Подходы в научных исследованиях 1. Динамика научных подходов 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.Понятие «бытие». 2. Материальное и идеальное бытие. Основные подходы к пониманию категории «материя». 3. Основные черты материи: движение, пространство.
Advertisements

Синергетика (от греч. συν «совместно» и греч. εργος «действующий») междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение.
Синергетика (от греч. «совместно» и «действующий») междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
Информация и самоорганизация систем План I. Самоорганизация, самоорганизующаяся система II. Аксиомы синергетики, синергетические принципы И. Пригожина.
Системность и самоорганизация. Сущность синергетики и методологическая роль синергетического подхода Синергетика – междисциплинарное направления науки,
Концепции универсального эволюционизма. Эволюционизм-учение об эволюции, которое основывается на том,что нынешнее состояние природы и общества является.
Управление школой с позиции диалога Шлыкова Т.Д., директор школы.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Предмет изучения кибернетики как теории управления.
Синергетика и нелинейный мир. Смена парадигмы обучения? Рычков Вячеслав Александрович зав.кафедрой информационных технологий, филиал РГЭУ «РИНХ» в г.Кисловодске,
Самоорганизация в живой и неживой природе. Синергетика.
Южаков Владимир Андреевич Лекция 1 Теория информационных процессов и систем.
Тема лекции: Теплота. Порядок-хаос 1.Характеристики термодинамичес- ких систем. Первое и второе начала термодинамики. 2.Энтропия - мера необратимости или.
"энергия совместного действия" (от греч. «син» «со-», «совместно» и «эргос» «действие»)
Проектирование образовательных систем. Образовательные технологии (1) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент РИКУиО.
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ Конспект лекций в схемах. Раздел I ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО УПРАВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ. Глава 1 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Классификация систем План I.Классификация системы II.Сложность системы.
Теория систем и системный анализ Тема2 «Системный подход. Система»
Системный подход в управлении в таможенном деле Выполнил студент Арутюнян Гр.312.
Транксрипт:

Подходы в научных исследованиях 1

Динамика научных подходов 2

Системный подход 3

4

5

Синергетический подход 6

7

Илья Романович Пригожин 8 (25 января 1917, Москва 28 мая 2003, Брюссель, Бельгия) бельгийский физик и физикохимик российского происхождения. Лауреат Нобелевской премии по химии 1977 года,25 января 1917 Москва 28 мая 2003Брюссель Бельгия физикохимик Нобелевской премии по химии 1977 года

9

Что такое синергетика Древнее понятие « синергия » означает объединение человеческой и божественной энергии. Сегодня « синергетика » трактуется как наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации - возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы. 10

Сущность второго закона термодинамики Замкнутая ( или изолированная ) система ( где отсутствуют обменные процессы со средой ) развивается в сторону возрастания энтропии ( хаоса ). Наиболее вероятностное состояние системы при этом – термодинамическое равновесие со средой, что для организмов равнозначно смерти. 11

законы физики, справедливы только для замкнутых систем !!! 12 Систем вероятностного типа способны обмениваться со средой энергией, веществом и информацией и находиться «состоянии устойчивого равновесия». Система как бы «притягивается» к описанным состояниям и старается «удержаться» в них как можно дольше Данный стабильный период развития системы продолжается до тех пор, пока внутренние и внешние причины дестабилизации не будут угрожать ей разрушением

Нестабильный период системы Нестабильность ( кризис ) возникает тогда, когда система утрачивает свою продуктивность и возникает необходимость изменения действующих механизмов на более совершенные. При этом система перестает обеспечивать самонастройку, и как бы сама усиливает « раскачку », переходя в режим благоприятный для работы радикальных природных механизмов, способных обеспечить приспособительную перестройку 13

Нестабильный период В этом случае система находится в состоянии кризиса – нестабильности. Её поведение рождает множество возможных альтернатив, из которых она сама выбирает одну 14 Идея нестабильности системы кладет конец претензиям на абсолютный контроль над какой либо сферой реальности, любым возможным мечтаниям об абсолютном контролируемом обществе Реальность вообще не контролируема в смысле, который был провозглашен прежней наукой!!!

Основные положения синергетики синергетическая система может находиться в разные моменты времени в состоянии адаптационного ( стабильного ) или бифуркационного ( нестабильного ) развития, что предопределяет пути управления системой 15

Основные положения синергетики однако, ими можно эффективно управлять при помощи слабых резонансных воздействий, которые влияют на выбор того или иного пути развития в моменты, когда развивающаяся структура оказывается в состоянии бифуркации 16 сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути развития,

Основные положения синергетики Неустойчивость - путь к выживанию, самообновлению, развитию и согласованию всех ее составных частей 17 жесткая устойчивая система уязвима перед внешними воздействиями Хаос является конструктивным механизмом самоорганизации сложных систем

Развитие системы закрытого типа 18 Точка бифуркации Уровень развития системы зона I зона II Время «Закрытость» системы до определенного момента играет положительную роль в ситуациях нестабильности и неопределенности окружающего пространства (состояние кризисного общества). Внутренняя энергия системы за счет закрытости её границ расходуется на её саморазвитие, которое носит постепенный непрерывный характер, отличается предсказуемостью и контролируемостью (зона I)

Развитие системы закрытого типа 19 Точка бифуркации Уровень развития системы зона I зона II Время Однако такой вариант развития системы оправдывает себя только в течение ограниченного времени, так как динамика развития системы (за счет отвлечения энергетических ресурсов на сохранении границ) приобретает отрицательное значение (зона II)

Развитие системы закрытого типа 20 Точка бифуркации Уровень развития системы зона I зона II Время Однако такой вариант развития системы оправдывает себя только в течение ограниченного времени, так как динамика развития системы (за счет отвлечения энергетических ресурсов на сохранении границ) приобретает отрицательное значение (зона II)

Развитие системы закрытого типа 21 Точка бифуркации Уровень развития системы зона I зона II Время

Развитие системы закрытого типа 22 Точка бифуркации Уровень развития системы зона I зона II Время Нарастающие изменения на границе двух стихий порядка с одной стороны и беспорядка с другой приведет к взрывообразному изменению состояния системы с двумя вероятностными выходами: полная дезорганизация или новая самоорганизация При этом, чем большим первоначальным энергетическим запасом обладала система и чем дольше «сдерживались» её границы, тем более вероятным будет первый выход

Синергетика в России 23 (18 ноября 1928, Москва 2 декабря 2004) советский и российский учёный, специалист в области математической физики, мат моделирования, физики плазмы и синергетики. Член- корреспондент АН СССР (1984). Его можно считать основателем синергетического движения в России 18 ноября 1928Москва 2 декабря 2004 российский математической физикимат моделирования физики плазмыАН СССР1984 синергетического Сергей Павлович Курдюмов

Синергетика в России 24 Елена Николаевна Князева - ведущий научный сотрудник сектора эволюционной эпистемологии Института философии РАН, доктор философских наук

Синергетический подход в педагогике позволяет 25 Рассмотреть человека как сложную вероятностную систему открытого типа, способную при определенных условиях к самоорганизации и саморазвитию Принцип профессионального образования с точки зрения синергетических законов «…дать возможность системе самоопределиться и по возможности помочь ей в этом»

Синергетический подход в педагогике позволяет - учитывать нелинейную зависимость становления студента от педагогических воздействий и индивидуальность траектории развития его личности ; 26 рассматривать процесс обучения как нелинейную ситуацию открытого диалога между педагогом и студентом (стимулирующего и побуждающего),

Синергетический подход в педагогике позволяет - спроектировать образовательную систему на основе принципов : 27 целостности, открытости, креативности

Принцип целостности - перейти от конфронтации между материальными и духовными началами, к сотрудничеству и единению ; устранить размежевание культуры естествознания, опирающейся на научный метод и культуры гуманитарной, опирающейся на духовный метод познания мира 28

Принцип открытости Создать динамическую взаимосвязь между рассматриваемой системой с одной стороны и системами, являющимися проводниками « Внешнего мира » Таким образом, мы получаем не флуктуационную границу ( сосредоточение « неустойчивостей »), а отдельные бифуркационные точки, которые являются « динамическими ключами управления » 29

Принцип креативности Гибко реагировать на внешние изменения, принимая творческие решения Вероятностная модель управления 30

Как управлять такой системой 31 «аттрактор это наименьшее множество, к которому всё стремится» иными словами, выкидывая из фазового пространства всё, что может быть выкинуто. аттракторы могут выступать целями (конечными вариантами) рассматриваемой системы

Как управлять такой системой 32 Нужно дать системе самоопределиться и максимально помочь ей в этом Управлять можно только путем слабых резонансных воздействий Иллюстрация из книги XVII века «Эдип Египетский» Атанасиуса Кирхера