Исследовательская работа по русскому языку Автор: Ермолов Артём, ученик 7 класса МБОУ «ООШ26 Руководитель: Дмитриева А.Н., учитель русского языка и литературы МБОУ «ООШ26»
Тема: «Эта непростая простая буква «И» Цель исследования – проанализировать употребление буквы «И» в разделах языкознания Гипотеза – употребление суффикса –И- в глаголах повелительного наклонения Предмет исследования - разделы языкознания, включеные в учебник русского языка: этимология, лексика, морфология, морфемика, орфография, синтаксис и пунктуация
Методы и приемы - анализ и сопоставление, практические упражнения и выводы Решение даного вопроса нацелено на общее повышение орфографической грамотности Подобраны аргументы, позволяющие определить «поведение» буквы «И» Вывод - употребление буквы «И» требует более детального и тщательного изучения на уроках
Из этимологии
Лексика В омофонах, которые звучат одинаково: придать- предать, лиса- леса, развевать- развивать, пребывать - прибывать
Лексика В омографах, которые пишутся одинаково, но звучат по- разному: стрелки'- стре'лки, виски' - ви'ски, запа'сник - запасни'к, люби'те - лю'бите, смотри'те - смо'трите, наса'дит - насади'т и т.д.
Фонетика [ЛИ³СÁ, ЧУДИ³СÁ, РÓДИ³НА], а после шипящих Ж-Ш произносим Ы ([ЛЫ'ЖЫ, ШЫРАКÓ, КАМЫШЫ']). Гласная буква «И» обозначает один звук после мягких согласных – [П'ИТ'], и два звука после Ь - [САЛАВ'Й'И']
Орфография Е-И в корнях слов: Словарные слова: ЦИТАТА, ГИПОТЕНУЗА, ВИРТУОЗ, ВИРАЖ. Гласная в корне, проверяемая ударением: ЛИСА –ЛИС, ВИСИТ-ВИСНЕТ, УДИВИТЕЛЬНЫЙ – ДИВО. Чередование И - Е в корнях: СТЕЛИТЬ - ЗАСТИЛАТЬ, ПРОТИРАТЬ - ПРОТЕРЕТЬ, ЗАПИРАТЬ – ЗАПЕРЕТЬ, БЛИСТАТЬ – БЛЕСТЕТЬ. Е-И после шипящих и Ц: ЖИЗНЬ, ШИНЫ, КАШИЦА, ЦИТАДЕЛЬ, КОНСТИТУЦИЯ. Е-И в приставках ПРЕ-ПРИ: ПРИХОДИТЬ, ПРИБРЕЖНЫЙ, ПРИНЕБРЕГАТЬ, ПРИУДАРИТЬ…
Орфография Частицы-приставки НЕ-НИ: НИГДЕ, НИКТО, НИ У КОГО, НИ С КЕМ, НИКОГДА… Е-И в окончаниях глаголов и падежей имен существительных, прилагательных, причастий и порядковых числительных: ЛЮБИШЬ, СМОТРИТ, В САНАТОРИИ, СИНИМ ПЛАМЕНЕМ, О РОССИИ, ТРЕТЬИМ ПО СЧЕТУ, БУШУЮЩИМ МОРЕМ Е-И в суффиксах самостоятельных частей речи: ЧИВ-ЛИВ- ИЗН, НИК, ИК, ИЦ, ИЧК, ИНК, ИВ, ИН, ИНСК, ИТЕЛЬ, ИВА, ИМ: ЗАБОТЛИВЫЙ, ОТЗЫВЧИВЫЙ, БЕЛИЗНА, ПЕЧНИК, МАЛЬЧИК, ПЛАТЬИЦЕ, СИНИЧКА, ГОРОШИНКА, МИЛОСТИВЫЙ, МАМИН, СЕСТРИНСКИЙ, УЧИТЕЛЬ, ПОДПРЫГИВАЮ, ДВИЖИМЫЙ…
морфемика и словообразование В учебнике русского языка, а также в пособиях по подготовке к ГИА и ЕГЭ четко выделено, что формообразующие суффиксы инфинитива, прошедшего времени глаголов, причастий, деепричастий и сравнительных степеней не входят в основу слова. К формообразующим суффиксам относятся: суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий на –О, -Е: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш, -айш: сильный – сильнее, дорого – дорож-е, покорно – покорнейше, высокий – высоч-айш-ий; суффиксы глаголов прошедшего времени в изъявительном и условном наклонении -л- и нулевой: дела-л – дела- лбы, нёс-Ø – нёс-Ø бы; суффиксы неопределёной формы глагола –ть, -ти : лежа-л-а – лежа-ть, пас- л-а – пас-ти; суффиксы причастий -ущ-, -ющ-, -ащ-, - ящ-, -вш-, -ш-, -ем-, -им-, -ом-, -н-, -ен-, - т-: нес-ущ-ий, игра-ющ-ий, крич-ащ-ий, свист-ящ-ий, чита-вш-ий, рос-ш-ий, организу-ем-ый, люб-им-ый, вед-ом-ый, увиде-н-ый, раскро-ен-ый, стёр-т-ый; суффиксы деепричастий -а-, -я-, -учи-, - учи-, -в-, -вши-, -ши-: слыш-а, дава-я, буд- учи, игра-учи, проигра-в, наду-вши-сь, запер-ши-сь.
Суффикс повелительного наклонения «И»+ окончание «ТЕ» и окончание глагола в изъявительном наклонении «ИТЕ» СМОТРИ'ТЕ- СМО'ТРИТЕ, ОСТАНОВИ'ТЕ- ОСТАНО'ВИТЕ ПОДАРИ'ТЕ- ПОДА'РИТЕ, ЛЮБИ'ТЕ – ЛЮ'БИТЕ...) Формы глаголов в повелительном наклонении образуются от основы настоящего и будущего времени с помощью суффикса -И- или без суффикса. Глаголы в повелительном наклонении в единственом числе имеют нулевое окончание, а во множественом числе окончание –ТЕ».
Какой это суффикс – формообразовательный или словообразовательный? Глагол в повелительном наклонении – это не новое слово, а только форма одного и того же глагола. Следовательно, этот суффикс формообразовательный и не должен входить в основу глагола. Как же различать буква «И» входит в суффикс или окончание?
ЛЮБИ'ТЕ-ЛЮ'БИТЕ, ШУТИ'ТЕ- ШУ'ТИТЕ, СЛУЖИ'ТЕ- СЛУ'ЖИТЕ, РАЗБУДИ'ТЕ- РАЗБУ'ДИТЕ, СМОТРИ'ТЕ - СМО'ТРИТЕ, КРИЧИТЕ-КРИЧИТЕ, ЗАПОМНИТЕ –ЗАПОМНИТЕ. Любите Россию! Любите Россию? Шутите осторожно. Шутите с огнем? Служите честно. Где вы служите? Разбудите меня рано. Вы когда меня разбудите? Смотрите внимательно при переходе через дорогу. Куда вы смотрите? Не кричите в классе. Сколько ни кричите, никто не услышит. Запомните правило. Когда запомните, запишите упражнение. вывод НУЖЕН КОНТЕКСТ!
Синтаксис и пунктуация O, и O, и O, и O O и O,O и O,O и O [ ], и [ ], и [ ] И =, Если союз И повторяется при однородных членах предложения, то запятая ставится. Запятая ставится перед союзом И в сложносочиненом предложении, не ставится, если есть общий второстепеный член предложения для грамматических основ.
ВЫВОД Простая буква «И», действительно, непростая. Она встречается во всех разделах языкознания, требует к себе бережного и внимательного отношения.
Используемая литература: Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. - М.: Дрофа, Русский язык: Практика.6-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений Г.К. Лидман - Орловой. - М.: Дрофа, Справочник по правописанию и литературной правке. Д.Э.Розенталь, Москва, Айрис, 1997 Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация Л.И.Мальцева, П.И.Нелин, Т.М.Бандоля, Н.М. Смеречинская, Москва, Народное образование, 2013 Грамматика русского языка. К.И.Пехливанова, М.Н.Лебедева, Москва, Русский язык, 1991