Управление организацией 1 курс. Тема 9. Классические структуры управления организацией Организационная структура как элемент системы управления, ее сущность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Менеджмент Неправский Александр Александрович, к.э.н., доцент специальности: «Инвестиционный менеджмент» «Инновационный менеджмент».
Advertisements

Характерные черты организационных структур управления Кулагина Марина Сергеевна ДБМ-103.
Линейно-функциональная структура управления
Организационные структуры управления
Организационная структура. Организационная структура - Состав, соотношение, взаимосвязь подразделений, управляющих предприятием Состав, соотношение, взаимосвязь.
Сентябрь 2015 Теория организации МЕНЕДЖМЕНТ. Менеджмент. Тема 2 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ 2 к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Чистякова Наталья Олеговна.
Сентябрь 2015 Теория организации МЕНЕДЖМЕНТ. Менеджмент. Тема 2 ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕМЫ 2 к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Чистякова Наталья Олеговна.
Организационные структуры управления. Организационная структура Установление норм, правил и процедур Рациональность организационной структуры Право принятия.
Тема 4. Организация как функция управления. План лекции Делегирование, полномочия и ответственность Департаментализация Централизация и децентрализация.
Структура управления организацией 1. Понятие структуры управления, основные ее элементы 2. Типология структур управления.
Организационно-управленческая структура. Классификация организационно-управленческих структур Иванова Екатерина гр.Г-214.
Основы менеджмента. Тема урока: «Виды организационных структур управления»
Структура системы менеджмента. Организационные отношения в системе менеджмента.
Тема 2 Организационная структура гостиницы (гостиничного предприятия)
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Виды структур организации Группа «ВМ-41». Понятие организационной структуры Организационная структура Организационная структура документ, схематически.
Функция организации находит свое выражение в форме организационной структуры компании. Организационная структура компании – система управления, описанная.
Лекция 4. Исследование систем управления Черная И.П. д. э. н., доцент.
Правила построения рациональных организационных структур.
Транксрипт:

Управление организацией 1 курс

Тема 9. Классические структуры управления организацией Организационная структура как элемент системы управления, ее сущность и классификация. Бюрократический тип ОСУ: их особенности, преимущества и недостатки. Органические ОСУ: их особенности, преимущества и недостатки. Проектные, матричные, бригадные, инновационные. Проектирование организационных структур. Совершенствование ОСУ в современной управленческой деятельности. Адаптивные структуры и кризисные явления.

Организационная структура Организационная структура управления (ОСУ) – упорядоченная по определенному принципу совокупность взаимосвязанных элементов (подразделений), находящихся между собой в устойчивых отношениях (связях), обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. Основными элементами организационной структуры управления являются: - звенья (подразделения или отдельные работники) управления; - уровни управления (совокупность звеньев управления); - управленческие связи (прямые и обратные).

Организационная структура Звенья управления – это специально образованные структурные подразделения внутри организации, которые занимаются решением, как правило, однородных задач. Уровень управления – определенное количество звеньев управления, которое образует соответствующую горизонтальную ступень в системе управления организацией. Управленческие связи – отношения и процессы, обеспечивающие успешную реализацию функций управления, характеризующие взаимоотношения между субъектами управления и имеющие определенную направленность.

Организационная структура В основе образования и, соответственно, построения организационных структур лежит горизонтальное (департаментализация) и вертикальное (уровни управления) разделение управленческого труда.

Классификация организационных структур Организационные структуры управления подразделяются на: – формальные ОСУ, которые функционируют на основе соответствующих регламентирующих документов или разовых организационных мероприятий – неформальные ОСУ, которые возникают на основе взаимоотношений лидерства и подчинения между членами организации и отражают межличностные взаимоотношения в организации Формальные организационные структуры управления: - иерархические, механические, бюрократические; - органические, адаптивные, адхократические.

Классификация организационных структур Характеристики иерархического типа ОСУ - жестко установленные связи между звеньями и уровнями управления - иерархичность управления - соблюдение формальных правил и процедур Органический тип ОСУ характеризуется подвижными связями между элементами, способными адаптироваться к изменениям окружающей среды в большей степени, чем иерархические структуры.

Классификация организационных структур Иерархические организационные структуры управления: – линейная ОСУ – функциональная ОСУ – линейно-функциональная ОСУ – линейно-штабная ОСУ – дивизиональная ОСУ

Линейные организационные структуры Линейные структуры характеризуются линейными формами связи вертикального типа, при которых нижестоящее звено подчиняется непосредственно вышестоящему, и основаны на «принципах власти- подчинения», «прямой-обратной» связи. Разновидности линейных ОСУ: - вертикальная - плоские Руководитель Линейный руководитель А (функции а,б) Линейный руководитель Б (функции а,б) исполнители

Линейные организационные структуры Преимущества Недостатки 1. Единство и четкость распорядительства 1. Очень высокие требования к руководству 2. Согласованность действий исполнителей 2. Отсутствие специализированных звеньев по планированию управленческих решений 3. Простота управления 3. Перегрузка высшего руководства информацией 4. Четкая ответственность каждого звена и уровня 4. Затруднены связи между звеньями одного уровня (плоская линейная ОСУ) 5. Оперативность в принятии управленческих решений 5. Концентрация власти в управленческой верхушке 6. Тяжеловестность, т.е. решение идет по цепочке очень долго, в результате чего теряется время (вертикальная линейная ОСУ)

Функциональная организационная структура Функциональная организационная структура – это структура, в которой каждый орган управления специализирован на выполнении определенного круга производственных, технологических, проектных, финансовых, информационных или обеспечивающих функций РУКОВОДИТЕЛЬ Функциональный руководитель (функция а) Функциональный руководитель (функция б) исполнители

Функциональные организационные структуры Достоинства Недостатки 1. Высокая компетентность специалистов 1. Чрезмерная заинтересованность в решении «своих» вопросов 2. Освобождение линейного руководства от решения специальных вопросов 2. Трудности в поддержании постоянной взаимосвязи между функциональными службами 3. Стандартизация, формализация и программирование управленческих явлений и процессов 3. Длительность процедур принятия управленческих решений 4. Исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих решений 4. Снижение ответственности за работу 5. Уменьшение потребностей в специалистах широкого профиля

Линейно-функциональные организационные структуры Линейно-функциональные структуры характеризуются тем, что линейные звенья (руководители) принимают решения и распоряжения, а функциональные осуществляют консультирование, информирование, координацию, планирование и выходят только на нижестоящие линейные звенья. Достоинства: - стабильность полномочий и ответственности за персоналом - единство и четкость распорядительства - более высокая, чем в линейной структуре, оперативность принятия и выполнение решений - личная ответственность каждого руководителя за результаты деятельности - профессиональное решение задач специалистами функциональных служб Недостаток: сложность достижения эффективного взаимодействия между линейными и функциональными звеньями. Функциональный руководитель (функция б) РУКОВОДИТЕЛЬ исполнители Линейный руководитель Функциональный руководитель (функция а)

Линейно-штабные структуры характеризуются созданием при линейных руководителях, как правило, высшего уровня, специальных экспертно- консультативных органов или штабов, основная функция которых – подготовка и обоснование управленческих решений путем их экспертизы и консультаций линейного руководителя. Достоинство: глубокая и квалифицированная аналитика любой сложной проблемы Недостаток: удорожание самих структур и стоимости подготовки решений из-за «разбухания» штабов, затраты времени на анализ проблемы, противостояние штабных и линейно-функциональных структур Линейно-штабные организационные структуры Руководитель исполнители Линейный руководитель А Линейный руководитель Б штаб

Дивизиональная организационная структура Дивизиональная организационная структура – это структура, в которой четко разделено управление отдельными продуктами, региональными направлениями и потребителями со значительной оперативной самостоятельностью вплоть до юридической. Дивизион – подразделение организации, которое обладает достаточно широкой автономией – частичная децентрализация процесса принятия решений Достоинство: оптимизация централизованной координации и контроля с децентрализованным управлением Недостаток: опасность полной потери контроля над деятельностью дивизионов и отсутствие тесной связи с головной организацией

Классификация организационных структур Органические организационные структуры управления: – матричная ОСУ – бригадная организационные структуры управления – проектные организационные структуры управления: - классические проектные организационные структуры управления - инновационные (венчурные) организационные структуры управления

Матричная организационная структура Матричная структура - решетчатая организация с двойным подчинением: с одной стороны, функциональному руководителю, с другой – руководителю проекта (целевой программы). Функциональная структура обеспечивает техническое решение задач, а руководитель программно-целевой программы наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с отведенными сроками, целями, ресурсами и требуемым качеством Достоинство: высокая адаптивность и рациональное использование ресурсов Недостаток: двойное подчинение исполнителей Руководитель организации экономическая главного инженера главного конструктора маркетинга функциональные службы Руководитель проекта А исполнитель Руководитель проекта Б исполнитель Руководитель проекта В исполнитель

Бригадная организационная структура управления Бригадная организационная структура управления - структура «ячеистого» типа, которая занимается всеми необходимыми операциями по изготовлению продукта – от начальной до конечной стадии и включает рабочих, инженеров, специалистов и управленцев. Принципы построения: - автономная работа бригады; - самостоятельное принятие решений и координация деятельности по горизонтали; - замена жестких бюрократических связей на гибкие; - привлечение сотрудников из других подразделений.

Проектные организационные структуры управления Проектные организационные структуры управления создаются для решения конкретной задачи (проекта) в конкретные сроки. Принципы построения: - формирование и работа на временной основе; - включает необходимых специалистов и управленцев; - адаптивный характер; - привлечение высокопрофессиональных сотрудников.

Инновационные (венчурные) организационные структуры управления Инновационные (венчурные) организационные структуры управления - структуры мобильного типа направленные на решение инновационных проектов дающих быструю отдачу в условиях динамичной среды с высокой степенью риска. Достоинства: - мобильность и адаптивность - скорость разработки продукта и доведение его до выпуска - целевая направленность Недостатки: - высокая степень риска

Формирование организационных структур управления Процесс формирования ОСУ, как правило, включает три этапа. I этап – аналитический, когда исходя из миссии организации, целей и задач, анализируется теория и практика проектирования ОСУ. II этап – проектный, или департаментализация, т.е. выделение отделов (звеньев) и установление связей между ними. III этап – организационный, когда новая структура практически внедряется в организации.

Формирование организационных структур управления Принципы формирования: - количественный (оптимальное число сотрудников) - временной (целесообразна посменная или вахтовая работа) - технологический (цеха, участки) - профессиональный (специалисты с близкими специальностями) - функциональный (основные направления деятельности) - региональный (территориальный) - продуктовый - потребительский (рыночный) - инновационный (специальные центры венчурного типа)

Модификация организационных структур управления Направления реорганизации: - преобразования организаций (переход от «вертикальных» к «плоским») - развитие адаптивных принципов управления - симбиоз адаптивных и иерархических структур - образование конгломератов - формирование модульных и атомистических организаций - сокращение управленческого аппарата - оптимизация централизации и децентрализации - внедрение сетевых принципов организации

Адаптивные структуры и кризисные явления Сравнение организационных структур управления в условиях кризисных явлений: - централизованные организационные структуры управления (высокие мобилизационные способности, возможность глобальной оптимизации управления, невысокие адаптационные способности, относительно низкая надежность системы, высокая зависимость от центра) - скелетные организационные структуры управления - децентрализованные (сетевые) организационные структуры управления (низкие мобилизационные способности, высокие адаптационные способности, относительно высокая надежность функционирования, невысокая зависимость от центра)

Спасибо за внимание