СпособностиГ) Психическое свойство, которое не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но способствует успешному их приобретению Д) Индивидуальное сочетание устойчивых и существенных особенностей человека, которые выражают его отношение к миру

2. Разведите черты характера и свойства темперамента 1. Неуравновешенность. 2. Трудолюбие. 3. Чувство долга. 4. Ответственность. 5. Хорошая координация. 6. Аккуратность. 7. Впечатлительность. 8. Вежливость. 9. Низкая работоспособность. 10. Быстрое включение в работу. 11. Низкая адаптируемость. 12. Высокая контактность. 13. Цикличность в настроении и деятельности. 14. Замкнутость. 15. Предпочтение одиночества большой шумной компании. 16. Ранимость. 17. Малоподвижность. 18. Вспыльчивость. 19. Доброта.

Молодцы!