Образец подзаголовка 27.5.09 Составляющие Я-концепции реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Молодежь выбирает жизнь! Решай! Решай! Ищи! Ищи! Твори! Твори! Мечтай! Мечтай! Педагог-психолог Плахова О.Е.
Advertisements

Педагог-психолог МОУ «СОШ 93» Рыжкина С.Н.. Научно - теоретические исследования в области профилактики наркоманий проводятся во всем мире. Одна из теорий,
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Первичная профилактика Комплекс превентивных мероприятий, направленных на предупреждение формирования негативных ценностей и мотивов употребления ПАВ,
В работе с подростками и учащейся молодёжью … Тяжелыми надо считать не те затраты, которые мы делаем на свое спасение, но бедствия, которые постигнут нас.
Модель копинг-поведения (Сирота Н.А., 1994, Ялтонский В.М., 1995). Связанные с наркотизацией проблемы индивида – это одновременно и проблемы среды, общества.
Роль мотивации (мотивов) в развитии личности дошкольника.
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ. План: Понятие зависимого поведения; Причины; Механизмы формирования; Методики для определения зависимости; Направления профилактической.
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ» ОБЩЕШКОЛЬНОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ МБОУ Наро - Фоминская сош 6 с углубленным изучением отдельных.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
продвижение здорового образа жизни в молодёжной среде; повышение информированности; Развитие ответственного отношения подростков к своему здоровью. Проект.
Подготовила: Глухова С. Н., учитель биологии высшей категории «старший учитель», Красногвардейской ОШ 1 АР Крым «Я – концепция» личности.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Изучение аспектов влияния Интернет- зависимости на личность школьников МБОУ СОШ 8 Чеховского муниципального района Московской области Выполнил Путь Сергей,
Дезадаптация школьников Медицинский подход, рассматривающий дезадаптацию, когда проявления дезадаптированнос ти весьма схоже с клиническим описанием симптоматики.
Транксрипт:

Образец подзаголовка Составляющие Я-концепции реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то каким субъект намерен стать), фантастическое Я ( то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным

Оценочный элемент «Я-концепции» представлен в виде самооценки - аффективной реакции на собственное представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «Образа Я» могут вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием или отвержением. Поведенческий элемент – это конкретные действия, которые могут быть обусловлены «образом Я»» и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определённый стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций. Кроме того, вокруг «Образа Я» формируется определённый вид психологических защит, направленных на сохранение данного образа, поэтому стиль поведения – это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.

Я-концепция развивается совместно с развитием ребёнка. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или нет, доставляют они ему удовольствие или нет. Структура «Я» в дальнейшем формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (родителями, родственниками, братьями или сёстрами). По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и персептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание Я- концепции является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития Я – концепции.

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающая и устойчива. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. Интересным аспектом позитивного внимания является его двойная природа – если человек считает, что он удовлетворяет потребность позитивного внимания у других людей, то он непременно чувствует удовлетворение своей собственной потребности.

Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретённая потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Позитивное внимание к себе соотносится с удовлетворением при одобрении и неудовлетворении при неодобрении себя. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие и он сам одобрительно отзывались об его поступках. И ещё очень важно, чтобы позитивное внимание было безусловным. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть и неважно как он себя ведёт на данный момент – его принимают таким, каким он есть. Трудно переоценить значимость этой теории для практической жизни. Насколько было бы меньше искалеченных судеб, разрушенных семей, боли и горечи, если бы и родители и педагоги задумались над тем огромным влиянием, которое они оказывают на развитие в ребенке Я-концепции, которая влияет на всю его последующую жизнь, на его отношения с окружающими и принятием самого себя!

Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ Я подросток как бы предопределяет собственный путь развития, «пишет сценарий»своей жизни, начинает жить и действовать, ориентируясь на этот идеальный образ. Содержание «Я-концепции» является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребёнка. «Я-концепция» есть совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Развитие «Я- концепции» в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего личного «Я» - оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни.

В целом можно выделить пять групп факторов, влияющих на представление человека о самом себе: 1. степень согласованности «внешней», социальной, оценки и самооценки 2. субъективная значимость Я-представлений, которые затрагивает «внешняя» оценка 3. степень доверия человека к субъекту оценочной по отношению к нему информации 4. субъективно оцениваемая модальность «внешней» оценки. 5. частотность (повторяемость) той или иной модальности «внешней» оценки.

Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ Я подросток как бы предопределяет собственный путь развития, «пишет сценарий»своей жизни, начинает жить и действовать, ориентируясь на этот идеальный образ. Содержание «Я-концепции» является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребёнка. «Я-концепция» есть совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Развитие «Я- концепции» в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего личного «Я» - оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частями и индивидуальными особенностями является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни.

Очевидно, что вопросы «кто я», «кто я для других?» «каким я бы хотел быть?» в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе каждый подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжаться на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности. Представление личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Итак, «Я-концепция» - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Личность формируется и развивается в условиях конкретно- исторического существования человека, в деятельности. Ведущую роль в процессах формирования личности играют обучение и воспитание

Для того, чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это может затруднять саму возможность дальнейшего конструктивного развития их собственной «Я-концепции». Самооценка – субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е тех задач, которая личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной.

Таким образом, самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, а низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Развитие устойчивости самооценки идёт параллельно развитию произвольного поведения. Если подверженность самооценки влиянию извне уменьшается, то мотивационная сфера личности становится значительно устойчивее. И тогда «Я-концепция» действует как внутренний «фильтр», который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот «фильтр», ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе. Подростку свойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность (т.е связанную с негативными оценками своей внешности) собственного «Я» на свою личность в целом: если подросток имеет какие - нибудь недостатки, часто только кажущиеся, то он начинает ощущать или придумывать негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой. В этом случае на пути развития позитивной «Я-концепции» могут возникнуть серьёзные затруднения.

Зависимость сужает для подростка возможность выбрать другую реакцию, поведение, самочувствие, жёстко ограничивая его своими рамками, препятствуя его полноценной жизни. Она поддерживает в ребенке чувство собственной неполноценности, ущербности, которое предлагает «качественно заменить» зависимым поведением и ощущениями. Она заменяет достоинство на эгоизм. Зависимость помещает человека в «Кокон» одиночества. Погружаясь в иллюзии зависимости, подросток приобретает ложное ощущение защищённости и заботы, смысла и полноты жизни, своей нужности и занятости. Она разрушает реальное восприятие мира, себя, притупляет эмоции.

Основные причины, возникновения зависимости необходимо искать, прежде всего, на этих уровнях: На биологическом уровне – слабое физическое развитие, наследственная предрасположенность, особенности подросткового периода, связанные с половым созреванием, гипофункция печени и её последствия, дефицит или дисбаланс ферментов обмена ядов в организме, нарушение в питании, использование продуктов питания, вызывающих желание употреблять психоактивные вещества и провоцирующие к этому (например кофе, острые блюда и т.п.) На социальном уровне – неумение распоряжаться свободным временем, незанятость, невозможность найти работу, либо работа, располагающая к употреблению психоактивных веществ. Нежелание учиться, неуспеваемость, неблагополучное социальное окружение, общение с девиантными личностями, неблагополучие в семье, неполная семья, отсутствие взаимопонимания в семье, доступность алкоголя и наркотиков, экономическое социальное неблагополучие, частые перемены места жительства, неумелость и непоследовательность в воспитании, реклама, родители попустительствуют. На психологическом уровне – не удовлетворение психологических потребностей, заниженная или завышенная самооценка, неразвитый эмоциональный фон, построение жизненных целей и достижений на основании удовлетворения своих желаний и сведение ценностей к получению удовольствия, склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности, отчуждение и подростковое бунтарство, повышенный эгоцентризм, стремление к неизвестному, рискованному; обострённая страсть к взрослению и стремление к независимости и отрыву от семьи. Болезненное реагирование на пубертатные изменения и события, неспособность принять свою формирующуюся сексуальность. На духовном уровне – заниженная моральная планка, отсутствие нравственных критерий и утрата нравственных идеалов, незрелость нравственных убеждений. Отсутствие веры не только в Бога, но и в возможность жить полноценной интересной жизнью без употребления психоактивных веществ, низкая переносимость трудностей, склонность преувеличивать степень сложности проблем

Потребности человека физиолого - биологические, психологические, чувственно-социальные и духовные потребности. В зависимости от удовлетворения или неудовлетворения потребностей формируется у человека образ своего «Я», от этого зависит как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет..

основных групп причин возникновения зависимости: 1. Психологическая нестабильность 2. Внешнее воздействие и любознательность 3. Психологическое и физическое насилие 4.Сомато-психолгические факторы 5. Социальная нестабильность

Человек не склонен к химической зависимости, если он находится в согласии с самим собой и своими чувствами и способен адекватно выражать эти чувства, если он поддерживает здоровые отношения с другими людьми и может позаботиться о себе.

Общей целью для первичной, вторичной и третичной профилактики является осознание форм собственного поведения, развитие личностных ресурсов и стратегий с целью адаптации к требованиям среды или изменения дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Задачи профилактической деятельности: Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение. Развитие факторов защиты здорового и социально- эффективного поведения, личностно – средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Формирование знаний и навыков в области противодействия употребления наркотиков у детей школьного и дошкольного возраста, родителей и учителей в организованных и неорганизованных группах населения. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых. Поощрение стремления подростков к прекращению употребления психоактивных веществ и минимизации вреда от такого употребления Формирование мотивации на изменение дезадаптивного поведения у подростков, ведущих асоциальный образ жизни, и взрослых, употребляющих наркотики и другие психоактивные вещества.

Задачи первичной профилактики: Совершенствование и повышение эффективности использования подростками адаптивных стратегий поведения. Увеличение возможностей личности, потенциала личностных ресурсов (формирование, развитие устойчивой позитивной «Я-концепции», повышение эффективности социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, интернального локуса контроля, восприятие социальной поддержки и других копинг-ресурсов).

Обучение направлено на развитие: Поведенческих стратегий человека (разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание) Процесса оценки стрессовой или проблемной ситуации Процесса принятия решения Ресурсов личности и среды (самоконтроля, самоэффективности, самокомпетенции и самоуважения, интернального контроля над ситуацией и средой, эмпатии, аффилиции (стремления быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов), коммуникативной и социальной компетентности, восприятия и оказания социальной поддержки)

Вторичная профилактика – это система действий, направленных на изменение уже сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов и личностных стратегий. Она включает в себя как социально- психологические, так и медицинские мероприятия неспецифического характера. Её контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, ухода из школы и дома, безнадзорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения либо находящиеся в социальной ситуации, провоцирующей наркотизацию.) Поведение риска – это определённые формы поведения, связанные с повышенной восприимчивостью к тем или иным заболеваниям или ухудшению здоровья.

Задачи вторичной профилактики: Развитие активных стратегий проблем-преодолевающего поведения Повышение потенциала личностно-средовых ресурсов Профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает в себя создание разнообразных профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, приюты, медико-психологические центры и программы поддержки, анонимные сообщества).

Третичная профилактика наркомании среди подростков, детей и молодёжи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение сформированного заболевания в его более тяжёлую форму – последствий в виде стойкой дезадаптации. Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов – психотерапевтов, терапевтов и психологов, а также непрофессионалов – консультантов, членов социально- поддерживающих групп и сообществ.

Стратегия первичной профилактики формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально- медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков. Внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от пробы и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися

Стратегия вторичной профилактики -Стратегия изменения влияния среды. Она осуществляется путём создания социально- поддерживающей системы (групп социальной поддержки среди сверстников, родителей и учителей) -Модификация поведенческой стратегии избегания. Изменение её дезадаптивного характера на адаптивный. Переориентация на её применение для избегания ситуаций, представляющих риск наркотизации и давления аддиктивной среды.