НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Advertisements

ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
1 МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД – ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РАБОТЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК НПО И СПО ЯРОЧКИНА ГАЛИНА ВЛАДИМИРОВНА, К.П.Н., ПРОФЕССОР.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ФГОС 2011.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ «НАША НОВАЯ ШКОЛА»: ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ.
Автор: Коновалова Е.Н., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 5 п.Печенга Стандарты второго поколения второго поколения.
Эффективные модели повышения квалификации педагогов в условиях введения профессионального стандарта Сенкевич Татьяна Анатольевна, директор ИМЦ Красносельского.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Концепция подготовки бакалавров педагогического профиля к реализации ФГОС общего образования Китайгородский Михаил Дмитриевич проректор Коми ГПИ
Заседание методического объединения учителей математики, физики и информатики г.Череповец МОУ «СОШ 14»
Компетентностный подход в образовании. Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования отбора содержания образования.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
Первые шаги реализации деятельности стажировочной площадки по организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС Школа социального развития.
Системно- деятельностный подход как основа Стандартов второго поколения. Образец текста – Второй уровень – Третий уровень Четвертый уровень – Пятый уровень.
Транксрипт:

НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ПРОФЕССИОНАЛИЗМУ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Глобализация Неустойчивость социально-экономического развития Экономический кризис Высокие темпы социальных изменений Расширение информационного пространства Демографический кризис Смена парадигмы воспитания Болонский процесс Современные проблемы образования: «вызовы времени» («системные вызовы»)

Основные тенденции развития современного образования в контексте решения проблемы «вынужденной модернизации» Фундаментализация определяет возможности постижения глубинных характеристик объектов и процессов целостного мира, восходящих к первичным сущностям и обоснованных в науке Информатизация связана с развитием информационных процессов, всеобщей компьютеризацией Регионализация определяется социально-экономическими и политическими потребностями региона, в котором осуществляется образование Прагматизация обусловливает развитие образования в направлении наиболее актуальных сфер жизнедеятельности общества Индивидуализация определяет учет индивидуальных особенностей обучаемых

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ (как фактор развития образования) Высокий уровень овладения психологической структурой профессиональной педагогической деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям Способность систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных (в том числе меняющихся) условиях

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ Программа Правительства РФ на гг. (Раздел 1.1. Реформирование образования); Концепция модернизации российского образования на период до 2010 (распоряжение Правительства РФ от г р); Программа развития системы непрерывного педагогического образования в России на годы (утверждена Коллегией МО РФ в 2001 г.); Программа модернизации педагогического образования (приказ МО РФ от г. 1313); Проект федеральной целевой программы развития образования на гг. Национальный образовательный проект «Наша новая школа»

Отличия новой модели образования от существующей 1. Информационный взрыв 2. Образование принципиально понимается как незавершенное (открытый рынок программ и модулей) 3. Главные субъекты регулирования образования – потребители 4. Высшее образование становится массовым и всеобщим

ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ В ОБРАЗОВАНИИ УЧАЩИЕСЯ И ИХ СЕМЬИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛИ Все субъекты должны быть вовлечены в управление изменениями Наиболее значимые функции образования в условиях социально-экономических изменений: социальная, функция обеспечения рынка труда, функция производства инноваций

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Формирование принципиально новой системы образования Постоянное обновление образовательных программ в зависимости от изменения спроса Перенастройка системы образования на освоение современных компетентностей Развитие учительского потенциала. Сохранение в школах лучших педагогов, пополнение школ новым поколением учителей, в том числе не обязательно с педагогическим образованием Отдельная задача - привлечение в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование. Прохождение ими психолого-педагогической подготовки, освоение новых образовательных технологий

Новые требования к профессионализму педагогов Реализация компетентностного подхода Реализация модульного принципа обучения на основе разработки коротких модульных программ (особенно в профильном образовании) Формализация контроля Технологический подход Внедрение инноваций

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА Интегральная характеристика, определяющая способность эффективно решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей (А.П. Тряпицина)

Базовые основания реализации компетентностного подхода Политические и социальные компетенции Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией Компетенции, связанные с ростом информатизации общества Способность учиться на протяжении всей жизни в контексте профессиональной и социальной жизнедеятельности (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию для XXI века)

Содержание образования: классическая модель Опыт познавательной деятельности (знания) Опыт деятельности по алгоритму (умения и навыки) Опыт деятельности в нестандартных ситуациях, опыт творческой деятельности Опыт эмоционально-ценностного отношения к себе и к миру Опыт самообразовательной деятельности Личный опыт

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Ключевые компетенции Базовые компетенции Специальные компетенции Общекультурные компетенции (ОК) Общепрофессиональные компетенции (ОПК) Профессиональные компетенции (ПК) В стандартах третьего поколения ВПО

Профессиональная компетентность Ключевые – компетенции необходимые для любой профессиональной деятельности, связаны с успехом личности в быстроменяющем ся мире Базовые компетенции отражают специфику определенной профессиональн ой деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.) Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности

Взаимосвязь ключевых, базовых и специальных компетенций Базовые и ключевые компетенции всегда проявляются в контексте предмета или предметной области – специальной компетенции Ключевые, базовые и специальные компетенции, пронизывая друг друга, проявляются в процессе решения профессиональных задач разного уровня с использованием определенных ресурсов

Перспективные направления совершенствования качества педагогической деятельности Реализация технологий дистанционного образования Разработка и реализация иннновационных образовательных технологий Активизация профильного обучения на основе разработки и реализации коротких модульных образовательных программ Расширение сотрудничества с потенциальными работодателями Приоритет деятельностного подхода в обучении: оргдеятельностные игры, проектные методы, кейс-стади и др. Введение системы «портфолио» для учета индивидуальных достижений учащихся (По материалам Минобрнауки РФ)

Образовательные ресурсы нового поколения «Новый тип познавательных ресурсов, которые эффективно привлекают интерес к разнообразным сферам жизни, мотивируют на постоянное обучение и позволяют самостоятельно развиваться на протяжении всей жизни – это, прежде всего информационные ресурсы…» А.Фурсенко

Интернет как новый образовательный ресурс Проблемы: - большой объем вторичной информации («информационный мусор»); - развитие у детей и молодежи «экранного мышления»; - формирование интернет-зависимости (киборг- аддикция).

Рекомендации разработчиков Рекомендации разработчиков Новый преподаватель – исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов. Главное – самостоятельная работа учащихся и их доступ к образовательным ресурсам Создание дидактических средств на основе информационных подходов: Направленность на организацию самостоятельной работы Возможность реализации индивидуального образовательного маршрута Создание учебных материалов на электронных носителях Размещение разнообразных оценочных шкал и оценочных материалов

Мнения учащихся и студентов Мнения молодых людей о компьютерном учебнике Источник:

Принцип личностной ориентации образования, предполагающий выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования Принцип гуманитаризации, определяющий тенденции интеграции знаний и обоснования ценностных основ информации; диалогичность учебного материала Принцип фундаментализации, определяющий концентрацию учебного материала вокруг «ядра» предмета изучения как основы решения актуальных задач, задачное построение содержания Принцип дополнительности, характеризующий взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного Принцип вариативности, ориентированный на максимальный учет индивидуальных особенностей Принципы отбора содержания образования

Связи элементов содержания в учебной и методической информации (для преподавателей и обучающихся) 1 234

Инструктивный блок Каково содержание и сущностные характеристики конкретной компетенции, которая должна быть сформирована в рамках данного курса (предмета)? Как (с помощью какого содержания, образовательных технологий, художественных техник, методик, средств и т.п.) можно ее формировать в условиях образовательного учреждения? Как (с помощью каких оценочных средств и технологий) можно оценивать уровень сформированности конкретной компетенции у учащегося ?

Информационный блок Состав, основное содержание и структурно- логические связи учебных предметов, дисциплин (модулей) Учебные программы Руководство по изучению предметов Список используемых сокращений и аббревиатур Другие материалы, обеспечивающие обучение и качество подготовки учащихся А также: Компетентностно-ориентированный учебный план Календарный учебный график

Коммуникативный блок комплекс информационных ресурсов для учащихся по всем предметам, курсам комплекс информационных ресурсов по организации образовательного процесса для преподавателей А также: характеристика условий библиотечно- информационного обслуживания в образовательном учреждении; характеристика условий информационно-компьютерной поддержки деятельности основных участников и организаторов образовательного процесса.

Контрольный блок Сквозная программа промежуточных комплексных испытаний Требования к уровню достижений учащегося КИМы Разъяснения по оценочной шкале (шкалам, если при различных формах контроля они не совпадают)

Возможности профессиональной подготовки педагогов Уровневая подготовка в системе высшего профессионального образования Бакалавриат Магистратура Аспирантура Докторантура

ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «Образование и педагогика» (бакалавр образования) БАКАЛАВР ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛИ: Биология Химия География БАКАЛАВР ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛИ: Математика Физика БАКАЛАВР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛИ: Экономика Социология БАКАЛАВР ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛИ: Русский язык и литература Русский и иностранные языки Русский язык и компьютерная лингводидактика Русская и зарубежная литература Литература и литературное редактирование Литература и литературное краеведение Родной язык и психолингвистика Иностранный язык и психолингвистика БАКАЛАВР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛИ: Технология обработки тканей и пищевых продуктов

Психология и педагогика домашнего образования Социальная педагогика Воспитательная работа Детская практическая психология Игровые технологии в дошкольном образовании Речевое дошкольное образование Технология подготовки специалиста дошкольного образования Управление дошкольным образованием Начальное образование Практическая психология в образовании Психологическое образование Физическая культура детей дошкольного возраста Образование лиц с нарушением слуха Методика дошкольного обучения иностранному языку Художественное воспитание и развитие ребенка ПРОФИЛИ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «Образование и педагогика» (бакалавр педагогики) ПРОФИЛИ: БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ

Отношение к учителям По результатам исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения, наибольшее доверие у россиян вызывают именно учителя – 68% (респондентов)