В ВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Комарова В.А., консультант Департамента образования Ивановской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направление анализа Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования:
Advertisements

Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования Комарова В.А., консультант.
2011 Нормативно-правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Нормативно-правовое регулирование введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Управленческий практикум «Создание в школе условий для перехода на ФГОС начального общего образования» МОУ «Гляденская средняя общеобразовательная школа»
Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения Нормативно - правовая база введения ФГОС II поколения.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Анализ изменений образовательной системы школы с целью приведения в соответствие с требованиями ФГОС НО МОУ «Юбилейная СОШ» Медведевского района.
ФГОС начального общего образования утвержден Приказом 373 Минобрнауки России г., зарегистрирован в Минюсте России г.,
Цель: 1. Познакомить слушателей семинара с нормативно - правовой базой внедрения федерального государственного стандарта начального общего образования.
уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного.
Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Условия введения ФГОС. Основные характеристики новый формат стандарта (рамочный документ) новое содержание стандарта (совокупность требований) расширение.
План мероприятий введения (ФГОС НОО) 1. Создание нормативного обеспечения введения ФГОС НОО. Наименование мероприятияОжидаемые результаты 1. Решение органа.
Определение готовности образовательного учреждения к введению ФГОС Практикум «Самоанализ готовности образовательного учреждения к введению ФГОС»
Транксрипт:

В ВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Комарова В.А., консультант Департамента образования Ивановской области

Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ Стандарт вводится в систему нормативно-правового обеспечения развития образования на основе Закона Российской Федерации «Об образовании». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является нормативным документом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года 142 «О Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов, а также внесение в них изменений осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

П РИКАЗ М ИНОБРНАУКИ Р ОССИИ «6» ОКТЯБРЯ 2009 Г. 373 «О Б УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ » Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт

Н ОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

С ТАНДАРТ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ТРЕБОВАНИЯ : к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

Р ЕГИОНАЛЬНОЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Приказ Департамента образования Ивановской области от «Об утверждении Положения о региональном координационно- методическом центре введения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), Плана-графика мероприятий по обеспечению введения федерального государственного стандарта начального общего образования в Ивановской области»

О СНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ Р ЕГИОНАЛЬНОГО КООРДИНАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ЯВЛЯЮТСЯ : обеспечение нормативно-правового, организационного, кадрового, информационного сопровождения введения ФГОС на территории Ивановской области; организация мероприятий по обеспечению введения ФГОС; научно-методическое сопровождение, включая консультирование всех участников процесса введения ФГОС; повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием, муниципальных методических служб; проведение мониторинговых исследований по проблемам и результатам введения ФГОС.

Р ЕГИОНАЛЬНОЕ НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В письме Департамента образования Ивановской области от определены пилотные площадки по введению ФГОС НОО

С ПИСОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ - ПИЛОТНЫХ ПЛОЩАДОК ПО ВВЕДЕНИЮ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОУО Колич. ОУ Иваново3МОУ лицей 22, МОУ лицей 33, МОУ СОШ 66 Кинешма1МОУ СОШ 8 Тейково1МОУ СОШ 2 Фурманов1МОУ СОШ 1 Шуя1МОУ СОШ 7 Вичугский1МОУ Старовичугская СОШ им.Г.В.Писарева Ивановский1Богданихская МСОШ Лежневский1Лежневская МСОШ 10 Родниковский1МСОШ 4 г.Родники Юрьевецкий1Ёлнатская МСОШ ИТОГО12

П ЛАН - ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В И ВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Создание нормативного обеспечения введения ФГОС Создание финансово-экономического обеспечения введения ФГОС Создание организационного обеспечения введения ФГОС Создание кадрового обеспечения введения ФГОС Создание информационного обеспечения введения ФГОС Создание материально-технического обеспечения введения ФГОС

П ЛАН - ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В И ВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ Региональный уровень Муниципальный уровень Уровень образовательного учреждения

Определение изменений в существующих системах образования с целью приведения их в соответствие с требованиями ФГОС НОО

Метод анализа и определения необходимых изменений _ Существующие и реализуемые результаты образования Существующий процесс образования: содержание и технологии Существующие ресурсы: кадровые, учебники, программы, оборудование кабинетов Требования ФГОС к планируемым результатам Требования ФГОС к процессу образования: содержание и технологии Требования ФГОС к ресурсам: кадровым, учебникам, программы, оборудование кабинетов _ _ 2

Блок-схема для проведения анализа изменений образовательной системы школы 1.Анализ целей образования Результаты анализа: определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей и планируемых результатах по предметам В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень целей, которые не обеспечены ресурсами: ранее не ставились; ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ; ранее ставились, но требуют корректировки. Перечень целей, которые не обеспечены ресурсами: ранее не ставились; ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ; ранее ставились, но требуют корректировки. с указанием или количества школ в муниципалитете; с указанием количества школ в каждом из муниципалитетов региона. 3

2.Анализ школьных учебных планов Результаты анализа: определение необходимых изменений в учебных планах школы В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень изменений, которые нужно внести в состав предметов по образовательным областям школьного учебного плана; в компонент учебного плана, формируемый школой; в количество часов, которые отводится на изучение предметов; в организацию учебного процесса в течение учебного года; в содержание воспитывающей деятельности и методы ее организации Количество () школ в муниципалитете или по муниципалитетам в регионе, учебные планы которых будут меняться (предметы и часы) 4

3.Анализ учебных программ и учебников Результаты анализа: определение необходимых изменений в используемых программах и учебниках по предметам и для осуществления воспитательной работы. В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления 1.Перечень программ по предметам, которые могут быть использованы без изменения; нуждаются в коррекции, с указанием тех тем, которые должны быть откорректированы; перечень программ по предметам, которые нужно разработать заново. 2.Перечень предметов, учебники по которым нужно заменить. Предметы с указанием количества школ, в которых нужны изменения в прежних программах их преподавания: частичная корректировка полная замена на новые программы Перечень изменений, которые требуется внести в программы преподавания предметов и в программы воспитательной работы школ с указанием количества () школ в муниципалитете или по муниципалитетам в регионе. 5

4.Анализ технологий Результаты анализа: определение необходимых изменений в технологиях. В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень технологий и форм обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе; технологий и форм обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене; новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей. Перечень новых технологий, которые сохранятся как соответствующие требованиям ФГОС с указанием или количества школ в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе должны будут внедрены в школах с указанием или количества школ в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе. 6

5.Анализ способов контроля и оценки планируемых результатов обучения Результаты анализа: определение необходимых изменений в способах контроля результатов образования В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечень: способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, включаемых в новую систему без изменений; способов и организационных механизмов контроля и оценки планируемых результатов образования, требующих корректировки. Перечень школ, их количество в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе в которых способы и организационные механизмы контроля и оценки планируемых результатов образования будут меняться 7

6.Анализ ресурсов для реализации ФГОС Определяется по каким вопросам требуется обучать кадры каких учебников и др. учебной литературы недостает в школьной библиотеке какого оборудования в кабинетах не хватает для введения ФГОС Результаты анализа В школеНа муниципальном и региональном уровнях управления Перечни тем курсов для повышения квалификации кадров учебников, наименований литературных изданий видов учебного оборудования 1.Перечень новых учебников, требуемых школам с указанием школ и количества учебников в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе 2.Перечень видов оборудования для учебных кабинетов с указанием его количества и школ 3.Перечень вопросов, по которым нужна подготовка кадров с указанием их количества по предметам и школам в муниципалитете и по муниципалитетам в регионе 8

ШКОЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ ВВЕДЕНИЕМ ФГОС Таблица для анализа выполнения требований к результатам освоения основной образовательной программы Виды целей *Содержание целей и оценка их достижения в существующей системе Не ставились Не достигались Требуют коррекции Личностные цели Метапредметные УУД: познавательные, регулятивные коммуникативные Предметные: в области филологии в области математики и информатики в области обществознания и естествознания в области основ духовно-нравственной культуры в области искусства в области технологии в области физической культуры Таблица 1 * В таблицу заносятся конкретные цели 9

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ Таблица для анализа выполнения требований к результатам освоения основной образовательной программы в муниципальной и региональной образовательных системах Виды целей *Содержание целей с указанием или количества школ по муниципальным образованиям, в которых эти цели не ставилисьне достигалисьтребуют коррекции Личностные Метапредметные УУД: познавательные, регулятивные коммуникативные Предметные: в области филологии в области математики и информатики в области обществознания и естествознания в области основ духовно- нравственной культуры в области искусства в области технологии в области физической культуры Таблица 1 *Желательно указать конкретные цели. 13

Предметы учебного плана Действующая программа (название, автор) Используемые учебники (название, автор) *Оценка необходимой степени изменений программ и учебников изменения не требуются нужна коррекция нужно использовать новые программы и учебники Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно- нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса Воспитательная работа Таблица для анализа учебных программ и учебников начальной школы * В таблицу ставится знак + в соответствии с экспертной оценкой членов рабочей группы школы. Если программы нуждаются в коррекции, то указывается, какие темы программы должны быть откорректированы, чтобы содержание программы стало соответствовать требованиям ФГОС. Таблица 2 10

Предметы учебного плана Оценка необходимой степени изменений программ и учебников Школы (количество школ по муниципальным образованиям), в которых изменения не требуются Школы (количество школ по муниципальным образованиям), в которых нужна коррекция *программ и учебников Школы, (количество школ по муниципальным образованиям), в которых нужно использовать или разработать новые программы и заменить учебники Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно-нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса Воспитательная работа *Данные о программах и учебниках можно указать в одном столбике программы/учебники Таблица для анализа изменений учебных программ и учебников начальной школы в муниципальной и региональной образовательных системах Таблица 2 14

Разделы учебного плана и ООП Используемые технологии *Оценка необходимой степени изменений технологий обучения и воспитания изменения не требуются нужна коррекцияНужно заменить используемую технологию Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно-нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса (указать, какая конкретно) Формирование УУД в предметной деятельности Воспитательная работа Спортивно-оздоровительная работа Проектная деятельность Коррекционная работа *В таблице ставится знак плюс в соответствии с заключением о необходимости изменения в технологиях. Могут быть указаны новые технологии. Таблица для анализа технологий обучения и воспитания школьников Таблица 3 11

Предметы учебного плана Оценка необходимой степени изменений технологий обучения и воспитания Школы (количество школ по муниципальным образованиям), в которых изменения не требуются Школы (количество школ по муниципальным образованиям), в которых нужна коррекция технологии (указать, какой) Школы (количество школ по муниципальным образованиям), в нужно заменить используемую технологию на новую (указать, какую) Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно-нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса (указать, какая конкретно) Формирование УУД в предметной деятельности Воспитательная работа Спортивно-оздоровительная работа Проектная деятельность Коррекционная работа Таблица для анализа технологий обучения и воспитания школьников в муниципальной и региональной образовательных системах Таблица 3 15

Разделы учебного плана и ООП Виды ресурсов, нуждающихся в изменении Кадровое обеспечение (указать вопросы подготовки кадров) Учебная литература (указать необходимые учебники) Учебное оборудование кабинетов (указать недостающее оборудование) Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир Основы духовно-нравственной культуры народов России Музыка Изобразительное искусство Технология Физическая культура Часть, формируемая участниками образовательного процесса (указать, какая конкретно) Формирование УУД в предметной деятельности Воспитательная работа Спортивно-оздоровительная работа Проектная деятельность Коррекционная работа Таблица 4 Таблица для анализа ресурсного обеспечения введения ФГОС в начальной школе 12

Таблица для анализа ресурсного обеспечения введения ФГОС в начальной школе по предметам базисного учебного плана Анализ готовности школ к введению ФГОС начального образования по _________________________ учебный предмет (воспитательная работа) 4.1. Анализ степени соответствия используемых технологий требованиям ФГОС Таблица 4 Перечень технологий, которые нужно внедрить в практику работы школ Школы (количество школ по муниципальным объединениям), предполагающие внедрять новые технологии 12 1.Обучение в сотрудничестве+ 2.Метод проектов++ 16

Учебная литератураКоличество учебников имеющихся в школах (муниципальных образованиях) необходимых для введения ФГОС в школах (муниципальных образованиях) Название учебника или УМК по предмету, прошедшего экспертизу Название учебника или УМК по предмету, прошедшего экспертизу 5050 Вопросы подготовки кадровКоличество кадров учителей (аналогично, по другим категориям) подготовленных по школам (муниципальным образованиям) нуждающихся в подготовке по школам (муниципальным образованиям) Разработка (корректировка) учебной программы по предмету Оценка планируемых результатов обучения по предмету Формирование УУД учащихся начальной школы на основе предметного содержания Анализ перечня учебников, которые требуется приобрести для введения ФГОС 4.3. Анализ кадрового обеспечения введения ФГОС в начальной школе 17

Перечень учебного оборудования Количество единиц оборудования имеющегося в школах (муниципальных образованиях) необходимого для введения ФГОС в школах (муниципальных образованиях) Компьютеры Интерактивные доски Анализ учебного оборудования для введения ФГОС 18

К РИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС): наличие разработанной и утвержденной основной образовательной программы начального общего образования образовательного учреждения: пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы 4 система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

К РИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС): приведение в соответствие с требованиями ФГОС нормативной базы образовательного учреждения (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.); приведение в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно- квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения; наличие локальных актов, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключение дополнительных соглашений к трудовому договору с педагогическими работниками;

К РИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС): определение оптимальной для реализации модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями (ем) дополнительного образования детей); наличие плана методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);

К РИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ К ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС): определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования; обеспечение кадровыми, финансовыми, материально-техническими и иными условиями реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.

И НФОРМАЦИОННАЯ ПОДДЕРЖКА ФГОС Сайт ФГОС Сайт ФГОС Сайт инновационной образовательной сети «Эврика» Широкое информирование родительской общественности о подготовке к введению и порядке перехода на новые стандарты