1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Москва, 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) цели, задачи, основные этапы и принципы апробации, структура курса. Курсы.
Advertisements

Концепция и структура курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Министерство образования Московской области.
Министерство образования Московской области. Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений Московской области комплексного.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации Совещание АПК и ППРО, 22 декабря 2009 года.
Основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных учреждений комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
1 Поручение Президента РФ 2 августа 2009 г. Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010г. в 19 субъектах.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
Содержание и структура комплексного учебного курса.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, основные подходы Шалабод Марина Леонидовна старший преподаватель.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: цели, задачи, принципы, модули.
Комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации.
« Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса.
« Основы религиозных культур и светской этики» Содержание и структура комплексного учебного курса.
1. Соблюдение конституционных принципов светского характера Российского государства. 2. Взаимодействие органов исполнительной власти субъектов Российской.
Родительское собрание «О введении комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» : цели, задачи, принципы апробации» 12 апреля.
1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в годах в 19 субъектах.
1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» в годах в 19 субъектах.
Транксрипт:

1 Апробация комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) Москва, 2010

2 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов

3 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. …каждый нормативный акт в этой сфере, видимо, должен будет пройти соответствующую общественную экспертизу

4 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. …все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей

5 Из речи Президента РФ 21 июля 2009 г. Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивным.

6 Поручение Президента Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)

7 Распоряжение Правительства РФ от 29.X р Утвердить: план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики (далее - план); перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в годах в апробации комплексного учебного курса.

8 Принципы апробации 1. соблюдение конституционных принципов светского характера российского государства, отделения религиозных объединений от государства и их равенство перед законом; 2. сотрудничество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, с религиозными организациями; 3. содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению; 4. обеспечение учета запросов граждан на изучение их детьми основ культуры религий и светской этики

99 Международные нормы «Государство при осуществлении любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такие образование и обучение соответствовали их собственным религиозным и философским убеждениям» (Конвенция ООН о борьбе с дискриминацией в области образования, Протокол 1 к Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод)

10 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14. п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно

11 Подготовка апробации курса ОРКСЭ - Минобрнауки России заключило соглашения о взаимодействии по вопросам апробации комплексного учебного курса с органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования; -сформирован под руководством Министра образования и науки РФ и начал действовать Межведомственный координационный совет по реализации плана мероприятий, утвержденного Распоряжением Правительства РФ, который осуществляет координацию и контроль реализации плана мероприятий

12 Межведомственный координационный совет Состав совета утвержден приказом Минобрнауки России. В него входят представители: 1. Религиозных организаций 2. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппаратов Полпредств 3. Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России 4. РАН и РАО 5. ФИРО и АПКиППРО и координатор группы разработчиков учебно- методического обеспечения курса

13 Функции МКС, рабочей группы, тренеров * Межведомственный координационный совет (МКС) управляет апробацией: -координирует всю работу всех участников апробации -принимает решения по основным этапам, документам и проектам в рамках апробации * Рабочая группа -осуществляет разработку и взаимное согласование учебно-методического обеспечения курса ОРКСЭ -принимает участие во внеочередном дополнительном повышении квалификации педагогических работников * Тренеры- преподаватели -совместно с АПКиППРО, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организуют внеочередные дополнительные курсы повышении квалификации учителей в субъектах РФ -обеспечивают дальнейшее сопровождение апробации

14 Соглашение: права и обязанности сторон Министерство обеспечивает: УМК (учебные пособия, материал для учителей, родителей) Тиражирование материалов Проведение курсов повышения квалификации Мониторинг Рабочие совещания Сайт Итоговая конференция

15 Соглашение: права и обязанности сторон Регионы: Внесение изменений в нормативные правовые акты субъекта РФ, обеспечивающих реализацию комплексного учебного курса Информационное сопровождение Направление кадров на повышение квалификации и содействие в его проведении Контроль на региональном уровне Участие в федеральном мониторинге и совещаниях, отчетность

16 Основные характеристики курса 1.Курс ОРКСЭ включает 6 самостоятельных составляющих (модулей); 2.Курс рассчитан на две школьные четверти: IV четверть 4-го и I четверть 5-го классов по 2 уч./ч. в неделю; 3.Курс является культурологическим, призван способствовать формированию у обучающихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывает уже имеющийся у них круг знаний; 4. Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, находясь в системе содержательных, понятийных, ценностно- смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы

17 Структура курса ОРКСЭ 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1 (16 часов); 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2 (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)

18 Характеристика содержания блоков Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному содержанию межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе Блоки 2-3 знакомят обучающихся с основами религиозных культур и светской этики По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов обучающихся

19 Характеристика содержания блоков Блок 4 - итоговый, обобщающий и оценочный - п редусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители - В ходе подготовки проекта обучающиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой форме В ходе презентации проектов все обучающиеся получают возможность ознакомиться с основным содержанием всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников

20 Проделанная работа 1. Проработан механизм выбора учащимися и их родителями (законными представителями) одной из составных частей комплексного учебного курса 2. Утверждены примерная программа комплексного учебного курса ОРКСЭ и структура учебных пособий для школьников 3. Сформирована группа разработчиков учебно- методического обеспечения комплексного учебного курса ОРКСЭ, разработаны и направлены в печать учебные пособия. 4. Обучены преподаватели-тренеры дополнительного внеочередного повышения квалификации учителей во всех субъектах РФ – участниках апробации

21 Основные этапы работы в 2010 году 1. Завершение основной работы по подготовке учебно- методического обеспечения комплексного учебного курса ОРКСЭ 2. Проведение внеочередного дополнительного повышения квалификации тренеров по комплексному учебному курсу Организация и проведение внеочередного дополнительного повышения квалификации учителей по комплексному учебному курсу (в регионах РФ) Апробация курса ОРКСЭ в 19 субъектах РФ январь январь- февраль февраль- март апрель-май

22 Информация

23 Мифы о проекте

24 МИФЫ о проекте Преподавание будет вестись 1 час в неделю

25 МИФЫ о проекте В рамках курса будет преподаваться религия, а преподавать будут священнослужители

26 МИФЫ о проекте Учебные пособия будут готовить непрофессиональные авторы, и их содержание не будет проходить экспертизу

27 МИФЫ о проекте Каждый модуль будет разрабатываться и вводиться самостоятельно, несогласованно с другими модулями

28 МИФЫ о проекте Нет времени разрабатывать новые учебные пособия, и поэтому будут взяты учебники, разработанные ранее

29 МИФЫ о проекте Учителя не будут подготовлены к преподаванию нового курса

30 МИФЫ о проекте Детей распределят учителя по национальному и конфессиональному признаку