Актуальность и педагогическая целесообразность програм­мы внеурочной деятельности Актуальность и педагогическая целесообразность програм­мы внеурочной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Advertisements

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Оптимизация ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности и постановке УУД в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
(все виды деятельности, кроме учебной). 1. Игровая 2. Познавательная 3. Проблемно-ценностное общение 4. Досугово-развлекательная 5. Художественное творчество.
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Виды внеурочной деятельности: Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность.
Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид деятельности Приобретение ребенком социальных знаний Формирование ценностного отношения.
Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия 1 города Белово» Овчинникова Ирина Юрьевна, учитель начальных классов.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
ФГОС начального общего образования. СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность Стандарт – общественный договор между.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Формы организации внеурочной деятельности в школе. (По новым стандартам) Учитель технологии МАОУ СОШ 2 г. Калининграда Барабанова Н.Ф.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности школьников Григорьев Дмитрий Васильевич Григорьев Дмитрий Васильевич Степанов Павел Валентинович.
Тренинг «Проектирование программы внеурочной деятельности учащихся» Н.П. Полякова МБОУ Комсомольская СОШ.
Транксрипт:

Актуальность и педагогическая целесообразность програм­мы внеурочной деятельности Актуальность и педагогическая целесообразность програм­мы внеурочной деятельности заключается в основных возрастных особенностях подростков 7 класса 7- 8 класс – пик эмоциональной неуравновешенности. Подростки легко возбуждаются и не всегда могут справиться со своим состоянием. Настроение подростков подвержено резким перепадам (переходы от безудержного веселья к депрессивной пассивности). Возрастает обидчивость, раздражительность. Даже незначительное замечание нередко приводит к бурной реакции

Цель воспитательной деятельности Цель воспитательной деятельности: Реализация воспитательной программы, направленной на сплочение коллектива, создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития каждого ребенка. Класс хорош, если в нём хорошо каждому ребёнку

ЗАДАЧИ НА гг. Индивидуальный уровень Продолжить работу в помощи по пополнению своего «Портфолио»; Через индивидуальные беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого; Развивать умение каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников. Коллективный уровень * Развивать коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи; * Работать над совершенствованием коллективной организаторской деятельности; * Показать, как рождается закон, разъяснить необходимость подчиняться закону. Групповой уровень Организовать деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности; Развивать умение ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений; Продолжать развивать умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи;

Методы обнаружения проблем Методы Проблема 1. Анализ специфики возрастных психологических особенностей подростков 7 класса Не хотят учиться так, как могут. Не хотят слушать ничьих советов. Не приходят вовремя. Не убирают за собой. Для них также характерны : Непостоянные дружеские связи. Снижение самооценки. Борьба за самостоятельность. Обидчивость. Упрямство. Раздражительность. Переутомление. Снижение внимания 2. Мониторинг воспитательной деятельности Мониторинг.docx Сайт Педсовет Проблемные критерии: трудолюбие, инициативность, организованность, самокритичность 3. Мониторинг «Личностный рост» ситуативно- позитивное и ситуативно- негативное отношение обучающихся к труду, к знаниям, к душевному «Я», к духовному «Я»,

Мониторинг воспитательной деятельности ФИ К Р И Т Е Р И И Всего бал- лов Рей- тинг А. М II 2Б. И.21, ,5VII 3Д. О.1, ,5VI 4Н. П III 5П. М V 6С. П , ,5I 7С. И IV Всего баллов по классу 22,517, , ,5 Ср.б. 23,5 3- трудолюбие, 4-инициативность, 5-организованность, 7- самокритичность. Ср. балл – 23,5 из 50 возм.

Диагностика учащихся 6 класса «Личностный рост» С/ П 29%43%29%71%72%71%86% 71 % 43%57%86% С/ Н 14%43%0%14% 0% 14 % 43%14% +29%57%82%71%86 % 71%86 % 85 % 43%100 % Болевые точки: Отношение 5. к труду 7. к знаниям 12. к душевному «Я» 13. к духовному «Я»

Проблема 1: отсутствие взаимоуважения, сплочённости, конфликтность в классе Цель : повышение сплоченности и взаимоуважения в классе. Задачи : Повышать доброжелательность, интерес и умение строить доверительные отношения друг с другом; эмоционально сопереживать однокласснику; * Развивать умение сотрудничать и действовать сообща; * Уметь согласовывать свои действия с другими и совместно решать поставленные задачи; * Разрешать конфликтные ситуации; * Формировать позитивное отношение к каждому человеку. Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Кл. час – тренинг «Учимся предотвращать и решать конфликты» Ролевая игра «Школа самоуважения» Кл. час «Дом наших отношений» Беседа - диалог «Я не такой как все, и все мы разные» Чтение сказки «Сказка о дружбе и ее потере» Дискуссия по сказке «Сказка о дружбе и ее потере» (6-8 кл.) Интервью у взрослых по алгоритму «Чем настоящий друг отличается от приятелей?» Занятие «Я и команда» Подвижные игры «На доверии» Социально моделирующая игра «Построение эффективного командного взаимодействия» Кл. час в форме тренинга «Сплочение классного коллектива» Дебаты Быть белой вороной легко? Организация и проведение межклассовых конкурсных игр ко Дню Смеха (5-8 кл) Классный час «Взаимоуважение – основа сплочённости школьного коллектива» Разучивание игр с младшими школьниками Упражнения на сплочение: «Говорящие руки», «Подарки группе», «Вавилонская башня», «Поиск сходства» «Мы составляем наш автопортрет» (РЕЗУЛЬТАТ) Анкета «Оценка отношений подростка с классом» (АНАЛИЗ) «Мы составляем наш портрет»

Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Занятие – тренинг «Учимся предотвращать и решать конфликты» Ролевая игра «Школа самоуважения» Ролевое чтение сказки «Сказка о дружбе и ее потере» Дискуссия по сказке «Сказка о дружбе и ее потере» Интервью у взрослых по алгоритму «Чем настоящий друг отличается от приятелей? Как сохранить дружбу?» Занятие - тренинг на сплочение классного коллектива «Класс глазами каждого» «Мы составляем автопортрет» Анкета «Оценка отношений подростка с классом» (АНАЛИЗ) «Мы составляем наш портрет»

Воспитательный РЕЗУЛЬТАТ: Формирование коллективного сознания ЭФФЕКТ: Повышение САМОстоятельности И САМОдеятельности учащихся, понимание своей САМОценности; которые понимание своей САМОценности; которые достигнут (пусть за эти сроки пока не все) достигнут (пусть за эти сроки пока не все) путём САМОразвития и САМОреализации Изменение отношения к духовному и душевному «Я»

ПРОБЛЕМА 2: НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННОМУ ТРУДУ Цели: способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию. Задачи: Совершенствование навыка организации коллективного труда, уважение к труду и людям труда, воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за результаты труда. Формировать убеждение в том, что труд по самообслуживанию это проявление принципа справедливости, это способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Беседа - диалог «Наши чувства и поступки». Разработка опросника жителей для поиска реликвий Акция «Поиск» (Поиск музейных реликвий) Кл. час «Кто любит труд, того люди чтут» Общешкольные субботники Генеральные уборки класса Акции «Помоги ветерану» «Труд красит человека» - Проблемная ситуация. Интерактивная беседа. Игра, мини-лекция. Блиц – интервью Общепоселковый субботники Круглый стол «Терпение и труд всё перетрут» Участие в озеленении школы Участие в озеленение посёлка Дежурство в классе Дежурство по школе Формирование самоуправления класса Выполнение общественных классных и школьных поручений Анализ и оценка выполнения поручений, самоанализ и самооценка Круглый стол с родителями «Приёмы личного воздействия на детей» Организация мероприятий и и участие в жизни класса Совместное участие в общепоселковых акциях

РЕЗУЛЬТАТ : с РЕЗУЛЬТАТ : сформированность убеждения в том, что труд по самообслуживанию это проявление принципа справедливости, это способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне ЭФФЕКТ Повышение САМОстоятельности ЭФФЕКТ: Повышение САМОстоятельности И САМОдеятельности учащихся, понимание своей САМОценности понимание своей САМОценности т. е. Изменение отношения к духовному и душевному «Я»

Одна из аксиом воспитания – без настоящего коллектива классному руководителю сложно решать какие бы то ни было педагогические задачи в своём классе

Основные задачи классного самоуправления * Определение целей и задач, стоящих перед учащимися класса; Контроль за выполнением поставленных задач; Разработка и принятие проекта коллективного творческого дела; Создание творческих групп для претворения проекта в жизнь; Оценивание проделанной учащимися работы. Заполнение «Портфолио класса».

Общественное поручение Функции самоуправления Мэр – П. М. Контроль над выполнением общественных поручений и помощь в их выполнении. Организация самых важных дел. Организатор учебных дел – А. М. Контроль за посещаемостью и успеваемостью, выполнением каждым учащимся внутреннего распорядка, заложенных в Уставе школы. Помощь отстающим учащимся. Организация участия в предметных событиях. Бухгалтер – А. М.Начисление заработной платы Корреспондент - С.П. Выпуск информационных классных листов, школьных стенгазет, плакатов. Организатор досуга – Н. П. Проведение КТД, распределение между учащимися поручения по подготовке мероприятий. Организация мероприятий. Спортивный организатор – Б. И. Помощь в организации и проведении спортивных игр, походов, мероприятий. Проведение классных часов, посвящённых здоровью и спорту. Организатор дежурства – Д. О. Организация и контроль дежурства в классе и в школе. Составление графика дежурства. Организатор социальных дел – С. И. Организация социальных акций и контроль за их посещаемостью и качеством выполнения Родительский комитет – С. Г.А. На собрании избирается родительская инициативная группа – Родительский комитет, которая оказывает помощь в организации и проведении мероприятий.

Группа учащихся ЗадачиФормы реализации По отношению к учебе Сильные (А. М., С. П.) Развитие познавательных интересов и способностей. Привлечение к олимпиадам, конкурсам, интеллектуальным играм, научно- исследовательской работе. Способные, но нетрудолюбивые (Н. П.) Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. Беседы, работа с родителями, поддержка в успехах, привлечение к проведению кл. часов. Способные, но неусидчивые (С. И.) Формирование учебной мотивации. Развитие общеучебных навыков. Постоянный контроль, беседы, работа с родителями. Неспособные, но старающиеся (Д. О.) Развитие общеучебных навыков. Постоянная поддержка. Оказание помощи в учебе. Индивидуальный подход. Нежелающие учиться (Б. И., П. М.) Формирование учебной мотивации. Строгий контроль. Индивидуальный подход. По отношению к общественной жизни Очень активные (С. П.) Формирование качеств лидера, воспитание чувства долга и ответственности. Развитие творческих способностей. Привлечение к организации общественных дел в классе. Помощь в организации дел. Сотрудничество и сотворчество. Пассивные, нежелающие принимать участие в общественной жизни (Все остальные) Формирование активной жизненной позиции. Привлечение к жизни коллектива. Постараться найти дело по душе. Постоянная поддержка и поощрение. Воспитание через выполнение посильных поручений. По отношению к морально-этическим проблемам Все Определение проблем. Выработка задач. Осуществление индивидуального подхода, постоянный контакт с родителями. Поддержка в классном коллективе.

Критерии оценивания Критерии (что замерять) Контроль результатов воспитания Уверенность в себе (эмоциональная устойчивость; оценка своей личности в ситуации неудачи). Независимость (способность иметь и отстаивать свою точку зрения, если она отлична от мнения большинства). Самостоятельность (стремление решать свои проблемы, не прибегая к посторонней помощи). Чувство собственного достоинства (уважение к себе, ощущение своей человеческой ценности, стремление соответствовать своему представлению о себе, о том, каким нужно быть). Ответственность (склонность видеть причину своих неудач или неудач в себе либо в других и во внешних обстоятельствах). Сила воли (способность преодолевать трудности). Направленность интересов (на учебную/трудовую/художественно-эстетическую/спортивную/отношения между людьми деятельность) Отношение к одноклассникам (эгоизм/альтруизм: видит ли в других средство для удовлетворения своих желаний или готов что-то бескорыстно делать для них). Уровень дисциплины (знает ли «Правила для учащихся» и как выполняет их; привиты ли уч-ся навыки и привычки культурного поведения; организованность на уроке; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность). Преобладающая учебная мотивация. Ребёнок учится, чтобы: а) Угодить старшим; б) Избежать наказания; в) получить поощрение; г) по инерции, из послушания; д) из любознательности; е) ради самоутверждения; ж) ради радости самосовершенствования, движения вперёд, саморазвития. Развитие воображения

Критерии оценивания Развитие памяти Развитие речи (устной/письменной) Умения, навыки по предмету Успеваемость (как успевает по различным предметам; какие предметы любит; какие даются легко, а по каким встречает затруднения). Тип отношений: а) враждебно-отчуждённые; б) отчуждённые, безразличные; в) конкурентно-эгоистические; г) доброжелательно-отчуждённые; д) деловое сотрудничество; е) дружба, интерес друг к другу, взаимопомощь. Преобладающее отношение: а) враждебное; б) безразличное; г) прагматично-деловое; д) интерес; е) тёплое; ж) любовь и уважение. Актив класса (имеет ли авторитет; выполняются ли распоряжения актива; умеют ли организовать для выполнения коллективное дело; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; отношение активистов к товарищам по классу; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в активе; живут ли активисты жизнью школы; пользуются ли уважением).

Благодарюза внимание! внимание!

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности

Результаты и эффекты Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательные результаты и эффекты Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно- нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. Игровая Игра с ролевой акцентуацией Игра с деловой акцентуацией Социально моделирующая игра

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. Познавательная Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей- клуб

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 7. Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство