О введении ФГОС дошкольного образования 12 февраля 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого-педагогические условия реализации образовательной программы – предмет мониторинга образовательной деятельности ДОО в соответствии с ФГОС Григорьева.
Advertisements

Министерство образования Нижегородской области Система мониторинга в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС дошкольного образования 24 декабря 2013.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Бойко Галина Валерьевна Преподаватель кафедры образовательной инноватики ПК ИРО.
IV. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ООП ДО. Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в.
Нормативно - правовое обеспечение Федеральный Закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года определяет дошкольное.
Педагогический совет «Качество современного образования и пути его достижения: новый этап развития дошкольного образования» (закон РФ «Об образовании»,
Приказ Министерства Образования и Науки РФ 1155 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" от 17.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования Яковлева Галина Владимировна, к. п. н, доцент, зав. кафедрой РДО.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
ФГОС дошкольного образования разработан и утверждён советом впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Транксрипт:

О введении ФГОС дошкольного образования 12 февраля 2014 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования проблемы внедрения и пути их решения Костюшова А.А. 12 февраля 2014 г.

Нормативно - правовое обеспечение Федеральный Закон от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года определяет дошкольное образование одним из уровней общего образования, в связи с чем, государство гарантирует равенство возможностей для каждого ребёнка (доступность) в получении качественного дошкольного образования на этой ступени.

Нормативно - правовое обеспечение Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрирован в Минюсте России Вступает в силу с 1 января 2014 г.

Нормативно - правовое обеспечение Закон Нижегородской области от г. 160-З "О предоставлении органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области субвенций на исполнение полномочий в сфере общего образования" Приказ министерства образования Нижегородской области от «Об утверждении плана мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС дошкольного образования»

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС дошкольного образования - это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Предметом регулирования стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования

Цели стандарта Повышение социального статуса дошкольного образования Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования Обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единых обязательных требований к условиям реализации программ дошкольного образования Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ дошкольного образования: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития; индивидуализация дошкольного образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ дошкольного образования: сотрудничество с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам; традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт является основой для разработки Программы (ОП дошкольной организации); вариативных примерных ОП; нормативов финансового обеспечения реализации Программы; объективной оценки образовательной деятельности организации требованиям стандарта формирования содержания профессионального образования педагогических работников; оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей

ТРЕБОВАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ к структуре Программы; к условиям реализации Программы, включающим требования к психолого- педагогическим, кадровым, финансовым условиям и к предметно-пространственной среде; к результатам освоения Программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Коммуникативная Познавательно- исследовательская Восприятие худ.лит. и фольклор Самообслуживание и элементарно. бытовой труд Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная Игровая Области Социально- коммуникативное развитие Познавате льное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие Реализация образовательных областей через виды деятельности в соответствии с ФГОС ДО

Моральные и нравственные нормы и ценности; Общение ребенка со взрослыми и сверстниками; Отношение к семье, малой Родине, Отечеству; Представление о ценностях и народных традициях; Формирование основ безопасности. 1.Игровая. 2.Коммуникация. 3. Самообслуживание и бытовой труд. 4. Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. Развитие самостоятельности, саморегуляции, интеллекта, эмоциональной отзывчивости, готовности к совместной деятельности со сверстниками. Социально-коммуникативное развитие

Формирование первичных представлений о себе, других людях и объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале). Развитие любознательности, познавательной мотивации, воображения и творческой активности. 1. Познавательно-исследовательская 2. Конструирование Познавательное развитие

-Обогащение активного словаря, развитие связанной речи, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. -Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, формирование предпосылок обучения грамоте. Овладение речью как средством общения. Коммуникация Речевое развитие

Формирование представлений о видах искусства (музыка, художественные произведения и фольклор, изобразительная деятельность). Развитие восприятия произведения искусства, творческой активности. 1. Восприятие художественной литературы и фольклора. 2. Изобразительная деятельность. 3. Музыка. Художественно-эстетическое развитие

-Приобретение опыта в основных видах движений, -Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, -Овладание подвижными играми с правилами, -Становление ценностей здорового образа жизни, -Овладение элементарноыми нормами и правилами ЗОЖ. Развитие физических качеств, крупной и мелкой моторики, саморегуляции и само направленности. 1. Двигательная 2. Овладение элементарноыми нормами и правилами ЗОЖ Физическое развитие

-Приобретение опыта в основных видах движений, -Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, -Овладание подвижными играми с правилами, -Становление ценностей здорового образа жизни, -Овладение элементарноыми нормами и правилами ЗОЖ. Развитие физических качеств, крупной и мелкой моторики, саморегуляции и само направленности. 1. Двигательная 2. Овладение элементарноыми нормами и правилами ЗОЖ Физическое развитие

ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: - к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования - к развивающей предметно-пространственной среде - к кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования - к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования - к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

Психолого-педагогические условия реализации Программы I II III IV

1. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через: непосредственное общение с каждым ребенком; образовательная деятельность на основе взаимодействия взрослого с детьми, ориентир на его интересы и возможности; уважительное отношение к чувствам и потребностям ребенка. 2. Поддержка индивидуальности и инициативы через: создание условий для выбора: деятельности, партнеров, места, материала и др.; создание условий для принятия решений, выражения чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержка инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. 3. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми с учетом национально-культурных, религиозных и социальных общностей, ОВЗ; развитие коммуникативных способностей; развитие умений работать в группе сверстников. 4. Вариативность развивающего образования в ЗБР. 5. Взаимодействие с родителями: просвещение; включение в образовательный процесс, выявление потребностей, поддержка образовательных инициатив. I. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития (п , п ):

Построение образовательной деятельности в зоне ближайшего развития ребенка УАР ЗБР «Зона ближайшего развития» (ЗБР) обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью «Зона ближайшего развития» (ЗБР) обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью «Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить вполне самостоятельно «Уровень актуального развития» (УАР) характеризуется тем, какие задания ребенок может выполнить вполне самостоятельно обученность воспитанность развитость обучаемость воспитуемость развиваемость 4. Вариативность развивающего образования в ЗБР

консультативная поддержка педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования детей, в том числе инклюзивного; организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы. II. Условия, необходимые для профессионального развития педагогов, руководящих работников (п ): II. Условия, необходимые для профессионального развития педагогов, руководящих работников (п ):

предоставление информации о программе семье, субъектам, вовлеченным в образовательную деятельность, широкой общественности; поиск и использование материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде; обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией Программы. III. Условия, необходимые для коррекционной работы с детьми ОВЗ (п ). IV. Дополнительные условия (п ):

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры дошкольного образования - социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования целевые ориентиры образования в раннем возрасте целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования

Целевые ориентиры дошкольного образования на этапе завершения ДО 1. Овладевает культурными способами деятельности 2. Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности 3. Способен выбирать себе род занятия 4. Обладает установкой положительного отношения к миру 5. Взаимодействует со сверстниками и взрослыми 6. Способен договариваться, учитывая интересы другого 7. Способен к сопереживанию 9. Владеет разными формами игры 10. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам 11. Достаточно хорошо владеет устной речью 12. У ребенка развита моторика, подвижность, выносливость; владеет разными движениями; управляет и контролирует 13. Способен к волевым усилиям, способен принимать собственные решения 14. Проявляет любознательность, задает вопросы, гипотезы-объяснения, склонен наблюдать, экспериментировать 8. Обладает развитым воображением 15. Обладает знанием о себе, природе, предметном и социальном мире

Причины отсутствия требований конкретных (должных) образовательных достижений 1. Особенности развития ребенка: гибкость, пластичность нервной системы; высокий разброс вариантов развития; непосредственность, непроизвольность и невозможность вменения ребенку ответственности за результат. 2. Особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования).

Назначение целевых ориентиров 1. Построение единой образовательной политики на уровне дошкольного образования на всем пространстве РФ. 2. Для решения задач: формирования программы; анализа профессиональной деятельности; изучения характера образования детей в возрасте от 2- х мес. до 8 лет; взаимодействия с семьями и информирование родителей о цели дошкольного образования.

Запреты в использовании целевых ориентиров (п.4.3, п.4.5) Не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики. Освоение программы не сопровождается промежуточной и итоговой аттестацией. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку, как итогового, так и промежуточного уровня развития детей; оценку выполнения муниципальных (государственных) заданий; распределение стимулирующего фонда оплаты.

- оценка индивидуального развития ребенка, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и служащая основой для дальнейшего планирования и коррекции этих действий Допустимые цели использования результатов педагогической диагностики 1. Индивидуализация образования (поддержка ребенка, индивидуальная образовательная траектория). 2. Оптимизация работы с группой. При реализации программы может проводится педагогическая диагностика

Психологическая диагностика (при необходимости) Кто проводит Квалифицированный педагог- психолог, психолог Условия проведенияС согласия родителей Использование результатов Квалифицированная коррекция развития, психологическое сопровождение развития ребенка Психологическая диагностика Психологическая диагностика - это изучение индивидуальных психологических особенностей ребенка

Методическая поддержка реализации ФГОС (Минобрнауки России) « Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» (утвержден приказом 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013); Методические рекомендации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования (письмо Минобрнауки России от 1 октября 2013 г ); Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра; Примерные основные образовательные программы дошкольного образования ( к ); Методические рекомендации по разработке основных образовательных программ (на уровне образовательной организации).

Для обеспечения введения ФГОС дошкольного образования запланированы следующие мероприятия: Координационная комиссия Минобрнауки России по внедрению ФГОС дошкольного образования Региональные рабочие группы по внедрению ФГОС Определение 10 «пилотных субъектов РФ» по реализации ФГОС Система мониторинга введения ФГОС в субъектах - и в части условий реализации ФГОС, в части финансового обеспечения ФГОС, темпов и объемов подготовки кадров Семинары по вопросам внедрения ФГОС, всероссийское совещание «О ходе внедрения ФГОС дошкольного образования»

Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС Определена модель организации образовательной деятельности, в т.ч. взаимодействия с другими организациями, обеспечивающая реализацию основной образовательной программы Разработан план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС дошкольного образования Осуществлено повышение квалификации всех педагогических и руководящих работников образовательной организации Обеспечены кадровые, финансовые, материально- технические и иные условия реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС

Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС Разработана и утверждена основная образовательная программа дошкольного образования Нормативная база образовательной организации приведена в соответствие с требованиями ФГОС ДО Приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции работников дошкольной организации Определён перечень учебных пособий, используемых в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательной организации

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УСПЕХОВ В РАБОТЕ!