Технологии формирования ключевых компетентностей: критического мышления, коммуникативности, креативности. Развитие исследовательских компетенций. Из опыта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Т ЕХНОЛОГИЯ «Р АЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО » МАСТЕР-КЛАСС У ЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Г УДОЖНИКОВА И.В. М УНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ.
Молчанова Л.А. учитель начальных классов МОУ «Гимназия 7» г. Лыткарино Московской обл.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Мои педагогические позиции: Учить надо не по закону, а по понятиям Смысл должен стоять впереди языка Наши ученики умнее нас Процесс обучения важнее результата.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Калако Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 4», педагогический стаж – 20 лет Педагогическое кредо учителя: Увидеть в ребенке лучик, чтобы.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Психологические особенности подросткового возраста.
любящий свой народ, свой край и свою Родину ; уважающий и принимающий ценности семьи и общества ; любознательный, активно и заинтересованно познающий.
Технология развития критического мышления младших школьников на уроках математики Людям необходимо думать о том, что они Людям необходимо думать о том,
Изучение мыслительной деятельности учащихся средствами мониторинга на уроках истории и обществознания на основе применения технологии развития критического.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
«Портрет» выпускника начальной школы ( по стандартам второго поколения) любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
Транксрипт:

Технологии формирования ключевых компетентностей: критического мышления, коммуникативности, креативности. Развитие исследовательских компетенций. Из опыта работы. Поваляева Е.Н. учитель МБОУ СОШ с..Толстая Дубрава Навыки будущего

Социальный заказ общества Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Уважающий и принимающий ценности семьи и общества Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ РКМ «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Китайская пословица

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

5 Базовая модель ТРКМ Первая стадия – вызов (пробуждение интереса, актуализация знаний)вызов Вторая стадия – осмысление (реализация смысла: активное восприятие материала, соотнесение реализация смысла старых знаний с новыми) Третья стадия – рефлексия (обобщение, определение направлений в дальнейшем изучении материала)

Вопрос+ верю, - не верю 1. Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность? 2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова? 3. Верите ли вы, что впервые термин радиус встречается лишь в 16 веке? Прием Верю-не верю

Прием «Корзина идей и понятий» Можно «складывать» факты, мнения, имена, проблемы, имеющие отношение к теме урока. В ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Тонкие вопросы Толстые вопросы Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие...? Предположите, что будет, если...? Согласны ли вы...? Верно ли...? ПРИЕМ «ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ ВОПРОСЫ»

Прием «Знаю – хочу узнать - узнал». Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Узнал (реализация смысла или рефлексия) Работаю в паре: что я знаю о теме урока? Ставлю перед собой цели Что я знал, а что узнал?

тема Приём «Кластер» (гроздья)

ПРИЕМ «СИНКВЕЙН» – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

П РИЕМ «Д ЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ » Листья Листья - аргументы обоснование этих предположений Ствол дерева – тема Ствол дерева – тема Ветви - предположения вероятные и возможные

Технология « Критического мышления» Личный рост ребенка Приобщение к духовному опыту человечества развитие индивидуальности

Результативность ТРКМ : Самовыражение Повышает мотивацию Социальная адаптация Самореализация Творчество

формирует точку зрения формирует точку зрения аргументирует свои мысли аргументирует свои мысли Коммуникативный подход отстаивает свою позицию отстаивает свою позицию включает в активный поиск истины включает в активный поиск истины

Групповая работа самоутверждение Эмоциональная и содержательная поддержка Опыт контроля и самооценки мотивация

Исследовательская деятельность учащихся. « В исследовательском методе (методе исканий), в основу берётся не знание, преподносимое детям в готовом виде, а организованные искания детей в окружающей жизни. Знание не даётся как готовое, а получается в результате работы самих детей над тем или другим жизненным материалом ». Б. В. Всесвятский «Если мы хотим, чтобы процессы развития и саморазвития личности младшего школьника шли интенсивно, нам необходимо стимулировать его исследовательскую активность, поддерживать в ребёнке жажду новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.» А. В. Савенков

Принципы исследовательской деятельности систематичность мотивированность психологический комфорт

Условия организации исследовательской работы на уроке. 1. У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворённости имеющимися представлениями. 2. Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представляли их содержание. 4. Новые представления должны быть более плодотворными, то есть вести к новым идеям, помогать решить проблему, обладать более широкими возможностями для объяснения или предсказания. 3. Учащиеся должны быть в состоянии связать новое понятие с уже имеющимися.

Навыки и умения логического и творческого мышления, необходимые для решения исследовательских задач. видеть проблемы выдвигать гипотезы задавать вопросы давать определение понятиям классифицировать наблюдать делать выводы доказывать и защищать свои идеи

Результат исследовательской работы: интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка; умение работать с информацией; опыт целеполагания; опыт планирования; расширение кругозора; развитие мышления; развитие эмоциональной сферы; опыт публичного выступления

Креативность способность видеть мир принципиально в другом свете и находить новые пути использования различных вещей и ресурсов

Самостоятельная работа учащихся по выполнению творческих заданий и учебных проектов Условия развития креативности у младших школьников

задатки активная жизненная позиция упорный труд интерес Условия для развития креативности:

Дети смогут статьИкарами, Взмоют в небо беспредельное, Если силами Учителя Прочно будут крылья выращены.

Спасибо за внимание! Всем творческих успехов! Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль? А.С. Пушкин