Учебно – исследовательская работа Выполнили учащиеся 9 класса: Якупова Яна Иванова Алёна Руководители: Батраева П.А. Ганненкова Т.Ю. Париж
Акция по уборке мусора около села Париж
Акция «Добродея» по очистке родника и Ольховой рощи
Давайте будем следовать известному высказыванию А. Сент-Экзюпери: «Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою Планету»!
Данная тема выбрана нами не случайно. Время, в которое мы живем – время стремительных и неизбежных перемен. Вся страна и все наше общество, едва войдя в «новый мир», были вынуждены очень быстро меняться и приспосабливаться к новым условиям труда и жизни. Стрессы, быстрый темп жизни – все это утомляет человека, он начинает искать мирок покоя и безмятежности. Но это сделать достаточно трудно, особенно в селе. Это натолкнуло нас на мысль о том, что благодаря исследовательской работе мы можем поучаствовать в благоустройстве сельских парков, внести в них новизну современного мира, применив на практике полученные теоретические знания и создать гармонию между растительной средой и населенным пунктом.
ПАРК МЕЧТЫ
Гипотеза: пребывание на территории парка должно быть комфортным и способствовать не только отдыху, но и оздоровлению посетителей. Значит, озеленение и благоустройство должно быть научно – обоснованно, эстетично, удобно, практично, реалистично.
Цель: Разработать план благоустройства и озеленения парка. Задачи: 1. Изучить экологическую обстановку школьного двора и прилегающих к нему территорий. 2. Проверить правильность размещения на территории зелёных насаждений. 3. С учётом проведённых исследований, разработать план благоустройства и озеленения парка.
Методики исследования 1. Изучение степени запыленности воздуха. На верхнюю сторону листьев растений собранных в различных местах относительно дороги, приложить прозрачный скотч. Снять отпечаток и прикрепить на лист белой бумаги. Сравнить степень запыленности, оценивая ее по 5-бальной системе: 5 - очень интенсивно, 4 – интенсивно, 3 – слабо, 2 - очень слабо 1 - пыль отсутствует. (Ашихмина Т.Я., 2000) 2. Измерение температуры воздуха. Определить с помощью термометра, который закрепляют на высоте 2 метра от поверхности земли в вертикальном положении, в тени. Измерения производил в 8.00, 1200, 1800 часов и определил среднюю температуру. Погрешность + 1°С. 3. Проведение социологического опроса Провели анкетирование учащихся (без учета возраста). Текст анкеты: 1. Какие ассоциации вызывают у вас цвета: зеленый, белый, желтый, красный, розовый, синий, оранжевый, фиолетовый. Выбрала самые часто встречающиеся ответы. Статистическая обработка результатов: метод числового учёта. Оценка среднего значения и его погрешности.
Проведение исследований 1. Роль зеленых насаждений в формировании микроклимата. Изучение интенсивности пылевого загрязнения. (Методика 1) Таблица 1 Результаты изучения степени запыленности воздуха (в баллах). Вид растения 1,5 м от дороги 10 м от дороги 30 м от дороги 1. Вяз обыкновенный (U. lacris Pall.) 1 проба проба проба Ель европейская (P. abies L.) 1 проба проба проба 543
3. Ива белая (S. alba L.) 1 проба проба проба Сирень обыкновенная(S. vulgaris L.) 1 проба проба проба Клен остролистный (A. Platanocoles L.) 1 проба проба проба 432 Степень запыленности воздуха высокая средняя низкая
Вывод: Способность к пылепоглощению наиболее выражена у растений с шершавыми, морщинистыми, складчатыми, покрытыми волосками и липкими листьями. Лучшими пылеуловителями можно считать вяз гладкий (U. lacris Pall.), ель европейскую (Р. abies L.), клен остролистный (A. platanocoles L.). Их нужно использовать как пылеуловители. Наиболее запылены деревья у дороги.
2. Влияние зеленых насаждений на ветровой режим. В оздоровлении окружающей среды важна роль ветрового режима. Плотные древесно- кустарниковые насаждения сдерживают сильные порывы ветра. Они способствуют возникновению горизонтальных потоков воздуха. На территории нашего региона в течение года преобладающими ветрами являются западные и северо-западные. Вывод: На основании изученных данных о благотворном влиянии зеленых насаждений на перемещение воздушных масс, считаем необходимым, создать живую изгородь с северной и западной стороны парка.
Роль газонов в создании микроклимата (Методика 2) Современные исследования подтверждают, что зеленый цвет газона благотворительно влияет на нервную систему, уменьшает усталость, восстанавливает работоспособность. Травянистая поверхность газона испаряет за час до 200 грамм воды с 1 квадратного метра. Поверхность газона исключает образования пыли и способствует осаждению принесённой пыли. Корневая система и дернина, создаваемая травянистыми растениями способствует минерализации органического вещества. Газонные растения фитонцидным действием, очищают почву и воздух от вредных микроорганизмов. Газоны обладают газопоглащающей и шумозадерживающей способностью. В ( ) температура: воздуха - 26 ° С, на асфальте - 32 ° С, над газоном - 22 ° С. Значит газоны улучшают температурный режим. Вывод: Газоны нужны и важны, следовательно, площадь газонов должна быть значительной.
3. Влияние цветовой гаммы на эмоциональное состояние посетителей. (Методика 3) Таблица 2 Результаты социологического опроса учащихся об ассоциациях, связанных с цветовыми гаммами цвет Самый распространенный ответ Количество учащихся, выбравших данный вариант ответа Зеленый Успокоение 84 Белый Свежесть 86 Желтый Радость 73 Красный Праздник 60 Розовый Счастье 64 Синий Прохлада 56 Оранжевый Тепло 54 Фиолетовый Уверенность 43
Вывод: Данные опроса могут быть использованы при подборе видового состава цветочно-декоративных культур с учетом их места расположения. В уголке релаксации должна преобладать зеленая, белая цветовая гамма, так как это уголок уединения, успокоения. Цветники перед фасадом школы – должны иметь преобладающие желтые, красные, розовые цвета, так как школа - это храм науки, где дети должны с радостью учиться. Двор школы, уголки отдыха, места для игр должны иметь цветники с синей, фиолетовой, белой цветовой гаммой, так как здесь дети отдыхают от умственной работы.