Интерактивные упражнения по теме «Фразеология» Казакова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы школы 31 г. Якутска. Интерактивная презентация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Интерактивные упражнения по теме «Фразеология» Казакова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы школы31 г. Якутска. Интерактивная презентация.
Advertisements

Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Путешествие в страну Лексикологию. Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Фразеологизмы.
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Free Powerpoint TemplatesPage 1 Изучение фразеологизмов в 6-ом классе.
Мифологические источники фразеологизмов Над презентацией работали : Бурмистренко Анастасия и Белявцева Анастасия.
Методический материал к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы». Урок составила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
Фразеологизмы в загадках и ответах.
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г. Краснодара Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г.
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС Учитель: Серова Т.Н.МБОУ СОШ 98.
Тайны фразеологизмов русского языка Смолина Е. Н., учитель начальных классов.
Автор: Семенушкина Евгения Юрьевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 Г. Тюмени Фонетика, грамматика, правописание 4 класс.
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. О них повсюду говорят: «Водой не разольёшь».
1. Найди правильный ответ. Ящик Пандоры - А: сокровищница. Б: источник бедствий. В: страшная тайна. Г: шкатулка с секретом. Танталовы муки муки А: неразделенной.
Фразеологизмы Курсовая работа учителя русского языка и литературы Коновой Г.Н.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Почему мы так говорим? Ещё великий М.Ломоносов называл устойчивые сочетания «фразесами», «российскими пословиями», предлагая включать их в словари. Учёные.
Эти загадочные фразеологизмы… Проект 1«А»класса ГБОУ Прогимназии 1801 ЮЗАО Учитель: Руденко С.А – 2012 учебный год.
Транксрипт:

Интерактивные упражнения по теме «Фразеология» Казакова Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы школы 31 г. Якутска. Интерактивная презентация по русскому языку содержит красочный иллюстративный материал, который в доступной форме знакомит учащихся с данной темой. Презентация предназначена для проведения уроков и внеклассных мероприятий в 5-6 классах.

Художник В.И.Тильман gif Какие фразеологические обороты проиллюстрированы этими рисунками? Золотые руки Водить за нос Ехать зайцем Медведь на ухо наступил Делать из мухи слона Вошёл в историю

КУРАМ НА СМЕХ МЕДВЕДЬ НА УХО НАСТУПИЛ РАБОТАТЬ ЗАСУЧИВ РУКАВА РАЗВЕСИТЬ УШИ Какие фразеологические обороты проиллюстрированы этими рисунками? Художник В.И.Тильман

Наша речь богата фразеологическими оборотами, которые представляют собой очень меткие и образные постоянные сравнения. Попытайтесь назвать постоянные сравнения, изображённые на рисунках художника В.И.Тильмана Как рыба в воде Как две капли воды Как дважды два - четыре Вспомните другие постоянные сравнения со словами: снег, белка, стрела, иголка, ладонь. Как снег на голову. Вертеться как белка в колесе. Бежать как стрела. Сидеть как на иголках. Видно как на ладони.

Фразеологические загадки. Отгадайте, о чем идет речь. 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь. 2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, не бельё, а развешивают 3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. 4. Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело. 5. Её набирают в рот, когда молчат. 6. Его держат за зубами.

Определите, из какой басни И. Крылова взяты следующие выражения: Слона-то я и не приметил. Ты всё пела? Это дело, Так пойди же попляши. Услужливый дурак опаснее врага. От радости в зобу дыханье спёрло. «Любопытный» «Стрекоза и муравей» «Пустынник и медведь» «Ворона и лисица» ответ Кликни по знаку

? Отгадай выражения а об у Из вон(плохо) Сбыть с Мастер на все Сидеть сложа Золотые ………. Рука об руку Из рук вон плохо Мастер на все руки Сбыть с рук Сидеть сложа руки Золотые руки Фразеологический словарик Рука об руку – взявшись за руки Из рук вон плохо – очень, совсем плохо, скверно Сбыть с рук - продавать. Избавляться, отделываться от кого-либо или от чего-либо Мастер на все руки – человек, умеющий всё делать. Сидеть сложа руки – ничего не делать. Золотые руки – мастер своего дела Определи их значение

Найдите пары фразеологизмов-антонимов. вставлять палки в колеса хоть пруд пруди кот наплакал дать зеленый свет приносить пользу выйти из себя одержать победу наносить вред взять себя в руки терпеть поражение

Составьте фразеологизмы из рассыпанных слов. Определите значение. Ахиллесова, разрубить, яблоко, сжигать, прометеев, все, огонь, раздора, гогордиев, мосты, узел, пята Ахиллесова пята – уязвимое место Разрубить гогордиев узел – разрешить сложное, запутанное дело Яблоко раздора – причина спора, вражды Сжигать все мосты – сделать решительный шаг Прометеев огонь – огонь, горящий в душе человека Кликни 2 раза по знаку Ахиллесова пята – уязвимое место Разрубить гогордиев узел – разрешить сложное, запутанное дело Яблоко раздора – причина спора, вражды Сжигать все мосты – сделать решительный шаг Прометеев огонь – огонь, горящий в душе человека Кликни 2 раза по знаку проверь Ахиллесова пята Величайший герой Древней Греции легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикса, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб. Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека. Го́гордиев узел сложный узел, завязанный по легенде фригийским царём Гордием, который разрубил Александр Македонский. В переносном смысле может означать любую сложную задачу. «Разрубить гогордиев узел» значит смело, решительно и энергично решить сложное дело, поступив не по правилам, предписывающим длительное и бессмысленное решение сложных задач, а по своему желанию, получив результат незаконно, но сразу Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за этого вспыхнула Троянская война. Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначающий причину ссоры, вражды. Сжигать (сжечь) мосты - делать невозможным возврат к чему-либо, отрезав себе путь к отступлению. Выражение связано с историей войн и военных походов, во время которых решительные полководцы, преодолев водную преграду, сжигали за собой мосты, чтобы избавить себя и своих воинов от соблазна отступления. Могучий герой древнегреческих мифов. Охваченный жалостью к людям, которые не знали огня и были беспомощны в борьбе с природой, Прометей похитил божественное пламя, горевшее в чертогах богов на Олимпе, и передал его смертным. За это Зевс осудил его на страшную казнь: титан был прикован к скале на вершинах Кавказа; каждый день гигантский орел терзал и клевал его печень; каждую ночь она снова заживала для новых мук. Впоследствии другой благородный герой, могучий Геракл, освободил страдальца.

Припомните не менее двух фразеологизмов с названием каждого изображенного здесь зверя и птицы. Волком смотреть на кого-нибудь Заячья душа Ехать зайцем Медведь на ухо наступил Медвежья услуга Работать как лошадь Посади свинью за стол Собака на сене Денег куры не клюют Ворон считать ? ? ? ? ? ? ? ? Как с гуся вода ?

Сгруппировать фразеологические обороты в три синонимических ряда: «похожи друг на друга» «ничем не выделяющиеся» «очень опытный человек» Ни рыба ни мясо стреляный воробей два сапога пара ни богу свеча ни черту кочерга одним миром мазаны ни то ни се тёртый калач Одного поля ягоды

Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой… Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк… И так устали мы в дороге, Что еле… Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… ? ? ? не разольёшь волочили ноги медвежью услугу Загадки - складки

Переделайте предложения, включив в них устойчивые сочетания Он умеет всё делать Он много болтает Он быстро побежал И пошёл он сам не зная куда Он с утра в плохом настроении Дела обстоят совсем плохо Он мастер на все руки У него язык без костей Он побежал сломя голову Он встал с левой ноги Дело обстоит из рук вон плохо И пошёл он куда глаза глядят проверь

Эти иллюстрации к известным выражениям художник сделал, поняв их буквально. Назовите устойчивые сочетания и объясните их значение. Вылететь в трубу Смотреть сквозь пальцы Стоять на часах Сидеть под замком Забросить удочку ? ? ? ? ? Вылететь в трубу – совсем разоряться. Оставаться без денег. Стоять на часах – находиться в карауле. Смотреть сквозь пальцы – намеренно не обращать внимание на что-либо, умышленно не замечать ничего предосудительного в чём- либо. Сидеть под замком – заперт, закрыт. Закинуть удочку – осторожно намекать на что-либо, выяснять предварительно что-либо. Фразеологический словарик

Погнаться за двумя зайцами Каким устойчивым сочетанием можно охарактеризовать действие, которое изображено на рисунке ? Преследовать одновременно две разные цели. Фразеологический словарик

Шуточные вопросы Есть ли у земли лицо? Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? В фразеологизме «стереть с лица земли» В фразеологизмах «больной вопрос», «поставить вопрос ребром» В фразеологизме «каша в голове» В фразеологизме «переливать из пустого в порожнее» Фразеологический словарик Составь с этими фразеологизмами предложения Стереть с лица земли – полностью уничтожить. Переливать из пустого в порожнее – заниматься бесполезным делом. Больной вопрос – назревшая, но трудная для разрешения проблема. Поставить вопрос ребром – заявлять о чем-либо категорически, со всей решительностью. Каша в голове – у кого-либо нет ясности в понимании, в осознании чего-либо.

Семь раз отмерь, один раз отрежь семеро одного не ждут волк и семеро козлят за семью печатями семь футов под килем семеро по лавкам семеро одного не ждут у семи нянек дитя без глазу семь кругов ада семимильные шаги пролить семь потов седьмое небо СЕМЬ ПОТОВ СОШЛО СЕМЬ ПЯТНИЦ НА НЕДЕЛЕ Какие вы знаете фразеологизмы с числительным «семь»? Проверьте 7 7

Абсолютный нуль - ничего не значащий, бесполезный человек. В трех соснах заблудиться - о тех, кто путается в самых простых вопросах. От горшка два вершка - говорят о ком-то ничтожно малом ростом, так как вершок (а выражение собственно русское) всего 4,4 см. Первая ласточка - 1. Самые ранние, самые первые признаки появления, наступления чего-либо. 2. Самый первый в ряду последовавших за ним. Назовите фразеологизмы с числительными Фразеологический словарик

И стар и млад - все без различия возраста Не покладая рук – усердно трудиться Со всех ног – очень быстро, стремительно Метать бисер перед свиньями – напрасно говорить о чём либо Засучив рукава – усердно трудиться Спустя рукава – кое-как делать что- либо Словарь

«Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молотова. М., «Русский язык» 1986 г. Д.В.Цыганкин, Н.К. Приставкин «Занимательная грамматика». Саранск, Мордовское книжное издательство, 1986 г. Источники / А.Т. Арсирий «Материалы по занимательной грамматике» М., «Просвещение»,1967 г. html