КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК. Необходимость создания новой экзаменационной модели направления модернизации российского школьного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение на лингвистическую тему (СЛТ). Специфика СЛТ 1. По форме развёрнутый ответ на лингвистическую тему это небольшое связное рассуждение в научном.
Advertisements

Работа над сочинением- рассуждением С2.1 Составлено методической лабораторией русского языка и литературы. Автор Лобкова В.Н.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 ( или более ) разные функции.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Г ОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ( В НОВОЙ ФОРМЕ ) ГИА – КЛАСС Р У С С К И Й Я З Ы К Спецификация Кодификаторы элементов содержания экзаменационной.
Особенности экзаменационной работы по русскому языку Государственная итоговая аттестация 9 класс 2009 год.
По материалам «Учебно-методических материалов для подготовки председателей и членов территориальных предметных комиссий по заданий с развернутым ответом.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
Государственная итоговая аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений учебного года (в новой форме) РУССКИЙ ЯЗЫК.
Специфика новой формы контрольных измерительных материалов Специфика новой формы контрольных измерительных материалов для проведения государственной итоговой.
Изменения в демоверсии ГИА 2013 года. Характеристика структуры и содержания КИМ 2013 года В работу по русскому языку включены 7 заданий с выбором ответа.
Русский язык. 9 класс Государственная итоговая аттестация по русскому языку выпускников 9-х классов в новой форме.
Система работы над изложением и сочинением при подготовке к ГИА9 Учитель русского языка и литературы МОУ «Смоленская СОШ 2» Казакова Елена Геннадьевна.
Родителям о ГИА по русскому языку МБОУ «СОШ 59 г. Владивосток» 2012 г.
Продолжительность экзамена по русскому языку 3 часа 55 минут.
Русский язык ГИА - 9. Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с 2011 г. Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 Изменено количество заданий.
Критерии оценивания экзаменационной работы ГИА 9 класс.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Структура и содержание экзаменационной работы ОГЭ. Виды деятельности учащихся при выполнении частей работы. Кафедра языкового и литературного образования.
Транксрипт:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГИА РУССКИЙ ЯЗЫК

Необходимость создания новой экзаменационой модели направления модернизации российского школьного образования и уточнение целей обучения предмету; направления модернизации российского школьного образования и уточнение целей обучения предмету; повышение объективности результатов экзаменов, учёт достижений современой психологической и лингвистической наук; повышение объективности результатов экзаменов, учёт достижений современой психологической и лингвистической наук; тенденции определения целей и уровней владения языками в мировой теории и практике тенденции определения целей и уровней владения языками в мировой теории и практике

Концептуальные подходы к формированию КИМов Первостепеное значение в новой форме экзамена придаётся не проверке количества знаний выпускника, а оценке сформированости у него универсальных способов познания, мышления, практической деятельности. Соответствие Государственому образовательному стандарту.

Характеристика модели преемственость контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов государственой итоговой аттестации выпускников 9 классов; преемственость контрольных измерительных материалов ЕГЭ и материалов государственой итоговой аттестации выпускников 9 классов; преемственость в видах проверяемых предметных умений. преемственость в видах проверяемых предметных умений.

Компетентностный подход к проверке лингвистическая компетенция – умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; лингвистическая компетенция – умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений; языковая компетенция – практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; языковая компетенция – практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм; коммуникативная компетенция – владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственые высказывания. коммуникативная компетенция – владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственые высказывания.

Структура работы Трёхчастная структура работы по русскому языку обусловлена несколькими причинами: воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание – чтение – письмо); воспроизводит логику познавательной деятельности ученика (слушание – чтение – письмо); учитывает структуру и типы заданий ЕГЭ; учитывает структуру и типы заданий ЕГЭ; соответствует компетентностному подходу к проверке уровня обучености выпускников. соответствует компетентностному подходу к проверке уровня обучености выпускников.

Особености экзаменационой работы по русскому языку 2009 года

С.1 Сжатое изложение Требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточености на правописных нормах, но прежде всего: структурированого восприятия содержания текста, структурированого восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепеное. умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, отсекать второстепеное. Сжатое изложение – это такая форма творческой работы, которая побуждает выпускника выполнить информационую обработку текста. При этом востребоваными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и в первую очередь, умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и кратко передать полученую информацию.

Сжатое изложение проверяет: умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушаном тексте; умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушаном тексте; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное; умение письмено передавать обработаную информацию. умение письмено передавать обработаную информацию. Проверка этих трёх основных умений легла в основу системы критериев оценивания изложения.

Методика проведения изложения Первое чтение (10 мин.) Первое чтение (10 мин.) Прочитывать текст с паузами между абзацами, не торопясь, выразительно. Во время чтения обучающиеся могут делать пометки, набросать общий план текста в свободной форме (тезисы, ключевые слова…) Осмысление прочитаного текста (5 мин.): Осмысление прочитаного текста (5 мин.): - систематизировать записи, - систематизировать записи, - отметить количество микротем. - отметить количество микротем. Второе чтение (10 мин.) Второе чтение (10 мин.) - соотнести информацию со своими записями, проверить абзацное членение. - соотнести информацию со своими записями, проверить абзацное членение. Написание сжатого изложения (75 мин.). Написание сжатого изложения (75 мин.). !!! За 30 мин. до окончания этого вида работы выдаются словари. Общее время – 100 мин. (1.40)

Текст 250 слов, не более 5 микротем абзаца абзаца микротема 1 Не так давно считалось, что успех в жизни прямо зависит от наших интеллектуальных способностей, знаний и умений. 2 Сейчас учёные приходят к выводу, что интеллектуальный багаж – это необходимое, но недостаточное условие достижения успеха. 3 Чтобы добиться успеха, человек, кроме прочего, должен обладать способностью понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. 4 Развить эту способность можно, в частности, через восприятие искусства, потому что при этом развивается наш эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.

Внимание! При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Основные содержательные приёмы компрессии текста разделение информации на главную и второстепеную, исключение несущественой и второстепеной информации; разделение информации на главную и второстепеную, исключение несущественой и второстепеной информации; свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее); свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее); передача основной информации микротемы за счёт упрощения информации. передача основной информации микротемы за счёт упрощения информации.

Сжимая прослушаный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственый, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. Сжимая прослушаный текст, экзаменуемый создаёт на его основе собственый, который, как и любой текст, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста.

Вторая часть экзаменационой работы включает чтение текста и выполнение заданий с выбором ответа (А1 –А7) – 85 мин. А1 - выход на основную проблему А1 - выход на основную проблему А 2 - позиция рассказчика, автора ил и героя А 2 - позиция рассказчика, автора ил и героя А 3 - главный герой текста, характеристики героя А 3 - главный герой текста, характеристики героя А 4, А5 - понимание важных для содержательного анализа отношений синонимии и антонимии как на лексическом, так и на текстовом уровне А 4, А5 - понимание важных для содержательного анализа отношений синонимии и антонимии как на лексическом, так и на текстовом уровне А 6 -понимание роли номинации героев в выявлении авторского отношения к ним А 6 -понимание роли номинации героев в выявлении авторского отношения к ним А 7 – опознавание изученых средств выразительности речи А 7 – опознавание изученых средств выразительности речи

и заданий с кратким ответом (В1 – В14) В1 – замена слова стилистически нейтральным синонимом В1 – замена слова стилистически нейтральным синонимом В2 – правописание корней (чередование) В2 – правописание корней (чередование) В3 – правописание приставок В3 – правописание приставок В4 – -н-, -н- в суффиксах разных частей речи В4 – -н-, -н- в суффиксах разных частей речи В5 – вводные слова, уточняющие члены предложения В5 – вводные слова, уточняющие члены предложения В6 – ССП (пунктуация – границы частей предложения) В6 – ССП (пунктуация – границы частей предложения) В7 – СПП (пунктуация – границы частей предложения) В7 – СПП (пунктуация – границы частей предложения) В8 – словосочетание (тип связи) В8 – словосочетание (тип связи) В9 – грамматическая основа предложения В9 – грамматическая основа предложения В10 – однородные члены предложения В10 – однородные члены предложения В11 – обособленое обстоятельство (определение, приложение) В11 – обособленое обстоятельство (определение, приложение) В12 – количество грамматических основ В12 – количество грамматических основ В13 – БСП В13 – БСП В14 – СПП с несколькими придаточными (однородные) В14 – СПП с несколькими придаточными (однородные)

Выполнение заданий группы А готовило экзаменуемого к написанию сочинения-рассуждения на морально- нравственую тему (С2.2). Выполнение заданий группы В – к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (С2.1). За каждое верно выполненое задание второй части экзаменационой работы экзаменуемый получает 1 балл (за неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов).

Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно Третья часть работы содержит два альтернативных творческих задания (С2.1 и С2.2), из которых выпускник должен выбрать только одно (55 мин.) Проверяется умение создавать собственое связное высказывание на заданую тему на основе прочитаного текста. Проверяется умение создавать собственое связное высказывание на заданую тему на основе прочитаного текста. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и строиться по определёным композиционым законам. Это высказывание должно соответствовать функционально-смысловому типу речи рассуждение и строиться по определёным композиционым законам. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитаный текст. При этом особое внимание уделяется умению экзаменуемого аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитаный текст.

Сочинение-рассуждение с опорой на прочитаный текст позволяет на доступном девятиклассникам материале и в доступной для них форме проверить комплекс необходимых предметных и общеучебных умений, которые должны быть в основном сформированы в основной школе. В то же время учитывалось, что большинство выпускников 9 класса ещё не обладает достаточным жизненым и культурным опытом для того, чтобы написать без опоры на конкретный текстовый материал даже небольшое сочинение на какую-либо из тем, затрагивающих серьёзные этические, общественые или культурные проблемы. Принималось во внимание, что выполнение задания С2 сближает экзамен в 9 классе с ЕГЭ.

Если экзаменуемый выбрал сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, он может написать эту работу: в общекультурном плане (указать 2 (или более) разные функции лингвистического явления), в общекультурном плане (указать 2 (или более) разные функции лингвистического явления), с филологической точки зрения (более глубокий анализ функций и структурно-грамматическая дифференциация).

«На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении 11 («Но как он их преподносил!..») обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без знака препинания фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмыслено. А восклицательный знак передаёт восхищение автора и придаёт предложению однозначный смысл, мы понимаем, что Серёга преподносил даже самые простые цветы как-то по- своему, необыкновено. «На письме без знаков препинания не обойтись, так как они не только расставляют эмоциональные акценты, но и помогают верно передать смысл предложения. К примеру, в предложении 11 («Но как он их преподносил!..») обойтись без восклицательного знака не представляется возможным. Ведь без знака препинания фраза осталась бы непонятной и смотрелась бы в тексте неприметно и даже бессмыслено. А восклицательный знак передаёт восхищение автора и придаёт предложению однозначный смысл, мы понимаем, что Серёга преподносил даже самые простые цветы как-то по- своему, необыкновено. Или в предложении 31 («Без телевизора, музыки, обжорства») задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена. Или в предложении 31 («Без телевизора, музыки, обжорства») задача перечисления важных моментов без запятых не была бы решена. Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания. Да вобщем-то и весь текст был бы при прочтении эквивалентен неясному набору символов, не ставь люди знаков препинания. Чтобы то, что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации, Кирилл». (131 слово) Чтобы то, что мы написали, смогли понять и другие, следует ставить знаки препинания и соблюдать правила пунктуации, Кирилл». (131 слово) Указаны 2 разные функции знаков препинания: смыслоразличительная и интонационо-экспрессивная.

. «Выражая свои мысли в письменом виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять. «Выражая свои мысли в письменом виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. И знаки препинания помогают нам в этом. Без них мы ничего не сумели бы ни выразить, ни понять. Вот предложение 8 текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Вот предложение 8 текста: «А какие тогда можно было купить цветы?» Вопросительный знак здесь обозначает риторический вопрос, то есть автор подразумевает, что почти никаких цветов тогда нельзя было купить. Стоит заменить этот знак восклицательным, и смысл изменится: всякие, даже самые красивые цветы можно было купить тогда. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения. Значит, знаки препинания могут передавать смысл предложения. Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29). Также пунктуация в конце предложения может обозначать цель высказывания и интонацию речи (например, предложения 28, 29). Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении 12, например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинёного предложения. А в предложении 3 запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст. Кроме того, в предложениях знаки могут быть разделительными и выделяющими. В предложении 12, например, запятая разделяет главную и придаточную часть сложноподчинёного предложения. А в предложении 3 запятые выделяют вводное слово. Все эти знаки помогают быстро и правильно прочесть и понять текст. Так что знаки препинания на письме необходимы, прав Антон». (148 слов ) Так что знаки препинания на письме необходимы, прав Антон». (148 слов ) Здесь не только указаны смысловая и интонационая функции пунктуации, но и приводится структурно-грамматическая дифференциация знаков (выделяющие и разделительные знаки).

Очень важно наличие примеров-аргументов из текста Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитаного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений. При этом примеры могут быть подробно рассмотрены и истолкованы или попутно сообщены экзаменуемым в виде ссылки. Примеры могут приводиться как в виде цитаты из прочитаного текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений. При этом примеры могут быть подробно рассмотрены и истолкованы или попутно сообщены экзаменуемым в виде ссылки. Необходимо соответствие приводимых примеров- аргументов тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Необходимо соответствие приводимых примеров- аргументов тем тезисам, которые выдвинуты в сочинении. Только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названую функцию лингвистического явления. Только такой пример считается аргументом, который действительно иллюстрирует названую функцию лингвистического явления.

Очень важна смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей При любом варианте композиции в сочинении должно просматриваться коммуникативное намерение пишущего, без него невозможна смысловая цельность текста (вступление- тезис). При любом варианте композиции в сочинении должно просматриваться коммуникативное намерение пишущего, без него невозможна смысловая цельность текста (вступление- тезис). Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла. Членимость – это одна из основных текстовых категорий (признаков). Средством выражения членимости является абзац. Абзацное членение является важным средством выражения авторского замысла.

Сочинение-рассуждение на тему, связаную с анализом текста Необходимо обратить особое внимание на то, что экзаменуемый должен объяснить смысл предложеного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки.

Оценка грамотности и фактической точности речи Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменой речи оценивается на основании проверки изложения + сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Квалификация ошибок Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. Не следует смешивать ошибки грамматические и орфографические Речевая ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего, в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических или стилистических норм. Речевая ошибка – это ошибка не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего, в употреблении слова. По преимуществу это нарушение лексических или стилистических норм.

Система оценивания отдельных заданий и работы в целом Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание первой части экзаменационой работы, - 7 баллов. Максимальная сумма, которую может получить учащийся, правильно выполнивший задание первой части экзаменационой работы, - 7 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 21 тестовое задание второй части работы (по 1 баллу за задание), - 21 балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 21 тестовое задание второй части работы (по 1 баллу за задание), - 21 балл. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задание третьей части работы, - 7 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший задание третьей части работы, - 7 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за соблюдение языковых и речевых норм, фактической точности - 10 баллов. Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый за соблюдение языковых и речевых норм, фактической точности - 10 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационой работы, - 45 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационой работы, - 45 баллов.

Шкала пересчета первичного балла в отметку (русский язык как родной) Отметка по 5- балльной шкале «2»«3»«4»«5» Первич-ныйбалл , из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК , из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4