Тема 9 Социальная демография, социология молодежи, семьи, образования и науки Учебные вопросы: 1. Социальная демография. 2. Социология молодежи. 3. Социология.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМЬЯ Семья как социальный институт Семья как социальный институт – это связи и взаимодействия индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого.
Advertisements

У РОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ, 11 КЛАСС Группа живущих вместе родственников - муж и жена, родители с детьми.С.И. Ожегов Социальная группа, характеризующаяся совместным.
Брачность и разводимость. 2 Понятие брака Брак - это санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая.
Семья как социальный институт Мареева Алла Михайловна, учитель обществознания МОУ «СОШ 13» г.Нефтеюганска.
Специальность «Налоги и налогообложение Учебная дисциплина «Основы социологии и политологии» 2 курс.
СЕМЬЯ КАК ГЛАВНЫЙ ИНСТИТУТ ОБЩЕСТВА Обществознание. 8 класс. Учитель Чижков В. А. МОУ « СОШ 61» г. Магнитогорска.
Семья и брак в современном обществе Урок обществознания 9 «Б» класс.
Семья представляет собой основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединении людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за.
СЕМЬЯ И БРАК Обществознание 11 класс Цукарева М.А. МОУ СОШ 13 г.Подольск.
Статистика населения. Население это совокупность лиц, проживающих на определенной территории.
СЕМЬЯ И БРАК
План Семья как социальный институт Семья как социальный институт 1 Формы брака Формы брака 2 Гендерный аспект семьи Гендерный аспект семьи 3 3 Семья и.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. Социальная структура – строение, расположение, порядок) общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих.
Выполнил студент 1ИС Дьячковский Коля. Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием.
Презентация к уроку (обществознание , 10 класс) по теме: Семья как социальный институт и малая социальная группа
Социально-демографическая структура как часть социальной стратификации Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических дисциплин.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
С ЕМЬЯ И БЫТ. «Семья – величайшая ценность жизни, играющая огромную роль в определении всей судьбы человека»
«СЕМЬЯ» Выполнила: Ученица 11 класса МБОУ «Березовская СОШ» Черепанова Дарья.
Семья и быт. 10 класс. Обществознание.. Семья Как малая группаКак малая группа – это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение.
Транксрипт:

Тема 9 Социальная демография, социология молодежи, семьи, образования и науки Учебные вопросы: 1. Социальная демография. 2. Социология молодежи. 3. Социология семьи. 4. Социология образования и науки.

Вопрос 1 Социальная демография

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕМОГРАФИЯ Демография – это наука, изучающая закономерности явлений и процессов, происходящих в структуре, размещении, перемещении и динамике народонаселения. 2 Рождаемость - биологический потенциал воспроизводства (фертильность), и реальный уровень достигнутого воспроизводства (рождаемость) Смертность - характеризуется статистической регулярностью, которую можно проследить на больших группах населения (младенческая, пожилых людей) Миграция - это смена места жительства, перемещение людей на иную территорию (регион, город, страна и т.д.) ( внешняя, внутренняя; продолжительная, временная; организованная, неорганизованная; добровольная, принудительная.) Естественное увеличение населения разница между числом рождений и смертей; норма естественного увеличения – различие между процентом рождаемости и показателем смертности. Прирост населения Норма прироста населения – это норма естественного увеличения, объединенная с влияниями миграции

СОСТАВ НАРОДОНАСЕЛЕНИЯ (СТРУКТУРА) 3 Возрастная структура Основной фактор - фертильность (детородность). Три основных группы: 0-14 лет (дети), лет (молодые и средний возраст), 50 и страже (пожилые). Половая структура Рождается немного больше мальчиков, чем девочек ( мальчиков на каждые 100 девочек). Более высокая смертность среди мужского пола фактически в любом возрасте после рождения. Этнический (расовый) состав Включает национальные, религиозные, лингвистические и другие признаки Географическое распределение и урбанизация Дифференциация по области проживания: городское и сельское Темпы роста народонаселения 10 тыс. лет назад человечество насчитывало 5-10 млн. человек. К началу христианской эры – 300 млн. человек. В 1750 г. население мира достигло 800 млн. человек. В 1800 г. численность населения мира составляла - 1 млрд. человек, к 1930 году – 2 млрд., к 1960 году – 3 млрд., 1974 г. – 4 млрд., 1987 г. – 5 млрд г. – 6 млрд г. 7 млрд. Каждую секунду число людей на Земле увеличивается в среднем на 3 человека.

Вопрос 2 Социология молодежи

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ лет подростковый Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психофизиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых лет ранне- юношеский лет средне- юношеский лет старше юношеский лет пред- взрослый Структурно молодежь делят на рабочую, студенческую, сельскую, военнослужащих, молодую интеллигенцию Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого социального статуса Противоречие между усилившейся ориентацией к самостоятельности и усилением зависимости от сверстников Несовпадение старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей Одна из основных проблем подростков - необходимость справиться с противоречиями между ценностями родителей и сверстников, чтобы сформировать собственную идентичность

ТЕОРИЯ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ Э.ЭРИКСОНА 5 Американский ученый Э. Эрискон основной психосоциальной проблемой подростков считал эго-идентичность. Эго-идентичность – это совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность и целостность. Центральные вопросы, встающие перед молодежью: «Кто я такой?» и «Как я впишусь в мир взрослых?». ОСНОВНЫЕ ПОСТУЛАТЫ: Подростки, живущие в демократическом обществе более уязвимы в отношении проблем идентичности, так как у них действительно есть выбор. Демократическая система требует идентичности в русле «сделай себя сам». Особенности современного общества (продолжительность процесса обучения, быстрые социальные изменения, выбор альтернатив) значительно усложняют проблемы идентичности. Кризис идентичности современных подростков проявляется в трех основных сферах поведения: проблема выбора карьеры; членство в группе сверстников; употребление алкоголя и наркотиков.

Вопрос 3 Социология семьи

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ 6 Семья – это основанное на кровном родстве, браке объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей Промискуитет Кровнородст- венная семья Пунулуальная семья Синдиасмиче- ская семья Моногамная семья Моногамное супружество (моногамия) – это брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия – это брак одного супруга с несколькими, полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами. По критерию власти: патриархальные семьи, отец - глава семьи, матриархальные семьи, мать – глава семьи, эгалитарные семьи (семья равных) По количеству детей: малодетные, среднедетные (с 3-4 ребенка); многодетные (пять и более детей) По составу: нуклеарные (родители и дети), расширенные (супруги, дети, родители кого-либо, другие родственники). Семейный цикл определяется стадиями родительства от начала до прекращения брака: 1 стадия: стадия бездетности (предводительство); 2 стадия: стадия репродуктивного родительства и 3 стадии объединяются в стадии социализированного родительства; 4 стадия: стадия прародительства.

7 1-й кризисный период «УЗНАВАНИЕ» Я + Я = МЫ В этот период происходит адаптация супругов друг к другу. Вероятность разводов – до 30% 2-й кризисный период «ПОЯВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ» В этот период меньше внимания уделяется мужу, больше ребенку, повышаются физические нагрузки 5-й кризисный период В этот период усиливается эмоциональная зависимость жены с переживаниями по поводу возможных измен мужа, стремление мужа проявить себя на стороне, «пока еще не поздно» (после лет) 6-й кризисный период Связан с уходом из семьи последнего ребенка. Возникают конфликты из-за отсутствия общего дела – воспитание детей 3-й кризисный период «МОНОТОННОСТЬ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ» В этот период (7-10 лет) появляется дефицит чувств, наступает насыщение друг другом 4-й кризисный период В этот период наступает новый возраст любви, перенос энергии на деятельность, обнаруживаются разные взгляды на вещи (11-17 лет – пик разводов) КРИЗИСНЫЕПЕРИОДЫ В СЕМЬЕ В СЕМЬЕ Исследования показывают, что 67% жен критикуют мужа при знакомых, а 13% - даже очень часто. И только 31% жен не критикует своих мужей.

8 Репродуктивная Духовного общения Воспитательная Первичного социального контроля Досуговая Экономическая Эмоциональная Хозяйственно-бытовая Социально-статусная Сексуальная

Вопрос 4 Социология образования и науки

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 9 Социология образования – это область социологии, изучающая образование как социальный институт (его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения (школы, вузы и т.п.) как социальные организации, а также социальную политику в области образования ЭЛЕМЕНТЫ учебно-воспитательные учреждения; социальные общности (педагоги и учащиеся); учебный процесс ЗВЕНЬЯ система дошкольного воспитания; общеобразовательная школа; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; послевузовское образование; система повышения квалификации и переподготовки кадров; образование по интересам. МОДЕЛИ экстенсивная; продуктивная; интенсивная. ФУНКЦИИ обучения; культурно-воспитательная; социальной мобильности; социального контроля; генератора и хранителя культурного достояния общества. Образование социальный институт, выполняющий функции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре данного общества.

ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ 10 Функционализма Основная функция образования – передача ценностей господствующей культуры. ПОСТУЛАТЫ - образование: средство социального контроля и фильтрующее устройство; один из институтов стабильности общества; фильтрующее устройство; разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. «Человеческого капитала» образование - капиталовложение в будущее учащихся. ПОСТУЛАТЫ: формирование качественно новой рабочей силы в условиях НТР; повышение требований, к уровню профессиональной и общеобразовательной подготовки работника; увеличение затрат на образование, усиление роли государства в процессы формирования рабочей силы. Конфликтологические позитивное значение взаимодействия образования с другими общественными институтами. ПОСТУЛАТЫ: разные группы в обществе ведут борьбу за ценности, которые следует усваивать в школе; система образования - воплощение различных групповых конфликтов; образование способствует эксплуатации и угнетению групп, находящихся в неблагоприятных условиях. Глобального образования Р.Хэнви 1. Воспитание широты видения мира. 2. Воспитание внимания к глобальным проблемам. 3. Воспитание уважения к чужой культуре. 4. Формирование системного мышления. 5. Выработка умения видеть личностный смысл в любой деятельности.

СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ 11 Социология науки изучает: как строятся взаимоотношения общества и науки, какие социальные проблемы организации науки и ее функций имеют значение для эффективного функционирования общества, что представляют собой люди науки, как они осознают свое положение, свою роль и ответственность в современном обществе ЭЛЕМЕНТЫ система кооперации и разделения труда; сообщество ученых, профессионалов; специализированные учреждения (университеты, институты и т.д.); система ценностей, норм и правил; методология и методы исследования; система категорий, теоретических знаний и эмпирических данных. Основные темы, рассматриваемые социологией науки: проблема динамики и структуры наук; моральный дух и научная производительность ученых в различных условиях; взаимоотношения между наукой и государственной политикой ФУНКЦИИ постановка проблемы; интуитивный поиск, выдвижение гипотезы; тестирование, проверка, подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы, ее корректировка; выдвижение новых гипотез и т.д.; организация, создание структуры, построение теории; накопление исторического опыта, знаний; технологическая; административная, исполнительная и организационная; публицистическая и просветительская; утилитарная; эмоциональная. Наука социальный институт, функцией которого является производство, накопление, распространение и использование новых знаний