Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Advertisements

Как оптимизировать подготовку выпускников к части «С» ЕГЭ? изучить критерии оценивания работы; начать подготовку с «нуля»; исключить психологический барьер.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Методика подготовки к ЕГЭ. Написание сочинения.. Этапы работы: 1) ознакомление учащихся с требованиями к сочинению и критериями его проверки; 2) поэтапный.
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ.
МБОУ СОШ 28 Ст. Тамань Саглай Ирина Владимировна Часть С. Аргументация собственной позиции Готовимся к ЕГЭ.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту (Часть С ЕГЭ) Из опыта работы Лисовой Э.Т., учителя русского языка и литературы МОУ «Горютинская.
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ЗАДАНИЕ С Консультацию для учащихся 11 класса и их родителей подготовила БЕЛАЯ ЛИДИЯ НИКОЛАЕВНА. БИОКОМБИНАТ, 2010 г.
Подготовка к написанию задания части С ЕГЭ по русскому языку.
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Прочитайте текст. Определите тему идею стиль текста отметьте средства выразительности.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Транксрипт:

Краткие рекомендации к написанию сочинения Часть «С» ЕГЭ

Формулировка проблем исходного текста

Проблема текста – это сложный практический или теоретический вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос требует решения, исследования. Например, проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.

Категории (виды) проблем: философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. социальные проблемы касаются устройства и жизни общества. политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп. экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды. нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек.

Формулировка проблем исходного текста Определяя проблему, ученик должен задуматься над тем, каким образом содержание текста касается его, других людей, всего человечества. Описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему надо так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Формулировка проблем исходного текста 1. С помощью клише: «Автор текста рассказывает нам о …» «Данный текст посвящён теме/проблеме …» «В тексте рассказывается/доказывается, описывается о …» «В тексе автор ставит/затрагивает проблему…» «Сущность проблемы текста сводится к …» «В тексте представлена точка зрения автора на…» «В тексе автор касается следующих вопросов/останавливается на следующих проблемах …» «Автор коснулся проблемы, уделил внимание проблеме, над какой-то проблемой думал, работал; поставил, выдвинул, рассмотрел, изложил какую-то проблему…

Формулировка проблем исходного текста 2. С помощью риторического вопроса. Например: Что такое настоящая дружба? Каких друзей можно назвать настоящими? Над этими вопросами размышляет NN в своём очерке (рассказе, эссе и т. п.) Честь… Человеческое достоинство… Всегда ли нужно отстаивать их? Не лучше ли в трудную минуту для своего собственного покоя, покоя близких людей промолчать, спрятаться? Очень многие размышляли над этими вопросам, не оставили они равнодушными и NN, который остро и полемично рассматривает проблему чети и бесчестия в...

Формулировка проблем исходного текста 3. Можно указать предложения из текста или записать то предложение, в котором, по вашему мнению, содержится главная проблема, выдвинутая автором, прокомментировать её, отметив, что она сложная или трудная, глубокая, актуальная, злободневная, философская, политическая, нравственная и т. д. 4. Может помочь и такая фраза: Проблема, обозначенная таким-то автором, заключается в следующем: … ПОМНИ: тема и проблема чаще всего формулируются в начале текста. Тема представляется через ключевое имя существительное, проблема – через состав сказуемого.

Формулировка проблем исходного текста Определяя проблему, важно понять, что можно с ней «сделать». Можно: над какой-либо проблемой думать, работать. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему

Почему так не следует формулировать? У автора есть проблема, которая его очень волнует. Это проблема смысла жизни. Автора данного текста беспокоит проблема о равнодушии человека. Главная проблема этого текста – это умение отзываться на чужую беду. Автор высказывает такую проблему, как угасание у людей интереса к чтению. Эта тема очень актуальна.

Комментарий к проблеме исходного текста

Комментарий - это - рассуждение по поводу; - пояснительные замечания к тексту; - толкование; - дешифровка; - текст о тексте.

Почему это трудно? Понять замысел автора – это понять: цель адресат сферу использования тип мышления (творческий? стандартный?)

Комментарий к проблеме исходного текста Что значит «прокомментировать» проблему? Необходимо ответить на вопросы: - Насколько актуально то, о чём пишет автор? - Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой? - По возможности коснуться истории вопроса. - Постараться передать содержание текста, но помнить, что это не изложение, а сочинение, поэтому постараться передать идеи автора своими словами; можно использовать отдельные цитаты, но не увлекаться ими.

Комментарий - это рассуждения, пояснительные замечания по поводу… Текстуальный – следование за автором с помощью вопросов: Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чем заостряет внимание? Почему? Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего? Какие эмоции автора выражены в тексте? Как выражено отношение автора к изображаемому? Концепционный – интерпретация проблемы по следующим вопросам: Какому типу принадлежит проблема? В чем ее актуальность и значимость для общества? Почему эта проблема привлекла внимание автора? Какой аспект проблемы рассматривает автор? К какому выводу подводит читателя?

Типовые конструкции для передачи действий автора Автор рассказывает о… подчеркивает… выделяет такой аспект проблемы, как… замечает… указывает на… размышляет над… высказывает предположением… характеризует… затрагивает проблемы… ссылается на… анализирует…

Если статья полемическая … автор опровергает мнение о том, что… возражает (кому?) опровергает (чье мнение, позицию?) разоблачает (кого? что? в связи с чем?) отстаивает взгляд на… убеждает (кого? в чем?) сравнивает (что с чем?) противопоставляет (что чему?) разделяет мнение (кого? по какому вопросу?)

В комментарии возможны как минимум два способа изложения материала: 1) от частных фактов к формулировке проблемы. Например: «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось», «И это видели, а это, простите, и сами по глупости делали». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого, что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. А. В. Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени...»

2) от формулировки проблемы к комментарию. Например: «Уважение к минувшему вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С. Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю. Нагибин в своем тексте». Можно также воспользоваться речевыми клише: «Размышляя над актуальной во все времена (актуальной особенно в наше время, злободневной, философской, глубокой, главной, общественно значимой, вечной, важной, общечеловеческой) автор обращается (к фактам из своей жизни рассказывает историю NN, использует примеры из классической литературы, приводит высказывания такого-то и пр.)

Завершаем комментарий Проблема может заставить читателя - задуматься о… - серьезно относиться к… - по-иному смотреть на… - оценить истинный масштаб - пересмотреть собственную позицию - выразить свое отношение к… - критично оценить… - испытать потребность в…

Следует помнить, что: в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов: - Как, на каком материале автор раскрывает проблему? - На чем заостряет внимание? - Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте? - Какие эмоции автора выражены в тексте? - Как выражено отношение автора к изображаемому? - Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме? Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Типичные ошибки при комментировании: комментарий подменяется пересказом. (Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор ); излишне подробно цитируется исходный текст; выделена одна проблема, а комментируется другая; не разграничиваются понятия «автор» и «рассказчик» (нарратор).

Как отличить пересказ от комментария?

Авторская позиция

Как выявить позицию автора? Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Для того чтобы выявить позицию автора, необходимо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?» ПОМНИТЕ: нужно не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Клише, используемые при комментариях авторской позиции : Автор - посвящает свою статью; - полемически заостряет проблему; - эмоционально воздействует на читателя; - делает читателя своим союзником; - образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого); - раскрывает сущность поставленных проблем; - точно формулирует мысль; - заставляет читателя задуматься над проблемой; - показывает злободневность рассматриваемой им проблемы; - пытается найти причины негативных (позитивных) явлений; - убеждает читателя в правоте своей позиции; - пытается найти в читателе единомышленника; - ставит ряд нравственных вопросов, требующих немедленного разрешения; - пишет интересно и ново о старых проблемах; - говорит с тревогой о наболевших проблемах; - открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. И тут на помощь приходит хорошее знание изобразительно-выразительных средств речи, так как именно через их анализ можно определить отношение автора к своим героям, к заявленной им проблеме. Клише: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)» Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения. (или к мыслям NN о …), я всё- таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение).»

Аргументация собственной позиции

Как аргументировать свою позицию? В этой части работы необходимо строго следовать правилам построения текста-рассуждения Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части: тезис (положение, которое надо доказать); аргументация (доказательства, доводы); вывод (общий итог). Цель аргументации убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Схема текста– рассуждени я Речевое оформление Тезис Нельзя (невозможно) не согласиться с точкой зрения автора (указываем проблему)… Авторская позиция, на мой взгляд, заключается в следующем… Уважая мнение автора, текста, я позволю себе не согласиться с его точкой зрения… При всем моем уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я все-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение…)» Аргументы Проблема, поставленная автором в этом тексте, заставила меня о многом задуматься, вспомнить о своих поступках, мыслях, делах, вспомнить классиков русской литературы… Для того чтобы показать наличие двух ваших аргументов, используйте вводные слова во-первых, во-вторых. Вывод Не забудьте сделать вывод из написанного вами, обязательно соотнеся его и с авторской позицией про поднятой им проблеме, и со своим собственным видением этого вопроса Аргументация собственной позиции

Художественная литература Историческая литература Научно-популярная литература 1. Читательский опыт Аргументация собственной позиции

Например: Что значит быть высоконравственным человеком? Мне кажется, нравственный человек – это тот, кто стремиться к тому, чтобы стать лучше, не причинять боли другим людям. Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа»Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище… Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.

2. Традиционно-исторический опыт позволяет сослаться на авторитетное мнение какого-либо выдающегося человека (общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости), что сделает твою аргументацию довольно сильной. «Третья сторона» может быть конкретным или обобщенным лицом, а также группой лиц. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ и т.п. Например: Выдающийся борец за гражданские права Мартин Лютер Кинг учил, что...; Гениальный русский ученый Д. И. Менделеев однажды сказал, что...; Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...; Как установлено японскими учеными... и т. п. Аргументация собственной позиции

3. Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы) Приводя аргументы из жизни окружающих, можно написать: Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как… Мне кажется, этот случай убеждает нас в том, что (вспомни, какую авторскую позицию ты обозначил, покажи, что данный пример является её доказательством). Если приводишь в качестве аргумента собственные выводы и наблюдения, можешь воспользоваться такими фразами: Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни: ИЛИ: Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) … Аргументация собственной позиции

При работе с той частью сочинения, в которой необходимо приводить аргументацию своего мнения, можно воспользоваться такой схемой: Я думаю, что проблема, затронутая автором, является очень (значимой. актуальной, злободневной, острой и т. д.), поскольку многим приходится в жизни сталкиваться с подобными явлениями (вопросами, событиями, людьми) Действительно, каждый ___________________________________________________________, так как, во –первых, ____________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________ Во-вторых, __________________________________________________________________ _. И наконец, __________________________________________________________________ _. Таким образом, ________________________________________________________________ Используйте в сочинении вводные слова и предложения, отражающие вашу точку зрения: на мой взгляд, я убеждён, мне кажется, по моему мнению, несомненно, не вызывает сомнении; возможно, я, ошибаюсь, но позволю себе высказать собственноё видение проблемы и др. Можно воспользоваться и такими выражениями: NN открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на…. Словно повторил мои мысли о…, выразил близкие мне чувства о … и т. д.

КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста. Комментарий к сформулированной проблеме текста. Формулировка позиции автора по прокомментированной проблеме Аргументация собственного мнения по проблеме: 1)Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод. Заключение

Обрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимум должно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пункты аргументации собственного мнения, то и больше. Если в тексте нарушено абзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5.