ЯНВАРЬ 2015 РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конструкт урока. Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Деятельность.
Advertisements

« Совершенствование профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС основного общего образования»
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Характеристика изменений в деятельности педагога в условиях введения и реализации ФГОС.
«Деятельность педагога по достижению личностных результатов обучающихся при переходе на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения»
ФГОС : изменения в деятельности участников образовательного процесса. Автор : Захарчук Татьяна Михайловна учитель начальных классов МБОУ « СОШ 2» г. Тарко.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС второго поколения.
Психологические особенности подросткового возраста.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
ФГОС – изменения в деятельности участников образовательного процесса.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы Лисасина Н.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112». 31 января 2013г.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
ФГОС КАК ФАКТОР ТРАНСФОРМАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Директор МБОУ СОШ 100 Баранова А.Г.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Метапредметные результаты по ФГОС. Образование общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Опыт обучения математике в группах сменного состава. ГБОУ СОШ 554 Учителя математики Максимчик Е. Н. Жичина Е. А. Мещерина М. Е.
Транксрипт:

ЯНВАРЬ 2015 РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Учащиеся во все годы предпочитают пассивные виды деятельности. Учащиеся оценивают собственную активность как недостаточную. Большинство учащихся не приучены самостоятельно находить ответы на возникающие вопросы. Учебно-познавательная деятельность учащихся носит преимущественно нецеленаправленный характер. Эти выводы были подтверждены в последующем другими анкетами, наблюдениями за деятельностью учеников на уроках, анализом контрольных и самостоятельных работ, анализом ответов выпускников школ на экзаменах. РАО БЫЛО ПРОВЕДЕНО МНОГОКРАТНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ, В ШКОЛАХ СРЕДИ УЧЕНИКОВ 9-11 КЛАССОВ (1982, 1989, 1993, 2002, 2009 Г.Г.) И СТУДЕНТОВ КУРСОВ ВУЗОВ. ПОЛУЧЕНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. :

Это следующие причины: Изучению в школе подлежит сложный учебный материал, трудный для усвоения учениками. Умения школьников самостоятельно работать, самостоятельно изучать учебный материал сформированы на низком уровне. Учителя зачастую не умеют эффективно организовать и управлять учебно-познавательной деятельностью школьников, не могут научить школьников выполнять эту деятельность. В ЧЕМ ПРИЧИНА НИЗКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ?

«Можно и коня привести к водопою, но заставить его напиться нельзя». Получается, что мы выпускаем ученика, которому хватает знаний, но не хватает умений применения данных знаний в различных жизненных ситуациях. В настоящее время важно, чтобы в результате обучения в ребенке произошли изменения, которые определяются не только теми знаниями, которые он усвоил в процессе обучения, но и характером его деятельности, отношением к ней, уровнем познавательных интересов, готовностью к самообучению и самовоспитанию. ДРЕВНЯЯ МУДРОСТЬ ГЛАСИТ:

научить учащихся выполнению каждого вида учебно-познавательной деятельности, сформировать у них умения планировать и рационально организовывать свою деятельность. От того, как хорошо учащиеся владеют различными видами деятельности, как хорошо умеют применять их для получения новых знаний, в значительной мере зависит их познавательная активность, а также познавательные интересы и потребности, развитие в целом. ПЕРЕД УЧИТЕЛЕМ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ ВСТАЕТ ЗАДАЧА

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. СТАНДАРТ УСТАНАВЛИВАЕТ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. (Большой Энциклопедический словарь) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В толковом словаре С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведовой выделяются два значения слова «компетенция»: первое – круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен и второе – круг чьих-нибудь полномочий, прав. «Компетентный» в этом же словаре определяется как знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области. В словаре иностранных слов и выражений «компетенция» определяется как: 1)круг полномочий, предоставляемых законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2)знания, опыт в той или иной области. «Компетентный» - обладающий компетенцией, знаниями, которые позволяют судить о чем-либо.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Хуторской А. В. д.п.н, зам директора ИОСО РАО «Компетенция - отчужденное, заранее заданное, социальное требование (норма) к обязательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность - владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере».

10 В общем образовании целесообразно рассматривать те компетенции, которые нужны любому человеку для жизни в условиях современного общества, т.е. ключевые. Ключевая компетенция – это осознанная человеком способность решать жизненно важные задачи в конкретных ситуациях. Решение жизненно важных задач осуществляется на основе знаний и умений, приобретенных человеком. Ключевая компетенция – универсальная по своему характеру и области применения. Ключевые компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения. Ключевые компетентности проявляются в деятельности. Ключевые компетентности переносимы (применимы в новых ситуациях).

В образовательном процессе Ключевые компетентности могут быть приобретены учеником, если создаются следующие условия: Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство. Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели, Четкость и понятность всем сторонам учебного процесса правил аттестации, Организация продуктивной групповой работы, Демонстрация учителем своего собственного компетентного поведения Овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс учения/научения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения ключевых компетентностей.

Ожидаемые результаты Программы: Инновационность профессиональной деятельности педагогического коллектива (соответствие образовательной среды школы критериям современного общеобразовательного учреждения) Информатизация образовательной среды: внедрение в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов и освоение учителями компьютерных методов обучения. Позитивное влияние инновационной деятельности учителей на качество образовательного процесса в школе. Высокая профессиональная компетентность управленческих кадров. Образ выпускника МОУ СОШ 1: компетентная, социально интегрированная и мобильная личность, заинтересованная в продолжении образования и осознающая пользу, значимость, важность здорового образа жизни. Знает языки, владеет компьютером, умеет отличать добро и зло, реально оценивает свои возможности, ориентируется в профессиях. Каждый может реализовать себя. Прилежные, талантливые, коммуникабельные, не обижают младших и любят свою Родину. Генеральная цель: создание условий для обеспечения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики российского государства, современным потребностям общества и каждого гражданина. Миссия школы: Школа успеха в будущем! Программа Развития МОУ СОШ 1 на

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ МОУ СОШ1,МАЙ 2014 *подведены итоги работы школы по программе развития, *подведены итоги по работе над методической темой школы, *определена новая методическая тема школы: «Компетентностно-деятельностных технологий в образовательном процессе, с целью повышения качества образования»

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВГУСТОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, АВГУСТ 2014 Презентационная площадка. «Компетентностно-деятельностных технологий в образовательном процессе»: Первый опыт обобщит имеющийся в литературе материал, мастер -классы учителей, применяющих в своей деятельности компетентностно- деятельностные технологии (химия,физика, начальные классы, математика, английский язык - 7 человек)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ В ШКОЛЕ Методиче ская тема школы 1,Заседание МО- определение тем МО- сентябрь Определение темы самообразования учителем- сентябрь ,Школа совершенствования педмастерста- опыт работы учителей- ноябрь Педагогиче ский совет- перспективы работы над темой-ноябрь 2014

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ В ШКОЛЕ Определены направления деятельности педагогов: при реализации компетентностно-деятельных технологий, при организации деятельностного урока.

Традиционное обучение Компетентностно- деятельностное обучение Главная цель обеспечить усвоение школьниками набора запланированных качеств (стандартов) обучения; учитель – транслятор готовых знаний. Что нового узнает ученик в школе? Формирование ключевых компетенций. Компетентность это способность действовать в ситуации неопределённости Что нового узнает ученик в школе? Основа содержания набор правил для каждого конкретного случая система научных понятий, определяющая принцип действия. Активность учащихся репродуктивная Продуктивная, проектно- исследовательская, поисковая Методы обучения Иллюстративно-объяснительные: показ, объяснение, контроль Поисково-исследовательские, методы проблематизации, проектные, деятельностные, метод решения учебных задач Тип взаимодействия учителя – ученик Руководство – подчинение Сотрудничество - сотворчество Форма организации учебного процесса Классно-урочная система – некая условно- административная группа с постоянным списком учеников во главе с классным руководителем Возможен переменный состав классов, возникновение разноуровневых страт, групп по интересам, исследовательских и проектных групп Тип коммуникации обмен информацией Обмен мыслями, чувствами, мнениями, опытом.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ УРОК Урок, позволяющий организовать обучение на основе «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя: обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают УС - особая структурная единица учебной деятельности, содержащая ее полный замкнутый цикл

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ, НА УРОВНЕ РАЙОНА 18 ноября 2014 г. учителями МО естественно- научного цикла МОУ СОШ 1 под руководством руководителя МО Иванчук Нины Брониславовны был организован и проведен муниципальный семинар учителей естественно-научного цикла "Применение технологий компетентностно-деятельностного подхода на уроках естественно-научного цикла" на базе МОУ СОШ 1. В работе семинара приняли участие 12 учителей естественно-научного цикла Бодайбинского района. муниципальный семинар учителей естественно-научного цикла "Применение технологий компетентностно-деятельностного подхода на уроках естественно-научного цикла"

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ, НА УРОВНЕ РАЙОНА 16 декабря 2014 г. учителями МО начальных классов, физической культуры, музыки МОУ СОШ 1 под руководством директора МОУ СОШ 1 Миряшкиной Ларисы Альбертовны был организован и проведен муниципальный семинар учителей предметов разной направленности "Применение технологий компетентностно-деятельностного подхода на уроках разной направленности (начальная школа,физическая культура, музыка)" на базе МОУ СОШ 1. В работе семинара приняли участие 20 учителей Бодайбинского районаначальная школафизическая культура

В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЕМИНАРОВ ОТСЛЕЖИВАЛОСЬ: Применяемые образовательные технологии. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.

Формирование компетентностей посредством образовательных технологий Технологии Компетентности Информационно-коммуникационные технологии Информационная Технология проблемного обучения Компетентность учения (перевод обучения в самообучение, саморазвитие) Технология проектного обучения Социальная, коммуникативная Игровые технологии Социально-коммуникативная, учебно- познавательная Здоровьесберегающие технологии Культурно-личностная Технология развивающего обучения Информационно-аналитическая, учебно- познавательная Технология личностно- ориентированного обучения Учебно-познавательная Технология коллективного обучения Социальная, толерантность Технология развития критического мышления Коммуникативная, толерантность Продуктивное, дифференцированное обучение Учебно-познавательная, коммуникативная

ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО ПО ФГОС Предмет изменений Деятельность учителя, работающего по ФГОС Подготовка к уроку Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами Основные этапы урока Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока) Главная цель учителя на уроке Организовать деятельность детей: по поиску и обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей) Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно групповая и/или индивидуальная Нестандартное ведение уроков Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся Взаимодействие с родителями обучающихся Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета Образовательная среда Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов Результаты обучения Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные Создание портфолио Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС Предмет изменений Деятельность обучающегося после введения ФГОС Вид деятельности Активные действия Самостоятельный поиск решения поставленной задачи Самостоятельный выбор необходимых информационных ресурсов Использование интернет-ресурсов самостоятельно Уточнение вопроса (ученики задают вопросы с целью уточнить, пояснить детали задания) Групповая работа (коммуникативная компетенция детей значительно развита, они свободно взаимодействуют в группах). Умеют применять правила работы в группе Значительно расширен ассортимент учебных материалов (лего-конструктор, средства ИКТ и т. д.) Самостоятельная деятельность детей на уроке осуществляется, в основном, для достижения поставленной цели Учителем организована деятельность детей: по поиску, обработке информации; обобщению способов действия; постановке учебной задачи и т. д. Взаимодейст вие ученика и учителя Активное включение обучающихся в образовательный процесс; постепенное выстраивание субъект-субъектных отношений Детям предоставлена возможность вариативного выполнения задания; учащиеся свободно выражают мысли, доказывают свою точку зрения, не боятся высказывать мнения, противоположные мнению учителя Адаптация к школьному обучению Наблюдается снижение уровня тревожности обучающихся в адаптационный период Средние сроки адаптации обучающихся – 3–5 недель Виды ведущей деятельности детей в период адаптации – игровая и проектная Результаты обучения Дети могут самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, умеют применять знания на практике, способны действовать в нестандартных ситуациях Оценка деятельности обучающихс я Учителем формируется адекватная самооценка детей; учащиеся знакомы с критериями оценивания (на начальной стадии), у них есть опыт самоконтроля и самооценки

25 В процессе преподавания общеобразовательных предметов педагоги МОУ СОШ 1 осуществляют компетентностно-деятельностный подход, т.е. усиливают практическую направленность предметов, развивают мыслительную деятельность и практические навыки учащихся, увеличивают долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА, ЯНВАРЬ 2015 Реализация компетентностно-деятельностных технологий в урочной и внеурочной деятельности,через применение современного оборудования: Создание веб-квеста, Содание бук-трейлера, Применение современного оборудования в начальной школе, Применение современного оборудования на занятиях предметов естественнонаучного цикла, Робототехника - возможности использования имеющегося оборудования.

У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ! Ведь у нас есть цель, мы составили план, отслеживаем и корректируем результаты! А главное есть коллектив, который понимает, принимает и реализует поставленные РОССИЕЙ перед нами цели!

Спасибо за внимание! Деятельных вам учеников !