Традиции Коми Презентация Полиной Е.М. – воспитатель детского дома 3 г.Сыктывкара.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Республика Коми и город Воркута
Advertisements

Символы Республики Коми. Отличительный знак государства, используемый на печатях, монетах. Торжественная песня, принятая как символ страны. Прикреплённое.
Тема урока: РК. Создание творческого проект средствами Microsoft Power Point «Декоративно – прикладное искусство народов Коми» Управление образования администрации.
Традиционное ткачество народов Республики Коми Автор презентации ученица 8 класса Автор презентации ученица 8 класса Муниципальное общеобразовательное.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
«Ручная вышивка как один из видов декоративно- прикладного искусства»
Расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины. На крайнем севере Республики проходит Северный полярный круг. Территория сравнима по величине.
Народный костюм Работу выполнили: Приварин Даниил, Климова Дарья, Смоленцева Аня.
Древние образы в народном искусстве. Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) – это украшение предметов быта, которые имеют функциональное назначение, создаются.
Географическое положение Республики Коми РК – суверенное государство в составе РФ Столица – Сыктывкар (координаты???) Столица – Сыктывкар (координаты???)
90 полезных дел тебе, моя Республика МОУ «Читаевская основная общеобразовательная школа» 2011 год.
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Воспитатель: Яркова Т.Г.. Национальные одежды народов России делились на несколько категорий. У каждой возрастной категории был свой наряд, начиная с.
Открытый урок Тема: Национальный адыгейский костюм. Подготовила учитель технологии Энемской СОШ 25 Минакова В.В.
Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в.
Классный час Государственная символика Республики Бурятия.
ОГАОУ СПО «ВАЛУЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «ДЕНЬ ФЛАГА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ» Мероприятие подготовлено мастером.
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
Древние корни народного искусства Древние образы в народом искусстве.
Государственный герб, государственный флаг, государственный гимн Российской Федерации и Республики Коми являются официальными государственными символами.
Транксрипт:

Традиции Коми Презентация Полиной Е.М. – воспитатель детского дома 3 г.Сыктывкара

Государственный герб Республики Коми представляет собой изображение золотой хищной птицы на красном геральдическом щите: на груди птицы - лик женщины в обрамлении шести лосиных голов. В композиции, выполненной в стиле культового литья, нашли отражение мифоэпические воззрения коми. В традиционном толковании хищная птица с приоткрытыми крыльями является образом солнца, власти, верхнего мира. Лик женщины на груди птицы соответствует образу "Золотой Бабы", жизнедарующей солнечной богини, матери мира. Образ лося связан с идеей силы, благородства, красоты.

Сочетание золотого и красного, положенное в основу цветового решения герба, символизирует в коми фольклоре утреннее, весеннее, теплое солнце, материнство и рождение. Наряду с этим, в современной общественно- политической трактовке красное поле (фон) означает деятельность, активность народа и власти, а в сочетании с формой щита может ассоциироваться с исторической судьбой коми народа, входящего в состав многонационального Российского государства. При этом сама фигура птицы с полураскрытыми крыльями приобретает форму креста, что может трактоваться как символ духовной и государственной власти.

Государственный флаг Республики Коми представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из расположенных горизонтально трех полос в последовательности сверху вниз: синего, зеленого и белого цветов шириной в одну треть ширины флага каждая. Отношение ширины флага к его длине 1:2. Цветовое решение флага отражает специфические географические особенности и богатства природы Республики Коми. Синий цвет символизирует небесное начало, величие и бескрайность северных просторов. Зеленая полоса - символ надежды и изобилия - является условным обозначением необъятных таежных массивов Республики Коми. Белая полоса флага, воплотившая белизну и чистоту снега, девственность, простоту и суровую красоту северной природы, означает принадлежность территории Республики Коми к Северу, ее северное положение. В другой трактовке белый цвет - символ равенства проживающих в республике народов и единства их культур.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОМИ Любая национальная культура, имеющая многовековую историю, проявляет и несет в себе уникальные, присущие именно данному этносу компоненты, начиная с обустройства жизни и быта, строительства жилища и кончая традициями народно- прикладного и устно- поэтического творчества.

Декоративно-прикладное искусство народа коми было многокрасочным и разнообразным. Коми знали обработку металла, ювелирное дело, обработку кожи, тиснение и украшение ее металлическими накладками, разнообразные виды плетения из кожи, бересты, корня, соломы, резьбу по дереву, инкрустацию по дереву металлом и соломой. Творческие силы коми народа воплотились в разнообразных жанрах устного поэтического и песенного творчества, музыки, изобразительного искусства.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Самобытность коми национальной культуры нашла выражение и в народной одежде. До того, как во второй половине XIX века начали распространяться доступные привозные ткани и готовая одежда, широко были развиты прядение и ткачество. У коми сохранились собственные термины для обозначения техники и орудий производства, а также некоторые своеобразные приемы прядения и тканья. Впоследствии повседневная одежда среднего крестьянина состояла из нательного белья, верхней рубахи и штанов, сшитых из простых и дешевых тканей.

Праздничный костюм составляли шелковая или сатиновая рубаха, суконные штаны и покупной суконный кафтан и обязательно кожаные сапоги. Значительно более разнообразной была женская одежда: имелось различие между одеждой девушек, замужних женщин, вдов и старух. Различие это проявлялось в форме головных уборов, расцветке верхнего платья и даже в материале.

ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ Традиционно у коми одежда воспринималась как "покров, оболочка" и одновременно "след, тень" человека. Вся одежда, которую носит в течение жизни человек, считались неразрывно связанными с ним и его судьбой. Выражением "человек без одежды" называют не только раздетого, но и обессиленного, больного человека.

Не случайно в прошлом носивший изодранную одежду не только нарушал нормы традиционного этикета, но и подвергал себя серьезной опасности. Повреждение или потеря одежды может предвещать несчастье или болезнь для ее владельца. Можно легко подвергнуть порче человека через определенное воздействие на его одежду. У прилузских коми говорят, что можно обезопасить себя от колдуна или снять порчу, насланную им, если тайно сжечь фрагмент его одежды.

С помощью собственной одежды можно и избавиться от недуга. У ижемских коми считается, что больному либо его родственникам следует отнести "одежду с болезнью или порчей" в лес и оставить на стволе осины или любого засыхающего дерева до полного истлевания. До настоящего времени у ижемских и угорских коми сохраняется традиция оставлять по завету одежду больного человека(либо ее фрагмент) в качестве приклада на обетном кресте. Традиционное восприятие одежды как тени-оберега человека во многом определило строгое соблюдение запретов, связанных с порядком каждодневного ее надевания, ношения и хранения. До настоящего времени соблюдается определенная последовательность в надевании различных элементов одежды. Нарушение этого порядка чревато различными неприятностями для человека в течение всего дня.

Повсеместно бытует представление, что избавиться от болезни можно, "передав" ее другому человеку вместе со своей одеждой. В прошлом у коми категорически запрещалось отдавать посторонним свою одежду даже во временное пользование. По этой причине обветшавшую одежду никогда не выбрасывали, а вывешивали на чердаке или в сарае дома до полного истлевания. До сегодняшнего дня музейные работники сталкиваются с этой проблемой при сборе экспонатов.

Не менее строго соблюдался и порядок снятия одежды перед сном. Так, например, сарафан предписывалось снимать с себя обязательно наизнанку и через голову (снимать через ноги - грех, "так только с покойника снимают"). Хранить сарафан, вывернутый наизнанку, можно только в сундуке - "если оставишь такой сарафан на ночь не укрытым, его потом черти будут носить". По этой причине повседневно носимую одежду, снятую на ночь, всегда оставляли не вывернутой наизнанку. Любое переодевание в течение суток порицалось, поскольку воспринималось окружающими как колдовство, ворожба.

У коми существует ряд поверий и запретов, связанных с одеждой: рубашку, принадлежащую живому человеку, нельзя вешать на веревку, развернув грудью вверх - "как у покойного". Для снятия с младенца порчи достаточно совершить магические процедуры над свертком из его пеленок и одежды. У человека можно вызвать болезнь того или иного органа, если на его нестираной одежде вырезать круглое отверстие, соответствующее местоположению определенного органа. Личную повседневную одежду, снимая на ночь, всегда вешали строго определенным образом, чтобы случайно не спровоцировать у себя болезнь и недомогание. Для длительного хранения наряды складывали особенно аккуратно ("лист да пласт"), вывернув предварительно наизнанку, и прятали в недоступное для посторонних взглядов место.

В ритуалах одежда человека рассматривается одновременно и как "граница" от воздействия иного мира, и как средство установления контакта с потусторонним миром. В семейной обрядности и любовной магии коми целостность личной одежды супругов выступает метафорой их близости и символом семейного благополучия.

ЖИЛИЩЕ. РЕМЕСЛА Обработка дерева На протяжении всей истории формирования территории Республики Коми, лесное изобилие предопределяло и характер застройки домов, использование дерева как основного строительного материала. Деревня, село были деревянными. Это ярко отражалось и в разнообразии крестьянской утвари.истории формирования территории Республики Коми,

Древесина обрабатывалась с удивительными изобретательностью и мастерством. Применение находили все породы дерева, все части древесного ствола. Мастерски изготовлялась разнообразная деревянная посуда. Ее выдалбливали из цельного деревянного обрубка, собирали на клепку.

Ткачество. Вязание Станочное узорное ткачество у коми было представлено несколькими видами браной техники двухсуточного бранного ткачества на большом количестве дощечек, односуточного бранного ткачества, многоремизного ткачества. Продукцией станочной техники являлись полотенца, скатерти и женские рубахи. По своим художественным особенностям это традиционное и высокоразвитое искусство народа коми являлось составной частью бранного ткачества Восточной Европы.

Одно из заметных мест среди других видов традиционного искусства коми занимает узорное вязание на 5 спицах. Вязаный орнамент коми - сложное явление, он формировался в процессе постепенного усвоения и обработки отдельными группами населения тех или иных узоров. В результате всего этого в каждом районе выработалась своя художественная разновидность. В совокупности эти разновидности создают неповторимый облик вязания народа коми.

Музыкальные инструменты Традиционный музыкальный инструментарий народа коми представлен всеми типами народных музыкальных инструментов. Многие из них, такие, как чипсаны, поляны и другие - оригинальны, отличаются своеобразной манерой игры, наличием своей терминологии и своеобразным строем. Кроме того, имеются убедительные свидетельства значительного вклада мастеров Коми края в развитие музыкальной инструментальной культуры народов России и мира (музыкальный мастер Налимов и др.).

Обработка меха, кожи Кожевенное, сапожное ремесло приобрело значительное развитие в позапрошлом веке. Некоторые виды и приемы обработки кож и мехов, в частности, замшевое, превратились с течением времени в доходные промыслы, а затем и в экономически эффективное производство.