Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников. Понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация внеурочной деятельности, как составляющая социализации личности ребенка на этапе внедрения ФГОС НОО. Руководитель МО начальных классов МБОУ.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Методические рекомендации по подготовке авторских программ дополнительного образования детей Требования к содержанию и оформлению.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС Картбаева Агалтын Сатпаевна, заместитель директора по ВР МОУ СОШ с. Караганка.
Организация внеурочной деятельности при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в начальных классах.
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность младших школьников. Базисный учебный план образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Районный семинар «Разработка программы дополнительного образования детей»
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Общекультурное Обще- интеллектуальное Социальное Игровая; Познавательная;
Образовательные программы дополнительного образования детей.
Дополнительное образование и внеурочная деятельность в образовательных учреждениях в условиях введения ФГОС Листовская Ольга Викторовна, МКОУ СОШ с. Владимиро-Александровское.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Транксрипт:

Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников

Понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

3 Материалы, по организации внеурочной деятельности школьников Серия «Стандарты» (начальная и основная школа )

4 Материалы, обеспечивающие реализацию стандарта Серия «Работаем по новым стандартам» (основная школа )

Внеучебная (внеурочная) деятельность школьников Это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одаренными детьми. Часы используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

Учебные предметы классы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Внеурочная деятельность Спортивные кружки, секции Растим патриотов Предметные кружки Музыкальные кружки, театральная студия Социальная работа Проектная деятельность 11114

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ спортивные кружки, секции; растим патриотов; предметные кружки; музыкальные кружки; театральная студия; социальная работа; проектная деятельность. Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

Формы проведения занятий творческие объединения(кружки), секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, НОУ, олимпиады, соревнования и т.д.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов по базисному учебному. «Об изменении методики распределения фонда оплаты труда общеобразовательных учреждений области, в частности учета неаудиторной занятости» ( Письмо департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области от г /5901-ВА)

Основные направленности: художественно-эстетическое (изобразительное творчество, прикладное творчество и др.); научно-техническое (начальное техническое творчество, конструирование, технические виды спорта, информатика и вычислительная техника); туристско-краеведческое (туристско-краеведческая направленность для младшего школьного возраста, туристско-краеведческая – для среднего и старшего школьного возраста); эколого-биологическое (эколого-биологическая направленность для младшего школьного возраста, эколого-биологическая – для среднего и старшего школьного возраста).

Растим патриотов, предметные кружки, социальная работа, проектная деятельность может проводиться учителями начальных классов Спортивные кружки, секции, музыкальные кружки, театральная студия – узкими специалистами

Организация внеурочной деятельности При организации внеурочной деятельности обучающихся, если отсутствует необходимая материально-техническая база в общеобразовательном учреждении, необходимо использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта.

Механизмы взаимодействия разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Организация внеурочной деятельности Должна быть исключена двойная оплата труда (в школе и в учреждении дополнительного образования детей).

Организация внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется в режиме школы полного дня, где предусмотрены прогулки, обед, а затем внеурочная деятельность.

Организация внеурочной деятельности Школа полного дня функционирует с до На обед и динамический час выделяется специальное время. Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся (посещение спортзала, прогулка, игры в классе, отдых и т.д.).

Продолжительность занятий внеурочной деятельности Определяется уставом общеобразовательного учреждения с учетом требований Базисного учебного плана.

Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 1 классе один час занятий 35 минут, если занятия спаренные – 70 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений; 33 учебные недели во 24 классах 45 минут, если занятия спаренные – 90 минут плюс перерыв длительностью не менее 10 минут для отдыха детей и проветривания помещений; 34 учебные недели

1. Дополнительные образовательные программы. 2. Программу воспитания и социализации учащихся. 3. Воспитательные программы.

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия детских объединений художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции и проекты школьников в окружающем школу социуме Фрагмент

Типы образовательных программ комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);

Типы образовательных программ образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – образовательная программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – образовательная программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия;

Типы образовательных программ образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности; возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников); индивидуальная образовательная программа младшего школьника.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. 2. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 3. Программа содержит: введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 4. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 5. Количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 6. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы. В разновозрастных группах, состоящих их учащихся разных классов и параллелей, можно реализовывать модульную программу внеурочной деятельности

Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ г /16) Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ г /16) Примерные требования к программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г ) Примерные требования к программ дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от г )

это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса Образовательная программа

Структура программы Титульный лист Титульный лист Оглавление Оглавление Введение Введение Пояснительная записка Пояснительная записка Учебный план Учебный план Учебно-тематический план по каждому году обучения Учебно-тематический план по каждому году обучения Содержание по каждому году обучения Содержание по каждому году обучения Методическое обеспечение Методическое обеспечение Список литературы (Библиография) Список литературы (Библиография)

ШАПКА (ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (название учреждения, пишется полностью – по центру) Печать Утверждаю: Директор МОУ СОШ 1 п. Ивня _____________Ф.И.О. «____» ____________200 г. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «(название программы)» на NN лет Возраст воспитанников Педагог дополнительного образования Фамилия Имя Отчество Город - год

Программа внеурочной деятельности: (название и направление внеурочной деятельности) Автор программы: ________________ Фамилия Имя Отчество Программа рассмотрена и утверждена на заседании педагогического совета от «__» _______ 200 г., протокол ____ Председатель _________ _________ подпись Ф.И.О.

Пояснительная записка направленность дополнительной образовательной программы (направление внеурочной деятельности); направленность дополнительной образовательной программы (направление внеурочной деятельности); отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих; отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; цель и задачи дополнительной образовательной программы; цель и задачи дополнительной образовательной программы;

Цель: развитие творческого потенциала детей и привитие художественного вкуса посредством изобразительного искусства Задачи: обучить специфическим знаниям, сформировать умения и навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция, ДПИ; развивать образное, абстрактное, пространственное мышление, фантазию, воображение, творческую активность детей; воспитать усидчивость, терпение, аккуратность при работе в различных техниках; воспитать творческую, индивидуальную личность.

Пояснительная записка возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); формы и режим занятий; формы и режим занятий; ожидаемые результаты и способы их проверки; ожидаемые результаты и способы их проверки;

Пояснительная записка формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно- исследовательские конференции и т.д.); формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно- исследовательские конференции и т.д.); имеющееся и требуемое материально- техническое обеспечение образовательной программы. имеющееся и требуемое материально- техническое обеспечение образовательной программы.

Учебный план п/п Разделы программы Количество часов 1 год 2 год 3 год Введение Пленер Рисунок Живопись Композиция Декоративная композиция Нетрадиционные изобразительные техники 864 ИТОГО: 3334

Учебно-тематический план п/п Разделы и темы занятий ВсегоВ том числе теорияпракти ка 1Введение 11- I. Рисунок Введение Графика. Особенности линий. « Сказочное дерево » 716 II. Живопись Основные цвета Дополнительные цвета 211 Всего:

Содержание 1-го года обучения раскрывается через краткое описание тем (теория и практика) каждого раздела программы.

Содержание 1-го года обучения I. Название раздела 1.1. Название темы учебного занятия Теория: Практика: Форма проведения занятия: Методы и приемы : Дидактический материал: Оборудование: Форма подведения итогов:

Методическое обеспечение включает в себя описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; приемов и методов организации учебно- воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; форм подведения итогов по каждой теме или разделу. форм подведения итогов по каждой теме или разделу.

Список литературы 1. Фадеев Е.И. Лабиринты общения: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ – 96 с. 2. В помощь педагогу, работающему над авторской образовательной программой: Методические рекомендации. – М.: Изд-во… с. 3. Региональная программа развития общего образования Саратовской области на годы/ Под ред. Л.Г. Вяткина, Н.П. Корнюшкина. – Саратов: Слово, с. 4. Калашников А.Г. Что такое педагогический процесс // Советская производственно-трудовая школа. - М., т. 2

Рабочая программа это учебная программа, разработанная педагогом на основе Примерной для конкретного образовательного учреждения и определенного класса (детского объединения), имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т.п.

Структурные элементы Рабочая программа титульный лист; пояснительная записка; требования к уровню подготовки обучающихся; календарно-тематический план; содержание рабочей программы; средства контроля; учебно-методические средства обучения.

ШАПКА (ПОЛНОЕ НАЗВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (название учреждения, пишется полностью – по центру) Печать Утверждаю: Директор МОУ СОШ 1 п. Ивня _____________Ф.И.О. «____» ____________200 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА _________________________________ (наименование вида внеурочной деятельности, указать какого года обучения) Возраст воспитанников Педагог (учитель) Фамилия Имя Отчество (Ф.И.О. учителя-разработчика) Город - год

Образовательная программа: (название ОП, на основании которой была разработана Рабочая программа, ее направление и вид внеурочной деятельности) Автор образовательной программы: ______________________________ Фамилия Имя Отчество Программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «__» _______ 200 г., протокол ____ Председатель _________ _________ подпись Ф.И.О. Рабочая программа рассмотрена на заседании педагогического совета от «__» _______ 200 г., протокол ____ Председатель _________ _________ подпись Ф.И.О.

Пояснительная записка название ОП, ее направление и вид внеурочной деятельности, автор и год утверждения (издания) конкретной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа; цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений на текущий учебный год;

Пояснительная записка изменения, внесенные в примерную или авторскую программу и их обоснование; количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований;

Пояснительная записка особенности, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий), а также режим занятий внеурочной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся описание требований к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе; качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате занятий данным видом деятельности; систему отслеживания и оценивания результатов: формы учета знаний, умений; возможные способы оценки результативности образовательной деятельности обучающихся.

Календарно-тематический план п/п ДатаТ ема учебного занятия Всего часов Содержание деятельности Воспитател ьная работа Теоретическ ая часть занятия /форма организации деятельност и Практическа я часть занятия /форма организации деятельност и

Календарно-тематический план Названия тем Всего часов Содержание деятельности Сентябрь ОктябрьНоябрь… Тема 1 Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Практическая часть занятия /форма организации деятельности Тема 2 Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности Практическая часть занятия /форма организации деятельности

Содержание рабочей программы включает краткое описание каждой темы учебного занятия согласно нумерации в календарно- тематическом плане (3-4 предложения).

Средства контроля включает систему контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки освоения обучающимися планируемого содержания; материалов по индивидуальному сопровождению развития личностных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.); материалов по работе с детским коллективом (методики диагностики уровня развития личности, сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, игровые методики).

Учебно-методические средства обучения учебные методические пособия для педагога и обучающихся (дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, оборудование и т. д.); список основной и дополнительной литературы.

Сроки и порядок рассмотрения Рабочих программ внеурочной деятельности устанавливаются локальным актом образовательного учреждения. После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению. Рабочая программа обновляется ежегодно.

Модульная программа Введение Основные модули программы Примерное содержание занятий Предполагаемые результаты реализации программы

Модульная программа (Основные модули программы) п/п Название раздела и темы занятия Всего часов В том числе Теория Практика 1.Мини-футбол Вводное занятие Техника удара по мячу Художественная деятельность: выпуск общественной газеты Социальная работа: строительство снежного городка для малышей Всего:

Структура программы воспитания 1. Пояснительная записка (Анализ социально- педагогической ситуации развития воспитания). 2. Концептуальные основы программы. 3. Цель. Задачи. 4. Содержание воспитания (тематические блоки). 5. Предполагаемый результат. Ступени коллективного и личностного роста участников воспитательного процесса. 6. Механизмы реализации содержания воспитания. 7. Критерии эффективности функционирования программы воспитания. 8. Приложение.

Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников Первый предмет диагностики – личность самого воспитанника. Второй предмет диагностики – детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика. Третий предмет диагностики – профессиональная позиция педагога, еще одно из важнейших условий развития личности ученика.

Малокомплектная школа Учитель малокомплектной школы возможно владеет традиционной русской культурой или культурой других народов, населяющих данную местность, например украинская, белорусская, казахская диаспоры.

Малокомплектная школа В этом случае школа становится культурным центром в селе, деревне. Учитель может привлекать в изучение народной культуры семью (бабушек, дедушек, родителей). Вместе с семьями детей проектировать праздники народного сельскохозяйственного календаря и т.д.

Малокомплектная школа Учитель может организовать поисковую и исследовательскую деятельность детей и их семей по истории села, деревни, района, начиная с семьи, рода. Организовать музей села и т.д.

Малокомплектная школа В рамках малокомплектной школы возможно организовать и экологический центр, в котором изучать природу местности, возделывать экологически чистые овощи на пришкольном участке, украшать село цветниками и т. д.