Природные богатства Воронежского края и развитие местной промышленности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Город Воронеж. Воронежский биосферный заповедник. Месторасположение заповедника: Воронежская область Общая площадь (га): Площадь охранной зоны (га):
Advertisements

МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 (С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ) Участие крестьян нашего края в восстании Булавина Подготовил аученица:
Выполнила: Шахраманян Алина 8 «Б» класса. К югу от Воронежа, за Белгородской чертой, простиралась степь. Она доходила до Азовского и Черного морей. Эти.
Народные движения первой четверти XVIII века 7 класс Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Аллакская средняя общеобразовательная школа»
МКОУ Бутурлиновская основная общеобразовательная школа 3 Презентация по краеведению «Внутренние воды Воронежской области» Выполнила учитель географии Кизина.
Презентация к уроку (история, 7 класс) по теме: Презентация на урок истории 7 класс "Народные движения первой четверти XVIII века"
История основания города.. Маленький деревянный городок Москва впервые упоминается в летописях с 1147 года.
Река Дон
ДОН---ТАНАИС
выработанном им углублении- русле. Небольшие речки называются ручьями. Как правило, течение реки бывает непрерывным. Но встречаются и временно пересыхающие.
Проект «Северо- Екатерининский канал» Историческая справка. Северо- Екатеринински й канал, ; ; гг. Усть- Куломский.
Хопёр В лесах, как в кружевах, Течёт Хопёр-река, Река глубокая, Не видно дна.
Ученика 7 « Б » класса лицея 62 Шишкина Павла. Политика Экономика Культура сословия В каждой из этих сфер действуют особые группы людей. В России эти.
Буржуазные реформы х гг. и их итоги. Введение В е гг. правительство Александра II приняло ряд постановлений о проведении земской, судебной,
Основные сословия российского общества в XVII веке 7 класс.
Инженерно-технические сооружения родного края (Гилевское водохранилище). Выполнила ученица 4 класса Захарова Алина.
Пушкарский приказ Петра Первого Выполнил студент группы 16 ТО Тиллоев Исфандиёр Проверил: Рындин А,Ю.
Ресурсы Шатковского района. Мы будем исследовать ресурсы Шатковского района. И выясним чем богата наша земля.
Знакомимся с родным Воронежским краем. Г ЕОГРАФИЯ В ОРОНЕЖСКОГО КРАЯ Золотарева И.С. МКОУ «Верхнехавская СОШ 2»
Путешествие по Большой Ласьве ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАРШРУТ.
Транксрипт:

Природные богатства Воронежского края и развитие местной промышленности

Строительству кораблей в Воронежском крае способствовали природные богатства как самого края, так и близлежащих районов

Струги, морские лодки, бревна, брусья, бруски, пластины, плоты заготавливались и строились в "угожих" воронежских, ольшанских, добренских, тульских, венявских, оскольских, османских, козловских, белоколодских лесах. Недостающие породы деревьев городов": Вологды, Нижнего Новгорода.

Всюду были взяты на учет "припасы из дубового, соснового, липового, кленового, березового, елового, ясеневого, вязового леса". Заготавливались "самые добрые и прямые и несуковатые" материалы. Затем их складывали в "стопы". Потом "на подводах" "зимним путем! и по рекам "плавным путем" летом доставляли к строительным площадкам. Отправляли строительные материалы "караванами" или партиями. Только с 12 мая по 11 июля 1699 г. из Воронежа в Азов плавным путем было отправлено шесть "караванов" "разных лесных припасов", всего до "дерев". Правительство обязывало кумпанщиков и заготовителей относиться к лесам по хозяйски, "чтоб зело лесов берегли и бережно колоть в доски и в иные снадобья".

Воронежские корабли под Азовом

Для охраны лесов назначались специальные "надсмотрщики". 20 августа 1696 г. по указу Петра I и челобитью воронежца Антона Веневитинова, последнему было "велено быть в Воронежском уезде и в Усманском уезде для надсматриванья и береженья тех угожих лесов, которые годятся на струговое и лоточное дело и к иным судам на строенье и выбрать для береженья в стороже в селах и в деревнях человека по 2 из городовой службы и из детей боярских, чтоб тех лесов потому не рубили и не жгли и никакой порухи никто не учинили". В 1703 г. создан специальный Приказ Лесных дел, во главе стольника князя Л. Ф. Долгорукого. В 1719 г. лес "по Дону, Воронежу, Осереди, Бузу-луку, Битюгу, Хопру до казачьих городков" объявлен "заповедным".

Воронежский край: -удобные речные пути - реки бассейна Дона. Дон (на древнегреческом языке - Танаис) - одна из длинных рек Восточной Европы. Исток Дона начинается в районе современного города Новомосковска Тульской области. Длина реки 1870 километров. Впадает Дон в Таганрогский залив Азовского моря и является прямой дорогой, идущей с территории Воронежского края, в конце XVII в. покрытого сплошь лесами, до Азова.

Кроме Дона, в пределах современной Воронежской области пять рек, которые имеют протяженность свыше 200 километров и 227 рек протяженность свыше 200 километров и 227 рек протяженностью от 10 до 200 километров. протяженностью от 10 до 200 километров. Самыми крупными притоками Дона являются: Воронеж, Ведуга, Девица, Потудань, Тихая Сосна, Черная Калитва, Битюг, Икорец, Осередь, Толучеевка, Хопер, Медведица, Северский Донец и Западный Маныч. и Западный Маныч. В конце XVII -первой трети XVIII в. все эти реки были гораздо полноводнее, чем сейчас. В период весеннего половодья по чем сейчас. В период весеннего половодья по ним могли плавать суда, можно было сплавлять лес. лес.

Строители воронежских кораблей Напосредственными строителями воронежских кораблей были "работные люди". Работные люди Гостиного кумпанства были на 100 % наемными. За их работу им платилось жалованье. В дворянских кумпанствах работные люди состояли из В дворянских кумпанствах работные люди состояли из крепостных крестьян членов кумранских объединений. Дворянские кумпанства не всегда обходились силами собственных крепостных и тоже нанимали работников..

На государственных верфях работные люди состояли прежде всего из детей боярских городовой службы и служилых людей по прибору ряда городов Белгородского разряда. Кроме них, в состав работных людей воронежских корабельных верфей входили посадские и "посошные" люди, т. е. жители городов и крестьяне. Для всех них это была натуральная трудовая повинность, для выполнения которой они обязывались явиться "с подводы, и с топоры, и со всякими снастьми.., и с хлебными запасами и конскими кормами". Жалованье на государственных верфях не платили

Работные люди выполняли самую тяжелую работу: вырубали и возили лес к строительным площадкам, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие подсобные работы. Наряды людей к "государеву делу" были, как правило, большими и составляли по нескольку сотен человек. Например, для сплава леса по Дону к Азову 12 мая 1698 г. были посланы "начальные люди и копейщики, и рейтарских, и солдатских детей недоросли": калужане, "серпьяне", козельские, перемышляне, мосальские, касимовские - всего 688 человек. 3 июля 1698 г. с "пятым караваном" лесных припасов было отправлено 720 человек.

Для строительства 6 кораблей и 20 бригантин на Воронежской верфи в 1697 г. было набрано 1005 человек "землянцев, усманцев, сокольцев, бело колодцев, костенцев". Специальные наряды людей посылались "лед рассекать и ход водный бударам очистить", если "будары... с корабельными лесными припасами замерзли на р. Воронеже". Иногда мелкие места по Воронежу и Дону заносило песком. В этих местах реки в летнюю пору можно было переехать "вброд и с телегами". В пределах г. Воронежа мели были "против двора воронежского подьячего Ивана Моторина, а также под Чижовкою против Троицкой церкви" до "Ивановской пристани". В такие периоды сплавлять лес, плыть военным кораблям и груженым стругам было невозможно. Суда иногда тонули.

Для очистки Воронежа и Дона Петр I также велел собирать специальные наряды людей. Например, в сентябре 1698 г. из Воронежа и Коротояка для очистки рек было привлечено 1048 "стрельцов и их детей, казаков и их недорослей". Они должны были очистить русла рек в тех местах, которые "песком засыпало". Этого количества людей не хватило, тогда в октябре того же года на помощь было прислано еще 1048 человек "с топоры и с заступы и с лопаты и с веревки и со всякими снастьми, которые к тому делу пристойны". Так продолжалось до весны 1700 г., когда, по инициативе иностранного мастера Гуморта, чтобы избавиться от мелей в реках, стали строить плотины.

Тяжелый труд, плохое питание, нищенское жалованье, антисанитарные условия проживания и массовые болезни заставляли работных людей бежать с лесозаготовок, строительных площадок и других работ. Например, в указе о сыске беглых от заготовки лесных припасов от 12 августа 1698 г. отмечалось, что из призванных на работу 400 воронежцев, 300 усманцев, 400 землянцев, 112 бело колодцев осталось соответственно 32, 126, 32 и 1 человек. Коротоячане (300), костенцы (293), урывчане (20), соколяне (300) бежали все. Введенная за бегство в конце 1698 г. смертная казнь бегства не приостановила. Тогда, по инициативе А. П. Протасьева, работных людей стали ежемесячно сменять.

Другую группу строителей воронежских кораблей составляли плотники, кузнецы, канатчики, столяры, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения. Это были "мастеровые люди", как наемные, так и крепостные. В отличие от работных людей, живших чаще всего при лесозаготовках в хижинах, сделанных ими же самими, мастеровых размещали обычно на постой по дворам воронежских жителей или отводили для них специальные помещения для жилья на территории верфей. Мастеровые люди получали жалование.

Значительную роль, особенно на первых порах, при строительстве кораблей на воронежской земле играли иностранные мастера. Петр I высоко ценил их теоретические знания и практический опыт. Петр I подыскивал иностранных мастеров за границей через своих доверенных лиц, заключал с ними трудовой договор, обычно сроком на года, и платил им жалование. Жалование у них было значительно выше, чем у русских мастеров. Самое высокое - 30 рублей в месяц - имели мастера корабельного дела. Вместе с высоким жалованием иностранные кораблестроители получали ряд других льгот, а именно: бесплатный проезд в Россию и к месту работы, бесплатное проживание, бесплатные дрова, свечи, лечение. В 1696 г., при подготовке ко Второму Азовскому походу, Петр I принял на службу около 50 иностранных мастеров. В гг. -около 120 человек. Главным образом это были голландцы, англичане, а также мастера других национальностей.

Среди иностранных мастеров, работавших в Воронежском крае в конце XVII - начале XVIII в., особенно выделялись голландец Крюйс и англичанин Най. Крюйс был приглашен на службу Петром I в мае 1698 г. на четыре года. Это был опытный кораблестроитель, работал экипажмейстером адмиралтейства в Амстердаме и хорошо знал вооружение флота, разбирался в вопросах навигации и гидрографии. Крюйс был человеком проницательного ума. В Воронеж он приехал вместе с Петром I в конце октября 1698 г.