1 СМ 1.4. Организационные формы инновационной деятельности (часть 1) 1. Рыночные субъекты инновационной деятельности. 2. Организационные структуры поддержки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ПРОБЛЕМА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ИННВАЦИОНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ» Алексеева Марина Борисовна, док.экон.наук., профессор.
Advertisements

Государственный Фонд Развития Информационных Технологий Эльчин Р. Зейналов Заведующий отделом Стратегического планирования, инвестиций и научного потенциала.
Курс по выбору «Основы функционирования малого бизнеса» для студентов 2-го курса факультета «Финансы и кредит» к.э.н., ст. преп. кафедры ЭиАУ Резникова.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные ( межрегиональные ), отраслевые (
Выполнила студентка 2 курса технологического факультета Потапова Надежда.
Система бизнеса. Субъекты бизнеса. Роли и особенности участия в бизнесе предпринимателей, потребителей, работающих по найму граждан, государственных органов.
В настоящее время: Предприниматель человек, осуществляющий предпринимательскую деятельность в целях получения прибыли. Предпринимательская деятельность.
Образовательная программа Управление малым бизнесом.
Доклад Использование инфраструктуры кластеров и технопарков для акселерации малого бизнеса 23 октября 2015 г. Докладчик: Ларионов Виктор Николаевич Председатель.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Виды и формы бизнеса.. Предпринимательство, бизнес самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение.
Физические лица – правоспособные и дееспособные граждане. Они имеют право: Иметь имущество на правах собственности Наследовать и завещать имущество Заниматься.
Основные направления совершенствования инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Тема 5 Организационные формы инновационной деятельности.
ИНВЕСТИЦИИ (англ. «invest» - «вкладывать» ) - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Основные понятия Инновации – превращение потенциального научно- технического прогресса в реальный (новая продукция, новые.
ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ В НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Чебоксары 15 июня 2007 Перспективы.
Тема 4. Конкуренция в маркетинге Понятие и содержание конкуренции Виды маркетинговой конкуренции Стратегии рыночных конкурентов Показатели конкурентоспособности.
Транксрипт:

1 СМ 1.4. Организационные формы инновационной деятельности (часть 1) 1. Рыночные субъекты инновационной деятельности. 2. Организационные структуры поддержки инновационного предпринимательства. 3. Особенности создания и функционирования бизнес- инкубаторов (СРС) 4. Перспективность бизнесов-инкубаторов в Украине (СРС). Литература 1. Стадник В.В., Йохна М.А. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - К.: Академвидав, c. 2. Медынский В.Г Инновационный менеджмент: учебник - М.: ИНФРА-М, c. 3. Краснокутська Н.В. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - К.: КНЕУ, c. 4. Василенко В.О., Шматько В.Г. Інноваційний менеджмент: навч.посібник - Київ: ЦУЛ, Фенікс, c.

2 1. Рыночные субъекты инновационной деятельности 1. Експлеренты. Они специализируются на создании новых или радикальных изменений старых сегментов рынка. В их границах работают мощные исследовательские отделы и конструкторские бюро. Внедряя принципиально новые продукты, експлеренты получают сверхприбыль, их лозунг - "Лучше и дешевле, если выйдет". Такие фирмы больше всего рискуют, но в случае успеха получают наибольшую прибыль. Учитывая время привлечения к инновационному процессу и подход к выбору инноваций рыночные субъекты А.Ю. Юданов разделяет на четыре категории:

3 2. Патиенты. Эти фирмы создают инновации для нужд узкого сегмента рынка. Они избегают конкуренции с большими корпорациями, выискивая недоступные для них сферы деятельности, предоставляя товару уникальные свойства, их товары эксклюзивные, высококачественные и дорогие. Лозунг, под которым они работают, - "Дорого, зато хорошо". Такие фирмы могут быть творцами инноваций или их усовершенствователями.

4 3. Коммутанты. Они используют инновации, созданные другими, обеспечивая их индивидуальными особенностями, приспосабливаясь к небольшим нуждам конкретного клиента. Такие рыночные субъекты повышают потребительскую ценность товара не качеством (как патиенти), а благодаря индивидуализации. Лозунг коммутантов - "Вы доплачиваете за то, что мы решаем именно ВАШИ проблемы". Повышенная гибкость коммутантов (за что они получили название "серых мышей") дает им возможность выдерживать конкурентную борьбу. По обыкновению это мелкие фирмы, которые используют инновации на стадии их старения.

5 4. Виоленты. Их деятельность ориентирована на инновации, которые удешевляют изготовление продукции, вместе с тем обеспечивая ей тот уровень качества, которого требует основная масса потребителей. Девиз этих рыночных субъектов - "Дешево, но пристойно". За счет низких цен и среднего качества фирма всегда конкурентоспособна.

6 Венчурные (англ. - рисковать) фирмы - преимущественно малые предприятия в прогрессивных с технологической точки зрения областях экономики, которые специализируются в сферах научных исследований, разработок, создание и внедрение инноваций, связанных с повышенным риском. Деятельность таких фирм ориентирована на решение научных проблем и конкретных производственных задач с четко определенным конечным результатом. Они наиболее распространены в наукоемких областях экономики, которые специализируются на инженерных разработках, т.е. на коммерческой апробации научно- технических достижений.

7 Венчурное предпринимательство развивается в разных формах, наиболее распространенными из которых есть: 1. Независимые (чистые) венчурные фирмы. Возникают они в форме акционерных обществ, рекламируя в печати свою идею создания новации, аккумулируя под эту идею средства частных и институционных инвесторов. 2. Внедренческие фирмы (внешние венчуры). Создаются такие фирмы одной или несколькими корпорациями на паевых началах. Внешние венчуры, как правило, небольшие (от трех до кількасот человек); могут быть организованные по инициативе самых ученых и изобретателей как дочерние компании с собственным научно-производственным циклом освоения новых видов продукции.

8 Выделяют несколько их модификаций, организационно оформленных как научно-исследовательские консорциумы: - консорциум, созданный с целью проведения фундаментальных долгосрочных исследований. Он имеет свою научно-исследовательскую базу (лаборатории, исследовательские производства, информационно-вычислительные центры, другие элементы научно-исследовательской инфраструктуры). Его основателями могут быть большие военно-промышленные концерны. Частично может субсидироваться государством; - консорциум, ориентированный на активизацию деятельности научно-исследовательских институтов, университетов на их производственной базе с использованием имеющегося научно-производственного потенциала. Для разработки и испытание идей он получает от корпораций донорское финансирование и имеет межотраслевой характер; - консорциум, созданный корпорациями на паевых началах с целью разработки отраслевых стандартов, технических условий и контроля за их применением. Он может создаваться под эгидой большой холдинговой компании, имеет временный характер и часто распадается вследствие внутриотраслевой конкуренции.

9 3. Венчурные фирмы, которые финансируются инвестиционными фондами (компаниями, трастами). Они могут также использовать средства больших корпораций, банков, пенсионных и благотворительных фондов, страховых компаний, личные сбережения инвесторов, частично государственные субсидии. 4. Внутренний венчур. В 60- те гг. XX ст. в США большие концерны и корпорации начали создавать в своих структурах автономные научно-исследовательские и проектные группы или отделы, которые были предназначены для поиска, обоснования идей исследовательских образцов и отладку производства новых видов продукции, внедрения прогрессивных технологических процессов. Финансировались внутренние венчуры за счет основной деятельности компании, причем большие компании создавали до нескольких десятков таких временных венчурных групп. В некоторых корпорациях внутренние венчуры существуют и ныне. В случае успеха внутренний венчур становится одним из производственных подразделов компании, а его продукция реализуется каналами сбыта корпорации.

10 Функционирование венчурной фирмы предусматривает несколько этапов. 1. Инженеры-изобретатели, разработчики, ученые вместе с венчурным предпринимателем основывают компанию с производства нового продукта. Капитал на этом этапе формируется преимущественно за счет собственного средства и займов. Затем владелец венчурного капитала выделяет определенную сумму на реализацию проекта. Осуществляется конструкторская разработка идеи создания одного-двух изделий. Основатели венчурной фирмы есть одновременно ее ведущими работниками. 2. Основатели определяют свою экономическую стратегию, изучают рынок, создают совет директоров. Начинают выпуск и продажа нового продукта конкретным заказчикам. Полученные образцы продают первым потребителям или дальше подвергают испытанию. Фирма на этой стадии должна завоевать доверие потребителей с целью получения новых заказов. 3. Наращение производства, промышленный выпуск продукции для широкого круга потребителей. Фирма формирует новую организационную структуру. На этом этапе большей частью прибыли нет. 4. Освоение дополнительных капиталовложений с целью увеличения масштабов производства, улучшение качества продукции, расширение рынка и т.п.. Стратегию в области производства и сбытую определяет конъюнктура рынка. 5. В случае неубыточности производства малая фирма превращается в закрытую или открытую корпорацию, т.е. имеет возможность выпускать и продавать собственные акции на рынке ценных бумаг или большим корпорациям. Для создания венчурной фирмы необходимы: - коммерческая идея (новый продукт, технология или услуга); - общественная потребность в конкретном нововведении; - предприниматель, который готовый к риску; - "рискованный" капитал для финансирования деятельности венчурной фирмы.

11 2. Организационные структуры поддержки инновационного предпринимательства Бизнес-инкубатор - организационная структура, целью которой являются формирования благоприятных условий для стартового развития малых предприятий путем предоставления им определенных услуг и ресурсов. Появились они в конце 50-х гг. XX ст. в США как учреждения для "выращивания" малых предприятий. Во многих странах для поддержания предпринимательских структур на этапе их становления создают бизнес-инкубаторы и центры трансфера технологий.

12 Бизнесы-инкубаторы. Бизнесы-инкубаторы предоставляют разнообразные деловые услуги: - аренда площадей (офисных, производственных, лабораторных, конференц- залов); - техническо-административное обслуживание (почта, Интернет, телефон, факс, ксерокс, офис-секретарь и т.п.); - консультационные (планирования, юридических, налоговых и других вопросов); - экономические (услуги бухгалтера, финансиста, экономиста, маркетолога, менеджера); - инвестиционные (поиск инвесторов, привлечение кредитов, стартовое финансирование новообразованных компаний, создание кредитных союзов); - научно-технические (внедрение новых технологий, ноу-хау, новых продуктов); - учебные (тренинги, курсы переподготовки, обучение по программе общего менеджмента и других экономических дисциплин, необходимых для ведения бизнеса); - презентационные (выставки, конкурсы, конференции); - информационные (создание баз данных, передача новых информационных технологий, которые могут использоваться в бизнесе, Интернет-центры и сети); - издательские (издание буклетов, рекламных проспектов, открыток, новейших методических разработок и т.п.); - трудоустройство (поиск работы, внесение к базе данных профессий и вакансий, подготовка резюме, подготовка к собеседованию с работодателями и т.п.).

13 Партнерами бизнеса-инкубатора есть: - местные органы власти, которые могут оказывать содействие его организации, предоставить ему статуса бизнеса-инкубатора, обеспечить необходимую поддержку, если появляются бюрократические препятствия; - объединение предпринимателей региона (союзы, гильдии, ассоциации, фонды), что имеют авторитет в предпринимательских кругах, влияют на формирование экономической политики, определяют приоритеты и перспективы развития региона; - банки и другие кредитные учреждения, которые могут стать источником привлечения инвестиций для новообразованных предприятий через бизнес-инкубатор; - научные учреждения и высшие учебные заведения, которые могут оказывать содействие привлечению новых предпринимателей, высококвалифицированных специалистов - менеджеров, финансистов, экономистов, инженеров, разработчиков ноу-хау, технических и технологических новаций, а также базовые учреждения для проведения обучения и переподготовки (тренинга) работников компании, для отладки деловых контактов, обмена опытом, знаниями, отыскивание ниш рынков и др.

14 Центр трансфера (франц. - переношу, перемещаю) технологий - организация, которая предоставляет информационные и консультационные услуги по выбору технологии для предпринимательской деятельности, разрабатывает стратегию ее трансфера и осуществляет юридическую поддержку процесса ее передача от разработчика до пользователя. Центры трансфера технологий (инновационные центры) ориентированы на поддержку инновационного развития предпринимательства путем предоставления помощи в приобретении новых технологий. Для малых и средних предприятий процесс привлечения современных технологий сложный и нуждается в квалифицированном обосновании не только выбора технологии, а и способа ее приобретения.

15 Трансфер технологий осуществляют в разных организационных формах: по договору купли-продажи, лицензированием, франчайзингом, лизингом, через образование общего предприятия или приобретение предприятия-инноватора. Процесс трансфера технологий, независимо от его организационной формы, осуществляется в несколько этапов: - поиск технологии; - отладка преддоговорных отношений; - составление соглашения о передаче технологии; - эксплуатация технологии; - внедоговорный этап. Объектами трансфера технологии являются основные ее составляющие, которые наиболее полно отображают суть технологии и которые можно без снижения эффективности передать от владельца технологии к ее покупателю. (Это сама технология, дополнительная научно-техническая информация (ноу-хау), оборудование, лицензии, документация и т.п.).

16 Центр транфера технологий