«Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и воспитательная практика.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Advertisements

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России Серия «Стандарты второго поколения»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
А. Я. Данилюк А. М. Кондаков В. А. Тишков г. методист Бирюкова Н. В.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России Данилюк А.Я. Кондаков А.М. Тишков В.А.
Тема КЦП на уч.г. «Формирование знаний о природе и человеке – основное условие успешной адаптации школьников в социуме»
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Педагогический совет МАОУ СОШ 13 «Реализация программы гражданско- патриотического воспитания «Все начинается со школьного порога»: нормативная основа,
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ А.Я. Данилюк А.М. Кондаков В.А. Тишков.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Транксрипт:

«Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» и воспитательная практика

Авторы Данилюк Александр Ярославович Данилюк Александр Ярославович Данилюк Александр Ярославович Данилюк Александр Ярославович Кондаков Александр Михайлович Кондаков Александр Михайлович Кондаков Александр Михайлович Кондаков Александр Михайлович Тишков Валерий Александрович Тишков Валерий Александрович Тишков Валерий Александрович Тишков Валерий Александрович

Статус Концепции: методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования

Содержание Общие положения 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 4. Базовые национальные ценности 5. Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания Заключение

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью См. перечень базовых национальных ценностей См. перечень базовых национальных ценностей

Закон РФ «Об образовании» поправки от 01 / XII – ФЗ ст. 14, п. 2: Содержание образования должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности; формирование духовно-нравственной личности; воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества. воспроизведение и развитие кадрового потенциала общества.

ст. 9, п. 6: Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся. Закон РФ «Об образовании» поправки от 01 / XII – ФЗ

Духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом Вернуться к перечню социальных и педагогических понятий Вернуться к перечню социальных и педагогических понятий

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Вернуться к перечню социальных и педагогических понятий Вернуться к перечню социальных и педагогических понятий К вопросу о содержании духовно- нравственного воспитания К вопросу о содержании духовно- нравственного воспитания

М.В. Захарченко, доктор философских наук, профессор кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования: «Категория духовность в общественно-педагогическом дискурсе последних лет по большей части связывается именно с развитием ценностно-смысловой сферы личности »

Базовые национальные ценности патриотизм; патриотизм; патриотизм социальная солидарность; социальная солидарность; социальная солидарность социальная солидарность гражданственность; гражданственность; гражданственность семья; семья; семья труд и творчество; труд и творчество; труд и творчество труд и творчество наука; наука; наука традиционные российские религии; традиционные российские религии; традиционные российские религии традиционные российские религии искусство и литература; искусство и литература; искусство и литература искусство и литература природа; природа; природа человечество. человечество. человечество См. преамбулу Концепции См. преамбулу Концепции См. определение понятия «Базовые национальные ценности» См. определение понятия «Базовые национальные ценности»

Национальный воспитательный идеал Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. См. определение понятия «Национальный воспитательный идеал» См. определение понятия «Национальный воспитательный идеал»

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Основы организации духовно- нравственного развития и воспитания нравственный пример педагога; нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнёрство; социально-педагогическое партнёрство; индивидуально-личностное развитие; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно- нравственного воспитания; интегративность программ духовно- нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания. социальная востребованность воспитания.

Педагогическое сообщество как основной субъект, реализующий цели духовно- нравственного развития и воспитания – образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества; – наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Следствие первое «Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи».

Следствие второе Кондаков А.М. (заседание гражданско-патриотического клуба партии «Единая Россия»): Если он [учитель] не принимает систему национальных ценностей России, то, на мой взгляд, не имеет права войти в класс.Если он [учитель] не принимает систему национальных ценностей России, то, на мой взгляд, не имеет права войти в класс.

Источники формирования базовых национальных ценностей история России, российских народов, семьи, рода; история России, российских народов, семьи, рода; жизненный опыт родителей, предков; жизненный опыт родителей, предков; традиционные российские религии; традиционные российские религии; произведения литературы, искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры; произведения литературы, искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры; периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь; периодическая литература, СМИ, отражающие современную жизнь; фольклор народов России; фольклор народов России; общественно полезная и личностно значимая деятельность; общественно полезная и личностно значимая деятельность; учебные дисциплины; учебные дисциплины; другие источники информации и научного знания. другие источники информации и научного знания.

Проблема изучения религиозной культуры в школе Т.П. Довгий, канд. пед. наук: «Концепция предусматривает возможность в культурологическом контексте усвоения школьниками системных представлений о вере в Бога, святости и благочестии, религиозных организациях. Вместе с тем, в основном разделе Концепции не получили практического отражения вышеназванные идеи и установки» (сайт «Всероссийское родительское собрание»)

Кондаков А.М. (заседание гражданско-патриотического клуба партии «Единая Россия»): «В последней четверти 4 класса и первой четверти 5 класса будет введен предмет с рабочим названиемДуховная культура народов России Закон Божий можно изучать как светский предмет, если целью поставить освоение содержания предмета, а не обязательное исполнение в школьной жизни».

Содержание духовно- нравственного воспитания М.В. Захарченко, доктор философских наук: «Обращает на себя внимание разность двух категорий, помещенных в тексте закона [Об образовании] через запятую: духовно-нравственное развитие и воспитание. В тексте закона нет категории духовно-нравственное воспитание, которая сегодня стала уже привычной Следуя по этому пути, мы утрачиваем потенциал методологического развития, заложенный в новых категориях, внесенных в закон». См. определение понятия «Духовно- нравственное воспитание личности гражданина России» См. определение понятия «Духовно- нравственное воспитание личности гражданина России»

Мнение: Использование категорий «воспитание и духовно-нравственное развитие» позволяет подчеркнуть универсальный характер Концепции, не связывать Концепцию с содержательно наполненным направлением воспитания. Использование категорий «духовно- нравственное развитие и духовно- нравственное воспитание» требует разъяснения, что составляет содержание воспитания.

Социальные и педагогические нация; нация; нация национальное государство; национальное государство; национальное государство национальное государство национальное самосознание (идентичность); национальное самосознание (идентичность); национальное самосознание (идентичность) национальное самосознание (идентичность) формирование национальной идентичности; формирование национальной идентичности; формирование национальной идентичности формирование национальной идентичности патриотизм; патриотизм; патриотизм гражданское общество; гражданское общество; гражданское общество гражданское общество многообразие культур и народов; многообразие культур и народов; многообразие культур и народов многообразие культур и народов межэтнический мир и согласие; межэтнический мир и согласие; межэтнический мир и согласие межэтнический мир и согласие социализация; социализация; социализация развитие; развитие; развитие воспитание; воспитание; воспитание национальный воспитательный идеал; национальный воспитательный идеал; национальный воспитательный идеал национальный воспитательный идеал базовые национальные ценности; базовые национальные ценности; базовые национальные ценности базовые национальные ценности духовно-нравственное развитие личности; духовно-нравственное развитие личности; духовно-нравственное развитие личности духовно-нравственное развитие личности духовно-нравственное воспитание личности гражданина России духовно-нравственное воспитание личности гражданина России духовно-нравственное воспитание личности гражданина России духовно-нравственное воспитание личности гражданина Россиипонятия, формирующие социальный заказ образованию

Базовые национальные ценности патриотизм; патриотизм; социальная социальнаясолидарность; гражданственность; гражданственность; семья; семья; труд и творчество; труд и творчество; наука; наука; традиционные традиционные российские религии; искусство и искусство илитература; природа; природа; человечество. человечество. В.А. Тишков (заседание гражданско патриотического клуба партии «Единая Россия»): «Давайте мы представим вместо этих кругляшков цифры – 1, 2, 3, 4. У нас это мировое сообщество стоит в самом низу, в конце. если требуется приоритетность, мы поставим вместо этих кружочков цифры, и будет ясно, что у нас в основе лежит».

Спасибо за работу Спасибо за работу Барышников Вячеслав Юрьевич, канд. ист. наук, доц. кафедры общеобразовательных дисциплин

патриотизмпатриотизм любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству

социальная солидарностьсоциальная солидарность свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство См. преамбулу Концепции См. преамбулу Концепции

гражданственностьгражданственность служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания

семьясемья любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

труд и творчествотруд и творчество уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость

науканаука ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

традиционные российские религиитрадиционные российские религии представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога

искусство и литератураискусство и литература красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие

природаприрода эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

человечествочеловечество мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

нациянация государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно- ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций.

национальное государствонациональное государство государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно- экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.

национальное самосознание (идентичность)национальное самосознание (идентичность) разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

формирование национальной идентичности формирование национальной идентичности формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.

патриотизм патриотизм чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.

гражданское общество гражданское общество общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования.

многообразие культур и народов многообразие культур и народов культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.

межэтнический мир и согласие межэтнический мир и согласие единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.

социализация социализация усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений.

развитие развитие процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

воспитание воспитание педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

национальный воспитательный идеал национальный воспитательный идеал высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций. Вернуться к содержанию национального воспитательного идеала Вернуться к содержанию национального воспитательного идеала

базовые национальные ценности базовые национальные ценности основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. См. перечень базовых национальных ценностей См. перечень базовых национальных ценностей

Данилюк Александр Ярославович член-корреспондент РАО, (Отделение философии образования и теоретической педагогики), д.пед.н., доцент, профессор кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова, гл.редактор журнала «Педагогика»

Кондаков Александр Михайлович член-корреспондент РАО (Отделение философии образования и теоретической педагогики), д.пед.н., доцент, генеральный директор издательства «Просвещение» генеральный директор издательства «Просвещение»

Тишков Валерий Александрович академик РАН (Отделение историко-филологических наук), д. ист. н., директор Института этнологии и антропологии РАН, член Общественной палаты РФ (председатель комиссии по толерантности и свободе совести)