Искусство Древнего Египта.
Реферат по истории. Левушкиной Людмилы Ученицы 6 В класса Школы 25 Учитель:Лямкова Елена Игоревна.
Искусство Древнего Египта. В Гизе, неподалёку от Каира, на скалистом плоскогорье пустыни стоят три громадных геометрических тела - безупречно правильные четырёхгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они стоят уже больше сорока веков. Высочайшая из них, пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Её высота – 146 метров, а длина основания каждой грани – 230 метров. Пирамиду строили голыми руками, даже без помощи вьючных животных. Это необычайный памятник непреклонной воли фараона и многолетнего каторжного труда сотен тысяч рабов. Длинная прямая дорога вела к пирамидам с востока: дорога от обители жизни к безмолвному миру гробниц. Границу пустыни сторожит колоссальный сфинкс, лев с лицом фараона Хефрена. Он создан руками людей и самой пустыней: люди обтесали и обработали скалу, похожую на тело лежащего льва. Некрополь в Гизе и его гигантский страж возводились в эпоху Древнего царства – в первой половине третьего тысячелетия до н.э.
Искусство Древнего Египта. Искусство Египта тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Высшим же культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. В древнем царстве почитали бога солнца Ра. Солнце изображали в виде крылатого шара или в виде шара со множеством рук – лучей. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте. – символизировал солнечный луч. Искусство Египта тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости и письма, львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах. Высшим же культом был культ солнечного божества, грозного и благого, дающего жизнь и испепеляющего. Египет называли страною Солнца, фараонов – сынами Солнца. В древнем царстве почитали бога солнца Ра. Солнце изображали в виде крылатого шара или в виде шара со множеством рук – лучей. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – архитектурная форма, впервые созданная в Египте. – символизировал солнечный луч.
Искусство Древнего Египта. В Египте умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет. Но мало было сохранить тело – нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Египетская религия была гуманной: она не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства. На стенах гробницы располагались росписи и рельефы с изображением земных событий. В утаённых, замурованных погребальных камерах искусство развёртывало длинную и подробную повесть о земной жизни. В рельефах Древнего царства и в настенных росписях утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы. Классический пример такой композиции – рельеф из гробницы в Саккара (середина третьего тысячелетия до н.э.). В Египте умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет. Но мало было сохранить тело – нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Египетская религия была гуманной: она не требовала человеческих жертв. Она требовала только искусства. На стенах гробницы располагались росписи и рельефы с изображением земных событий. В утаённых, замурованных погребальных камерах искусство развёртывало длинную и подробную повесть о земной жизни. В рельефах Древнего царства и в настенных росписях утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой, через одинаковые интервалы. Классический пример такой композиции – рельеф из гробницы в Саккара (середина третьего тысячелетия до н.э.).
Встречаются три типа рельефа слегка выпуклый, слегка углубленный и такой рельеф, где контуры глубоко врезаны. Сдержанной и не пёстрой была раскраска рельефов. Преобладали сочетания жёлтых и коричневых с голубыми и зелёными – то на земли и безоблачного неба Египта. Большой шаг вперёд был сделан в искусстве росписей в Среднем царстве. Теперь рельефы заменялись живописью темперой. Между тем рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. Они руководились каноническими предписаниями. Труд художников считался священнодействием. Он должен был дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни. Встречаются три типа рельефа слегка выпуклый, слегка углубленный и такой рельеф, где контуры глубоко врезаны. Сдержанной и не пёстрой была раскраска рельефов. Преобладали сочетания жёлтых и коричневых с голубыми и зелёными – то на земли и безоблачного неба Египта. Большой шаг вперёд был сделан в искусстве росписей в Среднем царстве. Теперь рельефы заменялись живописью темперой. Между тем рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. Они руководились каноническими предписаниями. Труд художников считался священнодействием. Он должен был дарить бессмертие и быть прямым продолжением жизни.
Искусство Древнего Египта. Ещё в Древнем царстве сложились строго определённые типы статуй: стоящей – фигура напряжённо выпрямлена, фронтальнаяя, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперёд, руки опущены и прижаты к телу; сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлён вдаль. И в статуях, сидящих и стоящих, совершенство пластической трактовки тела создаёт иллюзию жизни. Среди шедевров круглой скульптуры Древнего царства нужно назвать изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет. Ещё в Древнем царстве сложились строго определённые типы статуй: стоящей – фигура напряжённо выпрямлена, фронтальнаяя, голова высоко поднята, левая нога делает шаг вперёд, руки опущены и прижаты к телу; сидящей – руки симметрично положены на колени или одна рука согнута в локте, торс выпрямлен, взор устремлён вдаль. И в статуях, сидящих и стоящих, совершенство пластической трактовки тела создаёт иллюзию жизни. Среди шедевров круглой скульптуры Древнего царства нужно назвать изваяние супружеской четы Рахотепа и Нофрет.
Искусство Древнего Египта. Подлинные шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. Модели делались на основании масок, снятых с живых людей. В процессе превращения маски в портрет безжизненный слепок становился высоким произведением искусства. Подлинные шедевры создавались в портретной круглой скульптуре. Модели делались на основании масок, снятых с живых людей. В процессе превращения маски в портрет безжизненный слепок становился высоким произведением искусства.
Искусство Древнего Египта. Новое царство – эпоха третьего подъёма египетского государства. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. В течение нескольких веков строились знаменитые фиванские храмы Амона – Ра (Карнакский и Луксорский). От Луксора к Карнаку вела длинная, прямая магистраль – аллея сфинксов. Из открытого солнцу двора путь вёл в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутёмное святилище. Здесь – то был настоящий лес : чаща колонн папирусообразных лотосовидных, пальмовидных. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звёздами на тёмно – синем фоне. В храме помещалось множество статуй : стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами. Все эти архитектурные формы и колонны, подражающие нильским растениям и деревьям, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно – сложном ансамбле. Новое царство – эпоха третьего подъёма египетского государства. Вместо архитектуры гробниц расцветает архитектура храмов. В течение нескольких веков строились знаменитые фиванские храмы Амона – Ра (Карнакский и Луксорский). От Луксора к Карнаку вела длинная, прямая магистраль – аллея сфинксов. Из открытого солнцу двора путь вёл в сумрачный гипостильный зал, а затем в полутёмное святилище. Здесь – то был настоящий лес : чаща колонн папирусообразных лотосовидных, пальмовидных. Нижние части стен украшались растительным узором, а потолок расписывался золотыми звёздами на тёмно – синем фоне. В храме помещалось множество статуй : стены, пилоны, обелиски, иногда и колонны были покрыты вязью рельефов и испещрены иероглифами. Все эти архитектурные формы и колонны, подражающие нильским растениям и деревьям, имеют свои прототипы и в Среднем и в Древнем царстве, но никогда прежде они не соединялись в таком внушительном, пространственно – сложном ансамбле.
Контрольный тест. Шедевры Гиза?
Самая высокая египетская пирамида?
Кто сторожит границу пустыни?
Образы египетских богов?
Чему поклонялись египтяне?
Имя бога солнца?
Чем украшали стены гробниц?
О чём рассказывали художники своим мастерством?
Тип египетского рельефа?
Какие цвета встречаются в раскраске рельефов?
Гордость Нового царства?
Тип египетской статуи?
Знаменитый фиванский храм?
Дополнительная литература. 1. Я познаю мир: Мировая художественная культура: энциклопедия. Е. Ю. Пархоменко - Москва 2003 год. 1. Я познаю мир: Мировая художественная культура: энциклопедия. Е. Ю. Пархоменко - Москва 2003 год. 2. Я познаю мир: Искусство: детская энциклопедия. Т. Ю. Кравченко - Москва 2006 год. 2. Я познаю мир: Искусство: детская энциклопедия. Т. Ю. Кравченко - Москва 2006 год. 3. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. М. Д. Аксёнова – Москва 1998 год. 3. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. М. Д. Аксёнова – Москва 1998 год.