Подготовка к ЕГЭ Методика работы с текстом. 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2.Формулируем проблему (желательно в форме вопроса).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алгоритм работы с текстом Автор:Никитина Валентина Петровна, учитель русского языка и литературы Красноармейского района Чувашской Республики.
Advertisements

Проблема Комментарии Позиция автора Моя позиция 1- ый аргумент 2- ой аргумент Заключение.
Методика работы с текстом Алгоритм работы с текстом (часть С) для 11 классов Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с.Кочетное.
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ ЧАСТЬ С1 ПОДГОТОВКА К ЕГЭ Выполнила: учитель русского языка и литературы Шнайдер О.А., ГБОУ СОШ 353 им. А.С. Пушкина.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Как писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА 2014.
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Готовимся к сочинению на лингвистическую тему Подготовка к ГИА.
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?
Подготовка к ЕГЭ. Часть С Казарина Н. Н., учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ 10 с углубленным изучением отдельных предметов. Первоуральск,2013.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно,
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Ранняя весна в произведениях мастеров разных видов искусства МОУ гимназия 1 имени А.С.Пушкина г. Томска, учитель начальных классов Субботина Л.И.
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
М.М.Пришвин «Времена года» - большая и яркая картина жизни Учитель: Кальмина Татьяна Владимировна.
Готовимся к написанию сочинения - рассуждения. План сочинения-рассуждения I.Вступление II.Основная часть. 1)Проблема (одна из проблем) исходного текста.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Транксрипт:

Подготовка к ЕГЭ Методика работы с текстом

1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. 2. Формулируем проблему (желательно в форме вопроса). 3. Переходим к комментарию. 4. Формулируем позицию автора. 5. Выражаем своё отношение к проблеме. 6. Приводим аргументы. 7. Работаем над заключением.

Прочитайте текст Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично- грубоватое: «Красотища-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и в музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский. Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать, (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука предложила мне книгу Сетона-Томпсона «Животные – герои». Я считаю её своим «будильником».

Благодарность за «пробуждение» я должен сказать и матери, с которой ходил за грибами, и отцу, с которым заготавливал дрова. С благодарностью вспоминаю речку, на которой мы ребятишками пропадали с утра до ночи. От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лес с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, ночёвкой в лесу. Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Конечно, нужны и учебники. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть. И всё-таки вначале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью. (По В. Пескову)

Формулируем проблему Рассуждение в публицистическом стиле. Перечитаем первый и последний абзацы, чтобы определить и сформулировать проблему. Какой вопрос можно задать к прочитанному? Что даёт человеку любовь к природе? Об этой проблеме размышляет автор.

Пишем комментарий 1. Перечитываем центральные абзацы текста, проследим за ходом мыслей автора. Попробуем понять: как приходит автор к поставленному вопросу, что наводит его на размышления, на какие авторитетные мнения он ссылается? Подчеркнём ключевые слова и фразы.

Люди по-разному выражают свои чувства ко всему, что мы называем природой. У одних выражение этого чувства буднично-грубоватое: «Красотища-то!». Другие в эти минуты боятся обронить слово. И есть люди, душевный инструмент которых особенно чутко воспринимает нахлынувшие чувства и исторгает их позже так, что дрогнут струны другой души. В русской литературе, в живописи и в музыке можно назвать много имён творцов, обладавших этим великим даром: Чайковский, Левитан, Фет, Тютчев, Бунин, Есенин, Пришвин, Паустовский. Лев Толстой говорил: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней». Если это так, то как же сделать человека счастливым, сознавая при этом, что в понимание счастья входит многое другое? Чувство природы врождённое. И есть оно у каждого человека. Но чувство это спит. Кто разбудит его в раннем детстве? Сможет ли это сделать школьный учебник? Вряд ли. Но может это сделать умный, чуткий учитель. Этим учителем неожиданно может стать кто угодно: отец, мать, (у Горького – бабушка), сельский пастух, охотник – всякий, кто сам был кем-то разбужен. Сильным толчком может стать хорошая, вовремя прочитанная книжка. Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука предложила мне книгу Сетона-Томпсона «Животные – герои». Я считаю её своим «будильником». В. Песков замечает, что некоторые люди умеют особенно тонко чувствовать природу. Попадая в лес, они видят целый мир, полный тайн и красоты, ощущают подъём телесных и душевных сил. Почему в такие моменты «радость жизни» становится почти осязаемой? Ответ на этот вопрос автор находит в словах Л.Н.Толстого: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней».

Определяем позицию автора. 1. Перечитайте поставленный вопрос. 2. Найдите ответ на него, чаще всего он наиболее чётко сформулирован в последнем абзаце. Что даёт человеку любовь к природе? И всё-таки вначале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, познание мира она делает интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, по мысли яснополянского мудреца, приближающая человека к счастью.

Записываем сформулированную позицию автора В. Песков считает, что любовь «ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками», даёт человеку ощущение счастья. Она может стать для человека точкой опоры, точкой «отсчёта всех ценностей жизни»

Выражаем свою позицию. 1. Перечитайте ещё раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на поставленный вопрос!!! Даже соглашаясь с автором, сформулируйте ещё раз свою позицию иными фразами. Я полностью согласен с автором текста. Природа может дать человеку силы для творчества, для жизни. Любовь к природе помогает человеку избавиться от чувства одиночества.

Приводим аргументы. 1. Попытаемся доказать, что природа даёт человеку счастье, силы для жизни и творчества, избавление от одиночества. 2. Находим примеры, подтверждающие это. 3. Необходимо привести 2 аргумента. 1. Природа была источником вдохновения для многих писателей, художников, композиторов. Например, П.И. Чайковский приезжал в своё имение Рудый яр, и там под влиянием удивительной красоты рождалась чудесная музыка. 2. Каждому человеку знакомо чувство тревоги, разочарования, уныния. В такие минуты хочется побыть наедине с природой: побродить по лесу, послушать журчание ручья, прислониться к тёплому, пахнущему смолой стволу сосны. И отступают печаль и тоска, приходят умиротворение и ощущение покоя.

Подводим итог – пишем заключение Перечитываем всё, что у нас получилось. Делаем вывод, который должен соответствовать поставленному вопросу. Нет на земле ничего более вечного и прекрасного, чем природа. Для того, чтобы познать счастье, надо всего лишь увидеть, услышать, почувствовать, «как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим».

Помните! Каждый этап работы – отдельный абзац текста. По каждому исходному тексту можно сформулировать несколько проблем. Важно свой текст строить только вокруг одной проблемы! Той, которую вы сформулировали. Другая позиция – другие комментарии, другая позиция, другие аргументы!

Проблема Что должно стать толчком для пробуждения чувства природы? Текст В. Пескова посвящён важной проблеме: что должно стать толчком для пробуждения чувства природы?

Комментарий Автор говорит о том, что люди по- разному приходят к пониманию красоты природы, хотя чувство природы врождённое, оно есть у каждого человека. Для того чтобы видеть красоту природы, понимать «великое таинство жизни», любить мир, у каждого человека должен быть свой «будильник».

Позиция автора В. Песков утверждает, что разбудить чувство природы в человеке могут хорошая книга, прогулка по лесу, проведённое в деревне лето, «первое путешествие с рюкзаком, ночёвкой в лесу»

Моя позиция Моя позиция совпадает с авторской. Интерес и благоговейное отношение к природе не проявятся сами по себе, этому человек должен учиться. Учителя и учебники здесь могут быть разные.

1-й аргумент Великим даром воздействия обладают произведения искусства. Художник не только сам умеет увидеть и почувствовать окружающий мир, но и передать нахлынувшие чувства своему зрителю. Картины А. Саврасова научат видеть красоту в привычных глазу пейзажах, а в стихах Пастернака самые обычные явления приобретут неожиданный смысл.

2-й аргумент Я научился всматриваться в природу на даче. Старый домик весь в зелени и цветах. Рядом шумит и пенится река. Запахи леса и кошеной травы. Для того чтобы ценить прелесть раннего летнего утра, потребовалось не многое: умиротворение,, одиночество, покой.

Заключение Разбудить в себе чувство прекрасного может каждый. Нужен лишь подходящий момент.