Выполнила: ученица 10 класса Б, школы 25 Борисова Катя Руководитель: Лямкова Елена Игоревна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социальные институты выполнили: Карпов Айсен Никифоров Иван.
Advertisements

Социальный институт.. Содержание. Определение социального института. Типология социальных институтов. Функции социальных институтов. Институционализация.
Социальные институты 1. Определениепонятия «социальный институт»
Социальные институты общества Лекция 3. Социальный институт устойчивый комплекс формальных и неформальных связей, норм, установок, регулирующих какую-либо.
Социальные институты Лекция 8 900igr.net. Термин «социальный институт» … был предложен науке английским ученым Г.Спенсером. Он подробно описал шесть типов.
. Социальная сфера.. План Определение социальной сферы Функции социальной сферы Структура социальной сферы Заключение.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - Понятие о социальных институтах.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ КУРС.
Тема. Общество как система. Что такое «общество»? толпа людей еще не общество не общество общество – это определенная группа людей, объединившихся для.
Институциональные аспекты политики Возникновение и необходимость существования социально-политических институтов. Специфика содержания и функции. Ванюшина.
СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Наша задача: сформировать представление о типах и функциях социальных институтов; рассмотреть социальную инфраструктуру Домашнее задание:
Социальные институты и социальные процессы Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин – НИКИФОРОВА СВЕТЛАНА АНДРЕЕВНА.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧНАЯ СИСТЕМА 1.Особенности социальной системы 2. Социальные институты.
Социальные институты. План 1.Понятие социальный институт 2.Функции и дисфункции социальных институтов 3.Основные ресурсы социальных институтов.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
ТЕМА 1. C УЩНОСТЬ, ЗАДАЧИ И ФАКТОРЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ Кафедра: «Экономика » Предмет: экономика социальной сферы Лектор: ст.преп. Керимова Т.Г.
Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности.
Социальные институты. Понятие "социальный институт" "Институт" в переводе с лат. instinutio- "установление" Формирование социальных институтов Необходимость.
Транксрипт:

Выполнила: ученица 10 класса Б, школы 25 Борисова Катя Руководитель: Лямкова Елена Игоревна

социальные явления и процессы обладают определенной внутренней структурой изучается процесс их функционирования и развития выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое

Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Социальная система может быть представлена в трех аспектах. Первый аспект - как множество индивидов, в основе взаимодействия которых лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т. д.); второй - как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной системы, и социальных функций (ролей), которые они выполняют на основе данных социальных позиций; третий - как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание поведения элементов данной системы. Первый аспект связан с понятием социальной общности, второй - с понятием социальной организации и третий - с понятием культуры. Социальная система, таким образом, выступает как органическое единство трех сторон - социальной общности, социальной организации и культуры.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций. Такие социальные связи называются институциональными, а социальные системы - социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

К числу общих признаков социального института можно отнести: - выделение определенного круга субъектов, вступающих в процессе деятельности в отношения, приобретающие устойчивый характер; - определенную (более или менее формализованную) организацию; - наличие специфических норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках социального института; - наличие социально значимых функций института, интегрирующих его в социальную систему и обеспечивающих его участие в процессе интеграции последней.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся: - регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений; - создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; - обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; - социализация индивидов. Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие структурные элементы социального института: - цель и сферу деятельности института; - функции, предусмотренные для достижения цели; - нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института; - средства и учреждения достижения цели и реализации функций.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ОБЩЕСТВА ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 1. Потребности в воспроизводстве рода 1. Институт семьи и брака 2. Потребности в безопасности и социальном порядке 2. Политические институты 3. Потребности в добывании средств существования 3. Экономические институты 4. Потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения. 4. Институты образования 5. Потребности в решении духовных проблем, смысла жизни 5. Институт религии Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие. Институт политики содержит институты президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов и др. Институт экономики содержит институты рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др. Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др. Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др. Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.

Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ Процесс образования социального института состоит из нескольких последовательных этапов ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ Возникновение потребности, формирование общих целей Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок) Практическое применение, принятие этих норм и правил Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института Дисфункция социального института - падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей. ДИСФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ сокращение числа браков 40% браков распадается 20% семей являются неполными (чаще без отца) число умерших на 10% превышает число родившихся Россия на 50-м месте в мире по средней продолжительности жизни (63 года - мужчины, 74 года - женщины) высокая детская смертность (1.8% младенцев умирают)

Признаки социальных институтов Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления социального контроля. Признаки основных социальных институтов ИНСТИТУТЫСИМВОЛЫОСНОВНЫЕ РОЛИ ФИЗИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ КОДЕКСЫ ПОВЕДЕН ИЯ ИНСТИТУТ СЕМЬИ кольца, обручение, контракт отец, мать, ребенок дом, квартира, мебель семейные запреты и допущения ИНСТИТУТ ПОЛИТИКИ флаг, гимн, герб законодатель, судья, избиратель общественные здания конституция, законы ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ фабричная марка, деньги работодатель, покупатель, продавец фабрика, офис, магазин контракты, лицензии ИНТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ диплом, степень учитель, ученик школа, библиотека, стадион правила учащихся ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ крест, алтарь, библия пастор, прихожанин собор, церковь вера, заповеди, посты

Социологи особо выделяют из всех социальных институтов институт семьи. Это, по-видимому, первый социальный институт в истории общества. Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие институты. ИНСТИТУТ СЕМЬИ В большинстве примитивных обществ семья - это единственный реально функционирующий институт. Например, среди современных племен Центральной Африки, многих народов Севера мы не увидим даже намека на другие социальные институты. Все вопросы распределения власти, продуктов и других ценных ресурсов решаются семейно или на советах нескольких семей. При переходе к более сложным культурам начинают выделяться остальные социальные институты. Следовательно, семья - основа всех социальных институтов. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ СЕМЬИ На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет (беспорядочные половые отношения). Он грозил человеческому роду генетическим вырождением. Постепенно их стали ограничивать запретами. Первый запрет - запрет кровосмешения (половых отношений между кровными родственниками). Так появился первый в истории вид социальных норм.

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ Признаками института образования являются: установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни; утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы кодекс устный и письменный - правили учащихся идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно- воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс кок вид социокультурной деятельности. Основные виды образования Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования производит самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую. Социальные функции системы образования

институт Политики Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода. Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти

Неоклассики рассматривали рынок труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а безработица выступает смягчающее, то есть вызванное природным стремлением работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на откуп стихийным рыночным силам. Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были: 1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве; 2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе воспроизводство рабочей силы; 3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами; 4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов; 5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального потенциала общества; 6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной безработицы - прежде всего) капитализма;

ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархическую систему церковь. Церковь, как общественно- историческое образование один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может и должна быть подвергнута анализу с позиций социологии. Социология религии это одно из направлений социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил традицию функционального изучения религии как коллективного представления, воплощающего систему верований и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как определенный мотив социального действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.

Заключение. Высокая степень единства людей в социальных общностях, их сплоченность (коллективность), сходность их позиций объективно способствует снижению числа правонарушений. Когда степень единства (интегрированность) социальной общности (класса, общества) достаточно высока, то падает количество отклонений в поведении членов этой общности. Наоборот, рост числа отклонений в поведении - показатель распада ее интегрированности. В некоторых случаях неэффективность влияния, например, на подростка со стороны ближайшей социальной общности (семьи), недостаточность его социализации (в смысле включения в систему ценностей и норм поведения, характерных для общества в целом) могут привести к усилению влияния на него стихийно складывающихся группировок, где бытуют противоправные взгляды и представления и действуют антисоциальные нормы поведения. Сюда можно отнести некоторые группы подростков с антисоциальным поведением, воров-рецидивистов, алкоголиков и т. д. Влияние таких социальных общностей часто бывает прямо связано с низким социально-воспитательным эффектом семьи, школьного или производственного коллектива, звеньев политической системы общества. Еще один момент, на который следует обратить внимание, также связанный с ослаблением социальных связей между людьми, - это негативные последствия научно-технической революции: урбанизация, возникновение больших городов и т. д. Хотя она исторически прогрессивна, но может вызвать и некоторый рост аморальных явлений, связанных с перемещением людей, миграцией населения.

1. Что такое социальные институты? 2. Сколько аспектов у социальной системы ? 3. Сколько основных социальных институтов ? 4. Какие институты называют неосновными ? 5. Что такое институционализация ? 6. Что представляет собой институт семьи ? 7. Назовите основные виды образования ? 8. Основное направление в институте политики ? 9. Что представляет собой институт религии ?

Литература: 1. Основы религиоведения /Под ред. И.Н. Яблокова - М.: Высш. шк., с. 2. Полосин В. Население России и вера в иное //НГ- Религии 2, февраль 1998 г. 3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций - М.: Центр, с. 4. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, с. 5. Социология: Учеб. пособие /Под ред. А.Н. Елсукова - Минск: Тетра Системс, с. 6. Социология Москва издательство Мысль 1990 год. 7. Ленин В. И. Полное собрание сочинений том 1 8. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М.: Изд-во Моск. ун-та с. 9. Ашин Г. Смена элит. // Общественные науки и современность с Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Изд-во Медиум – 322 с. 11. Осипов Г.В. Институциональная социология. М., – с Ушакин С.А. Университеты и власть. // Общественные науки и современность с Шрейдер Ю.А., Шаров А.А. Системы и модели. - М.: Радио и связь с.