ИМИТАЦИЯ ИГРА Активность К О М П Е Т Е Н Ц И И. Методы активного обучения (Неимитационные методы) Проблемная лекция Круглый стол Лекция-конференция Выездные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Инновационные технологии в образовательной деятельности: состояние и перспективы развития. Методический семинар.
Advertisements

Место активных методов в системе методов обучения Методы обучения Методы, направленные на первичное овладение знаниями Информационно- развивающие Проблемно-
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Имитационные методы активного обучения на уроках экономики Перминова Светлана Николаевна, Перминова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания.
Инновационные методы обучения Ставрополь Три бомбы под систему образования компетентностный подход Этот подход может и сохранить культурно- исторические,
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
ДЕЛОВАЯ ИГРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ общие методические аспекты.
Компьютерных Использование компьютерных технологий в учебно – воспитательном процессе Педагогическая мастерская 28 ноября 2008г.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ И « ЖИЗНЕННОСТЬ » РЕАЛЬНЫХ ЗАДАЧ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Соловьев Геннадий Егорович.
О применении интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов ИФК ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Образование единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,
ИНОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ. Интерактивное обучение – диалоговое обучение Учитель – ученик Учитель – группа Ученик – ученик Ученик - группа.
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
Транксрипт:

ИМИТАЦИЯ ИГРА Активность К О М П Е Т Е Н Ц И И

Методы активного обучения (Неимитационные методы) Проблемная лекция Круглый стол Лекция-конференция Выездные занятия с тематической дискуссией Олимпиада Эвристическая беседа Практические групповые и индивидуальные упражнения

Имитационные методы (неигровые) Ситуационные решения Решения отдельных задач Обсуждение разработанных вариантов Конкурс практических работ с обсуждением Кейс-метод Моделирование производственных процессов Проектирование Методы группового решения творческих задач Применение затрудняющих условий Имитационные методы (игровые) Мозговая атака Деловые игры Разыгрывание ролей Метод развивающей кооперации Игровое проектирование Круглый стол Дискуссии

Неимитационные активные методы обучения Эвристические методы обучения Эвристическая беседа Эвристическая беседа (от греч. heyrisko нахожу, открываю) метод обучения, при котором педагог не сообщает обучаемым готовых знаний, а умело поставленными вопросами, не содержащими прямого ответа, заставляет обучаемых на основе имеющихся знаний, запаса представлений, наблюдений, личного жизненного опыта приходить к новым понятиям, выводам, правилам. Ее основу составляет эвристическая задача, которая должна содержать определенное условие и вопрос. Причем условие содержит неполный объем информации, а вопрос весьма конкретен: «Что делать?», «Как быть?».

Метод эвристических вопросов Метод эвристических вопросов был разработан древнеримским оратором Квинтилианом. Исторически составляющими метода являются семь вопросов «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Где?», «Чем?», «Как?», «Когда?», способствующие наиболее полному сбору информации, сведений о каком-либо событии и упорядочению ее в процессе решения творческой эвристической задачи. На этапе понимания смысла поставленной проблемы с помощью вопроса «Кто?» находится субъект, «Что?» объект, «Зачем?» выделяется цель, «Где?» определяется место, «Чем?» средство, «Как» оптимальный метод решения; вопрос «Когда?» указывает на время.

Неимитационные активные методы обучения Соревнование это своеобразное состязание студентов в знаниях, умениях и навыках, полученных на лекциях, практических занятиях и других традиционных учебных занятиях. Здесь обязательны разделение участников на две (и более) команды и выбор судейской бригады. Преподаватель участвует в таком уроке как консультант или ведущий, но может быть и непосредственным участником соревнования. Эффективность соревнования напрямую зависит от предварительного этапа подготовки к нему, когда преподаватель проводит консультации с участниками соревнования по содержанию, оформлению, регламенту выступления, критериям оценки конкурсных заданий и т.д. Формы проведения разнообразны, например по типу знаменитых телепередач «Что? Где? Когда?», «Брейнринг», «Умники и умницы».

Игровые имитационные методы Дискуссия (от лат. discussio рассмотрение, исследование) это публичное обсуждение или свободный вербальный обмен знаниями, суждениями, идеями или мнениями по поводу какого- либо спорного вопроса, проблемы. Ее существенными чертами являются сочетание взаимодополняющего диалога и обсуждения- спора, столкновение различных точек зрения, позиций. Во время дискуссии осуществляется активное взаимодействие обучающихся. Активное участие в дискуссии раскрепощает обучающихся, развивает коммуникативные навыки, формирует уверенность в себе. Как правило, дискуссии подразумевают высокий уровень вовлеченности группы, но почти всегда имеются участники, которые проявляют пассивность, не желая присоединиться к обсуждению. Однако если группа, тема и вопросы тщательно подобраны, то отдельным участникам становится очень трудно уклониться и не внести свой вклад в дискуссию. Обратная связь с обучающимися. Дискуссия обеспечивает видение того, насколько хорошо группа понимает обсуждаемые вопросы, и не требует применения более формальных методов оценки. Она также предоставляет членам группы шанс проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию.

Дискуссионный метод помогает решать следующие задачи: обучение участников анализу реальных ситуаций, а также формирование навыков отделения важного от второстепенного и формулирования проблемы; моделирование особо сложных ситуаций, когда даже самый способный специалист не в состоянии единолично охватить все аспекты проблемы; демонстрация, характерная для большинства проблем многозначности возможных решений.

Виды дискуссии Панельная дискуссия Снежный ком Квадро Приоритеты Круги Идейная карусель На линии огня Позиции Дебаты Симпозиум Круглый стол

Роль преподавателя при проведении любой дискуссии наиболее близка к роли посредника и включает следующие функции: создать доброжелательную атмосферу. Лучше всего дискуссия проходит в дружелюбной обстановке, свободной от ограничений. Важно, чтобы людям, находящимся в аудитории, было легко устанавливать визуальный контакт друг с другом и чтобы число участников было минимальным. Очень трудно сохранить неформальную обстановку, когда сорок человек сидят в аудитории со столами в три ряда; сформулировать вместе с участниками правила ведения дискуссии (выступить должен каждый; внимательно выслушивать выступающего, не перебивать; аргументированно подтверждать свою позицию; не повторяться; не допускать личной конфронтации; сохранять беспристрастность; не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию). сформулировать проблему и тему дискуссии, создать необходимую мотивацию, т. е. показать значимость проблемы для участников, выявлять в ней нерешенные и противоречивые моменты, определить ожидаемый результат. В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированные проблемы, но и случаи (казусы) из профессиональной практики;

«Мозговой штурм» Метод, получивший название «Brainstorming» мозговой штурм (мозговая атака), является наиболее свободной формой дискуссии, хорошим способом быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Он используется для коллективного решения проблем при разработке конкретных проектов, где предполагаются генерация в группе разнообразных идей, их отбор и критическая оценка. Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы.

Успех проведения «мозгового штурма» зависит от соблюдения двух главных принципов. Первый из них лежит в области теории синергетики (от греч. synergeia сотрудничество, содружество). При совместной работе рождаются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной деятельности тех же самых людей. Это происходит за счет интерактивного эффекта. Идея, которая сама по себе может быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к применению. Второй принцип состоит в том, что если группа находится в состоянии генерирования идей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. «Мозговой штурм» включает три этапа: подготовительный, этап генерирования идей, этап анализа и оценки идей. Продолжительность «мозгового штурма», как правило, не менее 1,5-2 ч.

Деловые игры представляют собой имитационное моделирование реальных механизмов и процессов. Деловую игру как форму контекстного обучения следует выбирать, прежде всего, для решения следующих педагогических задач: формирование у обучаемых целостного представления о профессиональной деятельности и ее динамике; приобретение проблемно- профессионального и социального опыта, в том числе и принятие индивидуальных и коллективных решений; развитие теоретического и практического мышления в профессиональной сфере; формирование познавательной мотивации, обеспечение условий появления профессиональной мотивации. Деловая игра отличается от других методов обучения тем, что дает возможность участникам «прожить» некоторое время в изучаемой производственной ситуации, приобрести опыт профессиональной деятельности в новых условиях.

Деловые игры могут классифицироваться а) по области применения; б) по ролевым функциям; в) по масштабу имитируемого в игре процесса; г) по функциям управления. Выделяют четыре основные формы деловых игр (ДИ): тематические ДИ, связанные с определенной темой учебного плана; сквозные ДИ, охватывающие несколько последовательно прорабатываемых тем учебного курса на одном производственном материале; предметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если тематику учебного курса целесообразно изучать в разных направлениях; межпредметные комплексы ДИ, создаваемые в том случае, если ряд предметов и учебных тем объединяется и связывается через одну игру.

Ролевая игра Ролевая игра это эффективная отработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться участники семинара. Игра позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни. Роль и ее принятие являются важнейшими составляющими ролевой игры. Исполнение роли представляет собой точное, буквальное воспроизведение деятельности другого человека. Принятие роли осуществляется на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях через присвоение внешних черт поведения', присвоение норм поведения; присвоение социальных задач, стоящих перед ролью. Поскольку в ролевой игре участник исполняет роль какого-либо персонажа, а не свою собственную, он может свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет выглядеть глупым или неадекватным.

Ролевая игра Ролевые игры отличаются от деловых отсутствием системы оценивания по ходу игры. Игроки самостоятельно анализируют сложившуюся по ходу игры ситуацию, за счет чего достигается самоорганизация участников. Руководитель ролевой игры не является непосредственным участником игрового комплекса. Он лицо «за кадром», задача которого состоит в создании и поддержании условий, репрезентирующих объективную реальность с помощью опосредованных игровых методов: театральных персонажей, газетных публикаций, писем, конференций и т.д.

Метод развивающей кооперации Постановка задач, для которых нужна кооперация, трудно выполнить в индивидуальном порядке. Формируется группа 6-8 человек: лидер, генератор идей, функционер, оппонент, исследователь. Творческие группы подвижны, смена ролей. Доказательство позиции проходит через дискуссию, при этом учащиеся проявляют эрудицию, логические, риторические навыки.

Неигровые имитационные методы Занятия с применением затрудняющих условий Временные ограничения, внезапные запрещения на использование определенных методик, информационная недостаточность; метод абсурда, заключающийся в предложении решить заведомо невыполнимую профессиональную задачу.

Неигровые имитационные методы Методы группового решения творческих задач Метод Дельфи (выбрать лучший вариант из альтернативной серии); Метод дневников (в течении недели записываются идеи, которые коллективно обсуждаются); Метод 6-6 (6 человек в течении 6 минут формулируют идеи решения проблемы. Задача – отобрать наиболее важные).

Неигровые имитационные методы Кейс-метод. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации в фирме, организации, например, история образования, организационное становление компании, ее развитие, результаты в бизнесе, роизводственная ситуация. Обучающихся просят проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. Кейс-метод (Case study) - это техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций (от англ. сase – «случай»).

Технология анализа конкретных ситуаций ( метод кейсов ) представляет собой изучение, анализ и принятие решений по ситуации, которая возникла в результате происшедших событий или может возникнуть при определенных обстоятельствах в конкретной организации в тот или иной момент времени. Этот метод развивает аналитическое мышление студентов, системный подход к решению проблемы, позволяет выделять варианты правильных и ошибочных решений, выбирать критерии нахождения оптимального решения, принимать коллективные решения. Ситуация – совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, характеризующих определенный этап, период или событие и требующих соответствующих оценок, распоряжений, действий.

Технология контекстного обучения Построение учебного процесса на базе технологии контекстного обучения позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их дальнейшей профессии. В разнообразных формах учебной деятельности постепенно как бы прорисовывается содержание будущей специальности, что позволяет эффективно осуществлять общее и профессиональное развитие будущих выпускников. Система перехода от профессиональной деятельности к обучению и от обучения к профессиональной деятельности может быть реализована через "профессиональный контекст". В данном случае под "профессиональным контекстом" понимается совокупность предметных задач, организационных, технологических форм и методов деятельности, ситуаций социально- психологического взаимодействия, характерных для определенной сферы профессионального труда.

Тренинг Тренинг (от англ. training) специальная систематическая тренировка, обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированной на формировании и совершенствовании определенных умений, навыков и их комбинаций. Тренинг как детально организованная совокупность преднамеренных психолого- педагогических действий и организационных шагов, осуществляемых в определенной последовательности, закрепляет контекст обучения в трех направлениях. Во-первых, он дает знания и возможность их использовать; во-вторых, тренинг благоприятствует приобретению или некоторой коррекции умений; в-третьих, любое тренинговое занятие это осознание целей, мотивов, содержания, личностной или профессиональной позиции будущего профессионала.

Конкурс профессионального мастерства Этот вид занятия актуализирует представления студентов о сути, содержании профессионального мастерства и способах его совершенствования, развивает их рефлексивные умения на примере конкретной деятельности, стимулирует проявление творчества, способствует выработке у будущих профессионалов позиции и профессионально направленного мышления.

Неигровые имитационные методы Метод проектов В работе над проектом предполагаются следующие этапы: Подготовка. Определение целей и темы проекта; Планирование; Исследование (сбор информации, опросы, наблюдения, эксперименты); Анализ и обобщение. Оформление; Представление проекта, отчет. Подведение итогов. Оценка.

Возможности средств ИКТ: компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе (наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса); незамедлительная обратная связь между пользователем и средствами ИКТ, определяющая реализацию интерактивного диалога, который характерен тем, что каждый запрос пользователя вызывает ответное действие системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя;

Возможности средств ИКТ: компьютерное моделирование изучаемых или исследуемых объектов, их отношений, явлений, процессов, протекающих как реально, так и «виртуально» (представление на экране математической, информационно-описательной, наглядной модели адекватно оригиналу); архивирование, хранение больших объемов информации с возможностью легкого доступа к ней, ее передачи, тиражирования; автоматизация процессов вычислительной, информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого эксперимента; автоматизация процессов информационно- методического обеспечения, организационного управления учебной деятельностью и контроля результатов усвоения.

Педагогическое программное средство (ППС) – прикладная программа, предназначенная для организации и поддержки учебного диалога пользователя с компьютером. Функциональное назначение ППС – предоставлять учебную информацию и направлять обучение, учитывая индивидуальные возможности и предпочтения обучаемого. Как правило, ППС предполагают усвоение новой информации при наличии обратной связи пользователя с программой. Роберт И.В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование С. 63–70.

ИКТ-компетенция преподавателя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области: преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ; осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей; экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены; Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М.: «Образование и Информатика», 2004.

ИКТ-компетенция преподавателя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области: предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе; автоматизация информационно- методического обеспечения учебно- воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением на базе средств ИКТ, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. – М.: «Образование и Информатика», 2004.,

Спасибо за внимание !