Урок литературы в свете ФГОС Личностные, метапредметные, предметные результаты (ООШ) 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплекс инновационных образовательных технологий Опыт Образовательной системы «Школа 2100» и направление ГЭП.
Advertisements

Учитель начальных классов Маслова О. В. Современный урок в начальной школе с позиций формирования УУД МОУ СОШ с. Вторые Тербуны.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Применение технологии проблемного диалога Учитель начальных классов: Татуревич Нинель Владимировна МОУ ИРМО Пивоваровская СОШ.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Технология работы с текстом в начальной школе и 5-6 классах Технология продуктивного чтения (ОС «Школа 2100»)
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
МОУ «Окунайская средняя общеобразовательная школа 1»
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Кудряшёва Марина Геннадьевна канд. пед. наук учитель начальных классов высшей категории ГОУ ЦО 1485 лауреат Гранта Москвы-2009 победитель ПНПО-2010.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности и её роль в формировании УУД.
Проблемно-диалогическая технология в ФГОС Презентацию выполнила: Гундерина Т.В.
- учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 2.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Основные технологии Образовательной системы «Школа 2100» ©Малова Г.В., учитель начальных классов МОУ СОШ 1, 2010г.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Литература ст. преподаватель кафедры ФО Сверкунова Е. В.
ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ? Главная задача школы – дать хорошие, прочные… ЗНАНИЯ ? 1 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные опыт получения, преобразования.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Технология продуктивного чтения. «Читать –это ещё ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное –вот в чём главное дело» К.Д. Ушинский.
Транксрипт:

Урок литературы в свете ФГОС Личностные, метапредметные, предметные результаты (ООШ) 1

Личностные результаты выпускников -совершенствование духовно- нравственных качеств личности; - воспитание уважения к русской литературе, культуре других народов; - использование для решения познавательных задач различных источников информации. 2

Метапредметные результаты выпускников - умение ставить и понимать проблему; - выявлять причинно-следственные связи в художественном тексте, формулировать выводы; - умение организовать свою деятельность; - умение корректировать и оценивать ее. 3

Предметные результаты выпускников 1. В познавательной сфере: понимание ключевых проблем в литературных произведениях; понимание их связи с эпохой; умение анализировать литературное произведение (идейно-тематический аспект); умение анализировать его как факт словесного искусства, используя литературоведческую терминологию. 4

Предметные результаты выпускников 2. В ценностной сфере: умение выразить свое отношение к произведению, оценить его; умение дать свою интерпретацию прочитанного; понимание авторской позиции. 5

Предметные результаты выпускников 3. В эстетической сфере: понимание литературного произведения как явления словесного искусства; понимание эстетической функции художественного слова, его роли в создании художественных образов.. 6

Новое в подходах к преподаванию литературы: Продуктивное чтение: вычитывание всех видов текстовой информации – глубокое понимание текста (вместо быстрого прочтения и воспроизведения фактуальной информации) Проблемный диалог: постановка проблем и самостоятельное открытие новых знаний учениками (вместо объяснения темы) Оценивание учебных успехов: -обучение комфортному и адекватному самооцениванию учениками своих достижений (вместо внешнего контроля с помощью отметок) 7

Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …» 3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…» 4.Закрепление: «Повторите : что…? Когда…?» Проблемно- диалогический урок 1. Постановка проблемы: -«С одной стороны…, но с другой стороны …»; -«Что вас удивляет? …» - «Какой возникает вопрос? (проблема)» 2.Актуализация: «Вспомните, что мы уже знаем по этой проблеме?» 3. Поиск решения: «По тексту определите …» 4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогический урок литературы Цель - обучить самостоятельному решению проблем, связанных с изучением художественного произведения См.памятку как подготовить ПДУ 8

Как поставить учебную проблему? 1-ый способ – через проблемную ситуацию 9

Построение урока с побуждающим проблемным диалогом Приёмы создания проблемной ситуации: Побуждение к осознанию противоречия: Побуждение к формулированию проблемы: Предъявление противоречивых фактов, теорий, мнений. Столкновение мнений учащихся. Обнажение житейского представления учащихся вопросом или заданием «на ошибку». Предъявление невыполнимого задания. Что вас удивило? Какой возникает вопрос? Вопрос был один? А сколько мнений в классе? Что Вы думали об этом сначала ? А как на самом деле? Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Выберем подходящее. суждение. Какая альтернатива перед нами? Какой вопрос возникает? Какой будет тема урока? 10

2-ой способ постановки учебной проблемы – подводящий диалог Прочитай (прослушай, отгадай, запиши); Проанализируй (найди, подчеркни, выдели, обозначь); Сравни (сопоставь, найди отличие, общее); Сделай вывод о теме, проблеме урока. 11

3-ий способ постановки учебной проблемы – мотивирующий приём «Яркое пятно» Фрагмент (-ы) из художественной литературы, сказки, притчи Случаи из жизни Что-то необычное: загадки, шутки, кроссворды, парадоксы. Актуальность Зачем это нужно знать? Почему это важно? Какую роль играет подобное в нашей жизни? 12

Методы поиска решения Побуждающий к гипотезам диалог Структура Побуждение к выдвижению гипотез (тезис) Побуждение к проверке гипотез (аргумент) Общее побуждение Подсказка Сообщение Какие есть версии? Какие будут предположения? Согласны с этой версией? Как можно это проверить? 13

Читательские умения: анализировать заглавие текста и самостоятельно озаглавливать текст; ставить к тексту вопросы разной направленности; отвечать на вопросы учителя, в том числе строить развёрнутый ответ; семантизировать незнакомое слово; самостоятельно составлять разные виды планов; пересказывать текст подробно, сжато, творчески. 14

Технология продуктивного чтения Цель – понимание текстов, где авторская позиция представлена в явном / неявном виде Главное средство – активные приемы на всех этапах работы с текстом Три этапа работы с текстом 1)До чтения текста. Ученики выдвигают предположения, о чем будет текст - по его названию, иллюстрациям и т.п. Результат: создание мотива для чтения. 2) Во время чтения текста. Ученики читают произведение в режиме диалога с автором, делая паузы в чтении для того, чтобы: -задать вопрос автору по прочитанному (В), -предположить ответ (О), -при дальнейшем чтении находят в тексте ответ на возникший вопрос и проверяют себя (П). Результат: вычитывание не только фактуальной информации, но и подтекста; СВОЯ интерпретация текста. 3) После чтения текста. Формулирование его главной мысли (концептуальной информации). Результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации. 15

Виды и приёмы чтения: Просмотровое (анализ заголовка; просмотр рисунков, схем; знакомство с оглавлением, аннотацией). Ознакомительное (чтение по абзацам; выделение значимой информации, расстановка условных графических знаков). Изучающее (выделение смысловых частей, поиск ключевых слов; выявление деталей, под текстовой информации; составление плана, графических схем). Рефлексивное (возврат к заглавию, иллюстрациям; обобщающая беседа; творческие задания). 16

Что такое ПОЛНОЕ понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде); под текстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»); концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы). 17

Налево от дивана стоял старый английский рояль; перед роялем сидела черномазенькая моя сестрица Любочка и розовенькими, только что вымытыми холодной водой пальчиками с заметным напряжением разыгрывала этюды Clementi. Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротком платьице, в беленьких, обшитых кружевом панталончиках и октавы могла брать только arpeggio. Подле неё вполуоборот сидела Марья Ивановна в чепце с розовыми лентами, в голубой кацавейке и с красным сердитым лицом, которое приняло ещё более строгое выражение, как только вошёл Карл Иванович. Она грозно посмотрела на него и, не отвечая на его поклон, продолжала, топая ногой, считать: «Un, deux, trios, un, deux, trios», ещё громче и повелительнее, чем прежде. (Л.Н. Толстой. «Детство») Арпеджио звуки аккорда, следующие один за другим. Раз, два, три, раз, два, три (фр.). 18

Спасибо за внимание! 19