Серебряный век русской культуры. « Мы – дети страшных лет, России – забыть не в силах ничего» А. Блок.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Advertisements

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл… Анна Ахматова.
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
Я мечтою ловил уходящие тени… К.Д. Бальмонт. Это эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Учитель литературы Мещерякова Н.А. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова.
Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Презентация "Серебряный век русской культуры "
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
Ученик 10 класса « А » гимназии 1552: Гашков Егор Научный руководитель : Самойлова И. В.
Модернизм в литературе XX века. Модернизм (от франц. moderne-современный)-термин, которым называют литературные направления xx века, использовавшие новые.
Дисциплина «Русская литература» «Серебряный век» русской культуры Разработал: студент ВМ-07к Вяткин Ю. Консультант: Шевёлкина О.А. Количество слайдов:
Характеристика литературного процесса 20 века. Много лет размышлял я над жизнью земной. Непонятного нет для меня под луной, Мне известно, что мне ничего.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 класс Составитель: учитель МОУ СОШ 4 Герасина Татьяна Александровна.
Поэты Серебряного века Николай Гумилёв Марина Цветаева Александр Блок.
Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, беспокойства желаний.
Вклад поэтов «серебряного века» в развитие русского языка Московский Государственный Технический Университет Гражданской Авиации Кафедра связей с общественностью.
Подготовила ученица 9-В класса МБОУ ЦО 27 г. Тулы Фатеева Мария.
«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…»
Транксрипт:

Серебряный век русской культуры. « Мы – дети страшных лет, России – забыть не в силах ничего» А. Блок

«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства желаний…» Н. Бердяев

Начало ХХ века - переломное время не только в политической и социально- экономической жизни России, но и в духовном состоянии общества. Индустриальная эпоха диктовала свои условия и нормы жизни, разрушающие традиционные ценности и представления людей. В обществе наблюдалось растерянность, тревожность. Вступление России в новую эпоху сопровождалось поисками идеологии, способной не только объяснить происходившие перемены, но и наметить перспективы развития страны.

Философия СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич ( ), российский религиозный философ, поэт, публицист. БЕРДЯЕВ Николай Александрович ( ), русский религиозный философ.

Философы ищут пути философско-религиозного обновления общества; пытаются понять идею России, определить ее задачу и место в мире отвергают революцию как средство переустройства общества. утверждают, что социальный прогресс в стране возможен лишь путем постепенных, эволюционных изменений, начинать которые необходимо с выработки новых религиозно-нравственных идеалов, основанных на христианском учении.

Модернизм ощущение дисгармонии мира разрыв с традициями реализма бунтарское-эпатирующие мировосприятие одиночество и иллюзорная свобода художника замкнутое в пространстве своих фантазий воспоминания и субъективные ассоциации

Символизм Тематика произведений: отрицание действительности( мир- зверинец, тюрьма, келья); жизнь- сон, игра теней; само обожествление; метание человека от мрака к свету (мотив качелей); одиночество;

«Старшие символисты» Д.Мережковский З. Гиппиус В. Брюсов К. Бальмонт

Акмеизм Аkme (греч.) – высшая степень чего-то, в названии подчёркивалось стремление поэтов к «вершинам» искусства. Течение создалось из литературного объединения «Цех поэтов». Акмеисты стремились преодолеть умозрительность символистов, говорили о необходимости стройности композиции, логичности замысла, рациональном использовании всех элементов художественной формы.

«Акмеисты» «Цех поэтов» А.Ахматова Н.Гумилев О.Мандельштам

Футуризм futurum – будущее. Футуризм страшился равнодушия, поэтому важным условием его существования становится атмосфера литературного скандала. Протест – вот что является главным. Цель творчества футуристов – побуждение к действию. В их текстах можно не встретить знаков препинания, но необычное расположение слов, использование математических и музыкальных знаков. Лирический герой футуристов выражает не индивидуальную, а массовую психологию, настроение человека улицы, это разрушитель культурных традиций.

Футуристы И Северянин В.Хлебников В.Маяковский

Cравнительная таблица модернистских течений рубежа веков Критерии для сопоставления Символизм АкмеизмФутуризм 1. Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем Мир надо переделать 2. Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое 3. Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определенность слова Свобода в обращении со словом 4. Особенности формы Намеки, иносказания Конкретная образность Обилие неологизмов, искажений слов

«серебряного века» Тенденции, которые определили развитие литературы «серебряного века», были характерны и для изобразительного искусства, составившего целую эпоху в русской и мировой культуре.

На рубеже столетий расцветает творчество одного из крупнейших мастеров русс-кой живописи Михаила Врубеля. Врубелевские образы это образы-символы. Они не укладывается в рамки старых представлений. Художник «гигант, мыслящий не бытовыми категориями окружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках истины и красоты». Художник «гигант, мыслящий не бытовыми категориями окружающей жизни, а «вечными» понятиями, он мечется в поисках истины и красоты». Михаил Врубель

Портрет певицы Н. И. Забеллы-Врубель. Царевна лебедь

В творчестве Врубеля фантазия соединилась с реальностью. Сюжеты некоторых его картин и панно откровенно фантастичны. Изображая Демона или сказочную Царевну Лебедь принцессу Грезу или Пана, он рисует своих героев в мире, словно созданном могучей силой мифа. Но даже тогда, когда предметом изображения оказывалась реальность, Врубель словно наделял природу способностью чувствовать и думать, а человеческие чувства безмерно усиливал в несколько раз. Художник добивался того, чтобы краски на его холстах сияли внутренним светом, светились, как драгоценные каменья.

Михаил Врубель. Демон сидящий

Другой важнейший живописец рубежа столетий Валентин Серов. Валентин Серов. Истоки его творчества в 80-х годах XIX века. Он выступил продолжателем лучших традиций передвижников и в то же время смелым открывателем новых путей в искусстве. В первые годы своего творчества художник видит высшую сою цель художника в воплощении поэтического начала. «Девочка с персиками» Серов учился в малом видеть большое и значительное. В его замечательных портретах «Девочка с персиками» не столько конкретные образы, сколько символы юности, красоты, счастья, любви. Валентин Серов. Автопортрет

Валентин Серов «Девочка с персиками»

На стыке веков развивается творчество художников, ставших гордостью России: К. А. Коровина, А. П. Рябушкина, М. В. Нестерова. Н. К. Рериху Великолепные полотна на сюжеты древнейшей Руси принадлежат Н. К. Рериху, искренне мечтавшему о новой роли искусства и надеявшемуся на то, что «из порабощенного служащего искусство вновь может обратиться в первого двигателя жизни». Богатством отличается и русская скульптура этого периода. Лучшие традиции реалистической скульптуры второй половины XIX века в своих произведениях (и среди них памятник первопечатнику Ивану Федорову) воплотил С. М. Волнухин.

К.А. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина

А. П. Рябушкин А. П. Рябушкин. Царь Михаил Федорович на собрании боярской думы

М. В. Нестеров. Автопортрет М. В. Нестеров. За приворотным зельем

Возникновение в 1911 году и последующая деятельность художников «Бубнового валета» обнаруживает связь русских живописцев с судьбами общеевропейских художественных движений. В творчестве П. П. Кончаловского, И. И. Машкова и других «бубновалетовцев» с их формальными исканиями, стремлением строить форму при помощи цвета, а композицию и пространство на определенных ритмах находят выражение принципы, которые формировались в Западной Европе. В это время кубизм во Франции пришел к «синтетической» стадии, перейдя от упрощения, схематизации и разложения формы к полному отрыву от изобразительности.

П. П. Кончаловский П. П. Кончаловский. Хлебы на синем

И. И. Машков. Фрукты

Русские художники: Н. Гончаров, К. Малевич, М. Шагал – продолжают поиски, делают это энергично и целеустремленно. В дальнейшем их пути разошлись. Малевич, Татлин, Кандинский встали на путь абстракционизма. Исканиями художников «Голубой розы» и «Бубнового валета» не исчерпываются новые тенденции в искусстве первых десятилетий XX века.

К. Малевич К.Малевич Точильщик

К.Малевич. Супрематизм К.Малевич. Черный квадрат

М. Шагал М. Шагал. День рождения

Особое место в этом искусстве принадлежит К. С. Петрову-Водкину. Его искусство расцветает в после- октябрьское время, но уже в девятисотые годы он заявляет о творческой самобытности прекрасными полотна-ми.

К.С. Петров-Водкин. Рабочие К.С. Петров-Водкин. Девушка в красной косынке

Стиль модерн в архитектуре Прееобладающие и модные цвета - бежевая гамма, серебристый, "металлик", перламутровый, флюоресцентный. Характерные элементы интерьера - Большие, просторные залы; легкие, оригинальные конструкции; контрастные текстурные и фактурные сочетания в отделке квартир. Применение искусственной кожи, никелированных и хромированных материалов в отделке домов. Конструкции - Унифицированные сборные и разборные; логичные и целесообразные; легкие алюминиевые и традиционные железобетонные; арочные, балочные и вантовые. Окна - Просторные, иногда во всю стену; раздвижные, откидные, распашные и поворотные. Двери - Телескопические, раздвижные, складчатые, качающиеся, балансирные, вращающиеся и др.