РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
Advertisements

«Образовательная программа педагога – средство подготовки учителя к педагогическому проектированию» «Расскажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню.
Теоретические аспекты проектной деятельности 1. История возникновения методов проектов; 2. Понятие метода проекта; 3. Цели и особенности проектного обучения;
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Проектная методика В процессе обучения иностранным языкам.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Методическая разработка Метод проектов (в помощь учителю)
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Использование метода проектов в школе Ивашко И.В. МОУ СШ 8 Г. Искитим.
Использование метода проектов при обучении математики Проектная работа.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Метод проектов как условие развития творческой личности на примере проекта «Правильное питание школьников» Тихонова Т.А. МОУ СОШ 14.
© Елена Борисовна Семенова. Программа развития УУД Формирование компетенций учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности Навыки участия.
Концепция деятельности кафедры естественных наук МОУ «Гимназия 1» г. Усолья – Сибирского.
Развитие коммуникативных умений через разработку творческого проекта.
«Научно- исследовательская работа и проектная деятельность обучающихся как метод обучения» Педагогический совет Перегребинская СОШ 2.
Проектная деятельность учащихся на уроках истории, обществознания, экономики.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Транксрипт:

РАЗВИТИЕ УЧЕНИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАК СПОСОБ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Развитие интеллектуального потенциала молодежи, поиски отбор талантливых учеников, оказание им всемирной поддержки в профессиональном развитии – являются важнейшими задачами, стоящими перед системой образования. Особая роль в решении этой проблемы отводится организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся. Безусловно, важнейший уровень ученического проектирования – школьный. От квалификации учителя, педагога дополнительного образования во многом зависит степень вовлечения школьников в научные исследования. На уроках, занятиях, кружках, студии, факультативах и др. ведется кропотливая совместная работа ученика и его наставника по форматированию навыков исследования, по освоению методики проведения эксперимента и обработки данных, школьники учатся вести дискуссию по теме исследования, ориентированно оформлять итоги выполненных работ, отстаивать личную позицию в образовательном процессе. Проектная и исследовательская деятельность способствует построению индивидуальной траектории образовательного процесса.

Основу метода проектов составляют следующие положения: 1. Развитие познавательных умений и навыков учащихся; 2. Умение ориентироваться в информационном пространстве; 3. Умение самостоятельно конструировать свои знания; 4. Умение интегрировать свои знания из различных областей наук; 5. Умение критически мыслить.

Дальнейший успех развития проектной и научно-исследовательской деятельности в школе обеспечивается наличием трех основных условий: · нормативно-организационная база; · богатая материально-техническая база; · творческая заинтересованность педагогов в данном поле деятельности.

Основные концептуальные положения, на которых базируется работа со школьниками в образовательном учреждении. 1. Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных способностей. 2. Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся. 3. Формирование обще-учебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития ученика. 4. Улучшение учебной мотивации и развития познавательных интересов. 5. Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества. 6. Развитие и совершенствование навыков проектирования и научных исследований у учеников и учителей. 7. В современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

8. В рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками. 9. Развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложнявшихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня доступен. 10. Индивидуализация есть стратегия процесса обучения. 11. Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности. 12. Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности. 13. Предпосылкой к проектной деятельности является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы. 14. Направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Внешний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Содержание работы на этапе Деятельность учащихся Деятельно сть учителя Подготовительный этап а) выбор темы б) определение количества участников проекта, состава группы Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, формулируют цели проекта Знакомит с сутью проектной технологи и и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей

Планирование работы а) определение источников информации б) планирование способов сбора и анализа информации; в) планирование итогового продукта (формы представления результата); Продукт: отчет (устный, письменный, устный с демонстрацией материалов) издание сборника, фильма, макета организация конференции и т. д. г) установление процедур и критериев оценки процесса работы, результатов д) распределение обязанностей среди членов команды Вырабаты вают план действий Формулир уют задачи Предл агает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы (поэтапно)

Исследовательская деятельность Сбор информации, решение промежуточных задач Основные формы работы: -изучение литературных источников; проведение эксперимента. Проводят исследован ия, решая промежуточные задачи Наблюда ет, советует, косвенно руководи т деятельностью, организует и координирует в случае необходимости отдельны е этапы проекта

Результаты или выводы Анализ информации Формулировка выводов Оформление результата Анализируют информацию. Оформляют результаты. Наблюда ет, советует Представление готового продукта Представление разнообразных форм результата работы Отчитываются, полемизируют, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы Слушает, задает вопросы в роли рядового участника

Оценка процесса и результатов работы Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок Оценивает усилия учащихся, креативность мышления, качество использования источников, потенциал продолжения работы по выбранному направлению, качество отчета

Развитие проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся в массовой средней школе предполагает наличие и решение следующих проблемных аспектов: 1. Проблема, которая актуальна и требует интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения. 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. 3. Самостоятельная деятельность ученика. 4. Структурирование содержательной части проекта или научного исследования. 5. Использование исследовательских методов, т.е. выявление проблемы, цели, задач, гипотезы исследования, определения путей решения, анализ, выводы, конечный результат и подведение итогов работы.

Использование проектной и научно- исследовательской технологии предполагает отход от авторитарного стиля обучения, с одной стороны, а с другой стороны – предусматривает хорошо продуманные, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. Для этого учитель должен уметь: · владеть всем арсеналом исследовательских поисковых методов, уметь организовать исследование и самостоятельную деятельность учащихся; · уметь организовывать и проводить дискуссии, не подавляя учеников своим авторитетом; · устанавливать в творческих группах эмоциональный настрой, направленность учащихся на самостоятельный поиск; · уметь интегрировать знания из различных научных областей.

Одним из важных направлений научного исследования в школе сегодня является проблема формирования познавательной мотивации учащихся как глубинного мотива учебной деятельности. Направления научно-исследовательской и проектной деятельности. 1. Концептуально-стратегическое направление: · разработка приобретенных направлений и целей деятельности школы; · разработка стратегически важных и основополагающих документов школы; · разработка программ развития школы по различным аспектом деятельности. 2. Плавно-прогностическое направление: · прогнозирование научно-исследовательской и проектной работы в школе в целом; · планирование научно-исследовательской деятельности по отдельным направлениям; · планирование научных изысканий отдельных педагогов; · прогнозирование направлений научного поиска. 3. Научно-методическое направление: · создание необходимого банка данных для эффективности научно-исследовательской работы в школе.

4. Мотивационно-стимулирующее направление: · формирование положительной мотивации участия в научной работе педагогов; · поощрение инновационной - преобразующей деятельности педагогов; · повышение профессиональной мотивации педагогов. 5. Аналитико-диагностическое направление: · контроль и оценка эффективности вводимых изменений, исследований, проводимых в школе; · регулирование исследовательской деятельности педагогов. 6. Организационно-управленческое направление: · совершенствование организационных структур; · совершенствование или изменение существующих планов, проектов · координация усилий педагогов;

Мероприятия по организации проектных и научно- исследовательских работ. 1. Обучение педагогов основным требованиям и методикам работы с учащимися в рамках проектной и научно-исследовательской деятельности. 2. Работа над проектом, это пять «П», проблема – проектирование поиск информации; продукт; презентация; портфолио. 3. Создание творческих групп учителей и учащихся, ШНО и его секций. 4. Организовать и поддерживать связь с ВУЗами и общественностью. 5. Проводить дни науки и искусства, проектную неделю в школе. 6. Принимать участие в конкурсах проектных и исследовательских работ.

Учитель должен изучать: · методические аспекты работы над научным исследованием, которые связаны с учением о воспитании и обучении подрастающего поколения и взрослых людей; · нормативные источники, связанные государственным законодательством, директивными документами; · научно-педагогические источники, связанные с произведениями выдающихся педагогов, работами современных исследователей в области школьной, профессиональной педагогике; · специальные исследования по общей возрастной и педагогической психологии; · различные материалы по передовому педагогическому опыту; · материалы педагогической печати; · материал, подготовленные молодежными редакциями российского и местного радиовещания и телевидения; · продукты ученического творчества (доклады, рефераты, творческие работы, рисунки); · художественную литературу (книги о выдающихся ученых, писателях художниках, новаторах производства);

· все другие источники, включая мемуарную литературу, личные записи постоянных наблюдателей за процессом обучения, воспитания учащихся. Предполагается, что реализация поставленных задач силами учащихся будет способствовать: · естественному развитию убеждения в том, что получаемые в школе знания необходимы и могут быть применены в реальной жизни для решения важных задач; · развитию представления о существовании органической связи между различными предметами, преподаваемыми в школе; · формированию навыков написания курсовых проектов и самостоятельной подготовки докладов, отчетов, аналитических справок и др.; · приобретению опыта работы с различными источниками информации; · правильному выбору будущей специальности; · воспитания чувства рачительного отношения к окружающей среде и формированию сознания, что природу необходимо оберегать; · естественному отвлечению от пагубного уличного влияния и, в частности, от праздного проявления интереса к алкоголю и наркотикам.

Работая над проектом или научным исследованием, ученик приобретает следующие знания и умения: · учится самостоятельно овладевать навыками, знаниями и использует их для решения познавательных и практических задач; · приобретает коммуникативные навыки и умения, работает в группе, исполняет разные социальные роли (лидер, исполнитель, посредник); · знакомится с разными точками зрения на одну проблему; · овладевает практическими навыками научно- исследовательской работы; · проектное обучения активизирует деятельность учеников, т.к. оно – § личностно ориентировано, § самомотивируемо, § позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, § приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего труда.

Проектная и научно-исследовательская деятельность в школе – это полезная альтернатива классно-урочной системе. Работая над проектом, ученик получает возможность реализовать свой творческий потенциал, получить надпредметные знания, а также приобрести необходимые основы научной деятельности, которые в заметной степени облегчают дальнейшую адаптацию к обучению в ВУЗе. Проектное и научно-исследовательское обучение следует использовать как дополнение ко всем видам обучения (как в основной школе на всех ступенях, так и в рамках дополнительного образования).