И.Бунин Современная политическая ситуация в России: основные проблемы Русская диаспора в Эстонии: состояние и перспективы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И.Бунин Современная политическая ситуация в России: основные проблемы Русская диаспора в Литве: состояние и перспективы.
Advertisements

Факторы стимулирующие/препятствующие развитию предпринимательства в России. Анализ экспертных интервью Агния Алесина (O+K Маркетинг + Консалтинг) Декабрь.
Общественный совет «Социальное партнерство» это конструктивное взаимодействие между участниками представителями органов государственной власти, бизнеса,
«ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОРТАЛ». Поликультурный студенческий центр ______________________________________________________________________.
. Социальная сфера.. План Определение социальной сферы Функции социальной сферы Структура социальной сферы Заключение.
«БАҚЫТТЫ ОТБАСЫ» – «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ» ПАРТИЙНЫЙ ПРОЕКТ 2014 ГОД.
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Система профессиональной ориентации в современных условиях развития экономики Ленинградской области.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
Формирование социально-активной личности российского студента – гражданина, патриота Проректор по УВР ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Лидерство Задачи Формирование и продвижение молодого успешного россиянина. Поддержка и продвижение способной, инициативной и талантливой молодежи. Создание.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
Факторы формирования политической культуры Знания граждан о политической системе Личное участие граждан в функционировании политической системы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Активизация позиции органов самоуправления как необходимый фактор развития гимназии.
Социальная сфера жизни общества 8 класс. Цель : Сформировать представления учащихся о социальной структуре общества.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Развитие государственно- общественного управления образованием в малокомплектной.
Транксрипт:

И.Бунин Современная политическая ситуация в России: основные проблемы Русская диаспора в Эстонии: состояние и перспективы

Данное исследование проведено на грант, предоставленный Фондом «Русский мир»

Руководитель проекта: Алексей Макаркин – первый вице-президент Центра политических технологий Авторы отчета: Ирина Маркова – ведущий эксперт, социолог. Мария Перцева – социолог. Докладчик: Ольга Мефодьева – ведущий эксперт, руководитель департамента PR-проектов Сведения об исследовании

В мае 2011 г. было проведено качественное социологическое исследование методом экспертных интервью. Всего было проведено 31 интервью в Таллине, Нарве и Кохтла-Ярве, как в городах с наибольшим процентом русскоязычного населения. Категории респондентов: общественные деятели, политики, СМИ, церковь. Задачи: выявление основных характеристик русской диаспоры Эстонии (современное состояние и перспективы развития); определение характера вовлеченности русскоязычных людей в социально- культурную жизнь Эстонии; исследование степени экономической активности представителей русскоязычного бизнеса; изучение проблем распространения русского языка в условиях сокращения его присутствия в жизни страны при наличии значительной русской общины; выработка конкретных рекомендаций, направленных на развитие партнерства между русскоязычной общиной Эстонии и российскими институтами гражданского общества; информирование общественности о результатах работы, что должно привести к повышению ее интереса к данной проблематике. Сведения об исследовании

Русская община Эстонии обладает разрозненным характером Причины: Разный исторический опыт взаимодействия с эстонской культурой. Nota bene: русские воспринимают себя не столько как диаспору русских на чужой территории, сколько как специфических, «эстонизированных русских». Разный гражданский статус, и, как следствие, разный объем политических прав, экономических возможностей и пр., которые искусственно противопоставляются друг другу эстонскими властями. Различная этническая принадлежность, использующих в качестве основного языка русский, но сохраняющих элементы этнической культуры (татары, армяне, белорусы, украинцы и пр.) Самоидентификация русской общины в Эстонии

Причины: Разновекторность интересов многочисленных культурных и политических групп, ориентированных на различные виды творчества, самодеятельности, профессиональной деятельности. Nota Bene: представленная в Эстонии русская культурная составляющая зачастую страдает низкой долей репрезентации элементов элитарной культуры, что обусловлено спецификой образования, низким уровнем финансирования как внутри страны, так и со стороны России. Конкуренция лидеров русских общественных и политических организаций. Nota Bene: эксперты отмечают отсутствие в потенциальной общине сильных харизматичных фигур, способных претендовать на реальное лидерство. Тенденции миграционных процессов (миграционный отток молодого социально активного населения) Самоидентификация русской общины в Эстонии

Причины: Потеря прежде относительного высокого социально- экономического статуса русских в Эстонии. Безразличное отношение России к проблемам соотечественников. Отсутствие материальной поддержки русскоязычной общины и финансирования объединяющих проектов со стороны местного бизнеса. дискриминационная политики государства на рынке труда высокий корпоративный дух эстонской нации Самоидентификация русской общины в Эстонии

условия жесткой антирусской политики правительства (сокращение сфер присутствия русского языка, исключение русских из большой политики и экономики и пр.); дестабилизация политических отношений России и Эстонии; территориальная локализация русского населения на территории Эстонии, что сокращает возможности его общения и проведения совместных мероприятий; возможности миграции русских в Европу при усилении давления на русское население со стороны правительства Эстонии как альтернативной реакции, замещающей создание консолидированной общины; традиционная склонность русских объединяться только в экстремальных условиях, что подтверждается историческим опытом существования русских общин и диаспор. Причины отсутствия перспектив объединения

Факторы адаптации русских срок проживания юридический статус жителя уровень образования анклавные русские территории информационный фон неблагополучие русских

Семья. Большинство экспертов отмечает значимость личного стремления человека в поддержании национального самосознания. Люди стремятся к его поддержке либо на индивидуальном уровне, либо через семью. Причем большую роль в последнем случае играет образовательный уровень семьи: чем он выше – тем больше вероятность формирования у ребенка русского национального самосознания. Школа. В силу сложного экономического положения русских семей и высокой трудовой занятости родителей основная нагрузка по формированию национального самосознания ложится на школу. Вопрос о том, в какую школу отдавать ребенка: в русскую или эстонскую – стал дилеммой для русскоязычных родителей, но все чаще люди предпочитают эстонские школы. СМИ. Самостоятельные русскоязычные СМИ в Эстонии практически отсутствуют. Отдельные газеты, как правило, слабо представлены в информационном поле. Каналы поддержки национального самосознания

Культурно-просветительские проекты. В Эстонии умеренно представлены вокальные и танцевальные детские и взрослые ансамбли, фестивали русской культуры, фестивали и концерты классической и народной музыки, которые, безусловно, способствуют поддержанию интереса к русской культуре и традициям. Из организаций, которые занимаются продвижением культурно-просветительских проектов, были отмечены и высоко оценены экспертами Центр русской культуры, Институт Пушкина и т.д. Однако, большинство опрошенных не удовлетворены уровнем культурных проектов, отмечая, что позитивный образ русской культуры в глазах как русских, так и эстонцев возможно сформировать лишь с использованием образцов элитарной культуры. Церковь. Значительная часть русскоязычных людей в Эстонии склонна к реализации духовной потребности. Религиозные ценности и религиозная идентичность как часть национальной идентичности является специфической чертой, отличающей эстонское население от неэстонского. Для Эстонии характерно достаточно большое количество православных приходов и высокий авторитет представителей православной церкви в глазах русских людей. Каналы поддержки национального самосознания

Русская община Эстонии обладает разрозненным характером, что объясняется наличием среди русских жителей Эстонии людей с разным социальным, гражданским статусом, с разным опытом включения в эстонскую культуру, разными целями, высоким уровнем их конкуренции за ресурсы, предоставляемые Россией и реже – ЕС, а также отсутствием влиятельного центра и лидеров. Существенным фактором является дезинтеграционная политика эстонских властей, направленная на дробление русской общины в целях ее ослабления Формирование и поддержание русского национального самосознания в Эстонии происходит в основном за счет установок, формирующихся в семье; школе, в меньшей мере – в рамках социальных и культурных проектов, церкви, в еще меньше мере – за счет СМИ. Несмотря на слабость русской общины, существуют потребности культурного, образовательного и политического характера. Если культурные потребности практически полностью удовлетворяются за счет реализации многочисленных культурных проектов, то политические потребности слабо выражены и не удовлетворятся вообще, а образовательные – сильно выражены, но рискуют остаться без удовлетворения. Последние сводятся в основном к потребностям сохранения языка и пропаганде позитивного образа России и русских. Выводы

В отношении России в Эстонии на государственном уровне культивируется «образ врага», эксплуатируемый властью, и являющийся одним из результатов ангажированности эстонского правительства Западном, в частности ЕС и США. Эта позиция транслируется на уровень массового сознания через СМИ, институты образования. Участие России в вопросе консолидации русской общины должно быть максимально дипломатичным и осторожным, уважительным к эстонской государственности, поскольку оно в противном случае вызывает резкое нагнетание напряженности силами, усматривающими в этих процессах «руку Москвы». Наиболее значимые социальные проекты, которые могли бы укрепить русскую идентичность, касаются ознакомительных поездок в Россию, организации мероприятий, презентующих достижения элитарной русской культуры, сохранения русскоязычного образования в альтернативных формах и наличия качественных русскоязычных СМИ. Кроме того, рассматриваются как социально значимые и экономические проекты на территории Эстонии с участием российского капитала, предусматривающие создание рабочих мест для русскоязычных. Выводы

1.Организация культурных, образовательных и воспитательных экскурсий в Россию для молодежи, учителей русскоязычных школ, что способствует формированию позитивного образа России в противовес навязываемому СМИ образу тоталитарного враждебного государства; 2.Проведение образовательных мероприятий на русском языке для школьников, студентов, учителей (онлайн конференции, мастер- классы и семинары, организация виртуальных лекций и музеев), поскольку эстонские образовательные программы не дают представления о богатстве русской культуры; 3.Сохранение русских школ, воскресных школ, частных школ, поддержка любых форм образования на русском языке, для чего необходим двусторонний межгосударственный договор; 4.Организация массового обучения русских детей из русских школ в вузах России; Какие социальные проекты может поддержать Россия?

5. Организационная и финансовая поддержка культурных мероприятий, особенно направленных на пропаганду элитарной, «высокой» культуры. Кроме того, русская община Эстонии начинает испытывать дефицит кадров для культурной работы, подготовка которых возможна только в России; 6.Инвестиции с целью восстановления промышленности (предприятий с русским капиталом и кадрами) в традиционных районах русского расселения, что повлечет за собой рост благосостояния русского населения. 7.Ориентация социальных проектов не на популяризацию русского языка среди эстонского населения, а на развитие его в русскоязычной среде; 8.Издание учебной литературы на русском языке для русских школ, а также литературы для взрослого читателя, литературных журналов. Nota Bene: Эксперты отмечают, что реализация таких проектов должна предполагать использование принципов, объединяющих русских и эстонцев, и не предполагать противопоставления двух наций. Какие социальные проекты может поддержать Россия?

Разработка целостной системы поддержки русского населения, включающую регулярную финансовую помощь уже работающим и зарекомендовавшим себя организациям. Особое внимание здесь следует уделить устранению коррупционных схем работы; исключению из сферы поддержки политических и общественных лидеров экстремистского толка; Выстраивание отношений на межгосударственном уровне, предполагающих выгоду обеим странам; Выработка и реализация единой последовательной политической линии России в отношении соотечественников в Прибалтике; Создание русских школ при финансовой и методической поддержке их со стороны России; Создание мощной политико-экономической структуры на базе крупного бизнеса для политического лоббирования интересов русской общины в Эстонии; Формирование позитивного и уважительного отношения к соотечественникам со стороны российских чиновников. Рекомендации

Спасибо за внимание!