Подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть С2.1 ГИА)
С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». 2
С2.1 Аргументируя свой ответ, приведите по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 3
С2.1 Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объем сочинения должен быть не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 4
Рассмотрим текст (1)Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, морщил нос и широко разевал рот! (2)Потом энергично тряс головой – разгонял сон – и снова глядел на доску. (3)А через несколько минут снова зевал. 5
Рассмотрим текст – (4)Почему ты зеваешь?! – раздражённо спрашивала Женечка – так за глаза ребята звали свою учительницу Евгению Ивановну – маленькую, худенькую, с длинными волосами, собранными на макушке конским хвостом. (5)Она была уверена, что он зевает от скуки. (6)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. 6
Рассмотрим текст (7)Однажды он принёс в класс несколько тонких прутиков и поставил их в банку с водой. (8)И все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (9)Он отнял и снова поставил в воду. (10)И каждый день менял воду. 7
Рассмотрим текст (11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега. 8
Рассмотрим текст (14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт. – (15)Багульник! – буркнул он и пошёл прочь. 9
Рассмотрим текст (16)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (17)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (18)На всякий случай думают, что плохое. (19)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами. 10
Рассмотрим текст (20)Когда багульник зацвёл, все забыли, что Коста молчальник. (21)Подумали, что он волшебник. (22)И Евгения Ивановна стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством. 11
Рассмотрим текст (23)Женечка обратила внимание, что звонок с последнего урока – для Косты сигнальная ракета. (24)Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за школьной дверью. (25)Куда он мчался? (26)В свою загадочную жизнь, о которой никто, видимо, не имел представления. 12
Рассмотрим текст (27)Его видели на улице с собакой, огненно- рыжей. (28)Но через некоторое время его встречали с другой собакой, боксёром. (29)А позднее он вёл на поводке чёрную головешку на маленьких кривых ногах. 13
Рассмотрим текст (30)Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика. (31)После звонка она выскользнула из класса вслед за Костой и, прячась за спины прохожих, проводила его до дома. (32)Коста исчез в подъезде и минут через пять появился снова. (33)Даже не заметив свою учительницу, он пронёсся мимо, а Женечка поспешила за ним. 14
Рассмотрим текст (34)В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка – он был прикован к постели. (35)Это у него была такса – чёрная головешка на четырёх ножках. (36)Женечка стояла под окном и слышала разговор Косты и больного мальчика. 15
Рассмотрим текст – (37)Она тебя ждёт, – говорил больной. – (38)Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты. – (39)Мать хочет продать Лаптя. (40)Ей некогда с ним гулять. 16
Рассмотрим текст – (41)Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста. – (42)Только очень рано, до школы. (43)Пошли, Лапоть! (44)Таксу звали Лаптем. (45)Коста вышел, держа собаку под мышкой, и вскоре они уже шагали по тротуару. 17
Рассмотрим текст (46)Евгения Ивановна шла за мальчиком. (47)Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. (48)Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (49)Теперь он менялся на её глазах, как веточка багульника. (По Ю. Яковлеву) 18
Итак, задание С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». 19
Лексика Лексика – это слова: он видеть улица собака огненно-рыжий 20
Грамматика Грамматика – это система взаимоотношений слов: (27) Его видели на улице с собакой, огненно- рыжей. 21
22
Для того чтобы написать сочинение, мы должны понять, как взаимодействуют слова, когда человек говорит. 23
Простое глагольное сказуемое Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в одном из наклонений. Например: 24
Простое глагольное сказуемое (14) Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветет. (38) Ты болей, не волнуйся, – слышался голос Косты. (43) Пошли, Лапоть! 25
Простое глагольное сказуемое Выбор сказуемого определяется тем, какой отрезок действительности отражает предложение. 26
Простое глагольное сказуемое (14) Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветет. толпились – прошедшее время интересовались – прошедшее время цветет – ? 27
Мы пишем сочинение-рассуждение, цель которого – доказательство истины, заявленной в тезисе, то есть в словах Г. Степанова. 28
Вариант сочинения 1 Вступление (можно использовать шаблон) Лингвист Г. Степанов сказал: «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными вещами, действиями, событиями передает грамматика. Это явление можно рассмотреть на примере простого глагольного сказуемого. 29
Вариант сочинения 1 Аргумент 1 Во-первых, в русском языке довольно широко используется употребление временных форм в переносном значении. Так, для оживления повествования о прошлом в предложении 14 используется простое глагольное сказуемое «цветет» в форме настоящего времени изъявительного наклонения: 30
Вариант сочинения 1 «Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветет». 31
Вариант сочинения 1 Аргумент 2 Во-вторых, лексическое значение глагола позволяет предположить, что произошло маленькое чудо. Следовательно, благодаря данным сказуемым, читатель понимает, когда произошло событие, и что оно значило для рассказчика. 32
Вариант сочинения 1 Вывод (можно использовать шаблон) Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слитыми воедино и помогают понять высказанную мысль. 33
34
Составное глагольное сказуемое Основное лексическое значение составного глагольного сказуемого заключено в неопределенной форме глагола, а грамматическое значение (наклонение, время) выражено вспомогательным глаголом. Например: 35
Составное глагольное сказуемое (39) Мать хочет продать Лаптя. (47) Ей захотелось заговорить с Костой, расспросить о его собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживая в них веру в человека. 36
Вариант сочинения 2 Вступление (можно использовать шаблон) … Это явление можно рассмотреть на примере составного глагольного сказуемого. 37
Вариант сочинения 2 Аргумент 1 Так, в составном глагольном сказуемом «хочет продать» (предложение 39) вспомогательный глагол «хочет» выражает грамматическое значение настоящего времени изъявительного наклонения и указывает на желание совершить действие, 38
Вариант сочинения 2 Аргумент 2 …, а инфинитив «продать» выражает лексическое значение «отдать за деньги». Следовательно, употребляя данное составное глагольное сказуемое, рассказчик сообщает читателю о желании матери избавиться от собаки сына. 39
Вариант сочинения 2 Или Аргумент 1 В составном глагольном сказуемом «захотелось заговорить, расспросить» (предложение 47) вспомогательный глагол выражает грамматическое значение прошедшего времени (суффикс -л- выражает эту форму). 40
Вариант сочинения 2 Аргумент 2 В сочетании с инфинитивами «заговорить, расспросить», выражающими лексическое значение, он указывает на стремление учительницы понять загадочного мальчика. 41
Вариант сочинения 2 Вывод (можно использовать шаблон) 42
43
Составное именное сказуемое Грамматическое значение составном именном сказуемом выражается глаголом- связкой, а лексическое – именной частью (существительным, прилагательным, наречием и др.). Например: 44
Составное именное сказуемое (5) Она была уверена, что он зевает от скуки. (6) Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. 45
Домашнее задание Напишите вариант сочинения на примере составного именного сказуемого. 46
47
Желаем успехов!
Список литературы Г. Т. Егораева. ГИА Задание С2.1. Работа над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (лекция). – М.: Экзамен, Текст контрольной работы по русскому языку от 10 декабря 2011 года. 49
Список литературы Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват учреждений / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. – 6-е изд. – М.:Просвещение, Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. С. Соловейчик. – 2-е изд. – М.: ЛИНКА-пресс,