Сочинение по русскому языку (ЕГЭ) и итоговое сочинение Сочинение по прочитанному тексту, находящемуся перед глазами Рассуждение – это лишь часть сочинения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Advertisements

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ Маслов Вячеслав Васильевич, заведующий кафедрой преподавания языков и литературы СИПКРО.
Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по.
Итоговое сочинение мастер-класс часть 1 Белик Наталья Александровна, преподаватель ИФЖиМКК.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
Написание итогового сочинения.. Участники итогового сочинения: Выпускники текущего года. Обучающие в форме самообразования Выпускники прошлых лет.
ИТОГОВОЕ СОЧИНЕНИЕ В 11 КЛАССЕ по литературе 3 ДЕКАБРЯ 2014 ГОДА, ЧАСОВ.
Сочинение в 11 классе ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГАОУ ДПО СО «Институт.
З АДАЧИ ВВЕДЕНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 11 КЛАССЕ выявить уровень речевой культуры выпускника его начитанность личностную зрелость умение рассуждать с опорой.
11 класс Итоговое сочинение является допуском к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.
О сочинении в учебном году Нормативные документы.
Выпускное сочинение в 11 классе 2015 ГОД. Сайт ФИПИ.
Итоговое сочинение по литературе ( учебный год) Дополнение.
Итоговое сочинение по литературе ( учебный год)
Выпускное сочинение. Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение.
Экзамен по русскому языку и литературе.. Задачи введения итогового сочинения в 11 классе Выявить: уровень речевой культуры учащихся; его начитанность;
Сочинение по русскому языку (ЕГЭ) и итоговое сочинение Сочинение по прочитанному тексту, находящемуся перед глазами Рассуждение – это лишь часть сочинения.
Итоговое сочинение (изложение) 2015 год Методические рекомендации.
Будет считаться итоговой контрольной работой по литературе за I полугодие.
Транксрипт:

Сочинение по русскому языку (ЕГЭ) и итоговое сочинение Сочинение по прочитанному тексту, находящемуся перед глазами Рассуждение – это лишь часть сочинения Предполагается обращение к художественной литературе, публицистике, научной литературе, жизненному опыту Сочинение по текстам, прочитанным ранее Рассуждение – это основная часть работы и её цель Опора на тексты русской и мировой художественной литературы

Сочинение по литературе (ЕГЭ) и итоговое сочинение Темы сформулированы в виде проблемных вопросов При раскрытии темы сочинения необходимо показать умение выявлять авторскую позицию в указанном произведении и убедительно обосновывать свои тезисы Выпускник должен продемонстрировать умение использовать теоретико- литературные понятия для анализа произведения В направлениях представлены формулировки- понятия При раскрытии темы сочинения необходимо показать умение размышлять, аргументировать свои выводы, опираясь на литературные произведения Выпускник должен продемонстрировать свою нравственную, этическую и интеллектуальную зрелость на материале литературных произведений

Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

Определение содержания направления тем по творчеству М.Ю.Лермонтова Своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова. В чём заключается своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова? Особенности проблематики творчества М.Ю.Лермонтова. Какие основные проблемы поднимает М.Ю.Лермонтов в своём творчестве? Особенности художественной картины мира М.Ю.Лермонтова. В чём заключается специфика художественной картины мира М.Ю.Лермонтова? Характерные черты лермонтовского героя. Каковы особенности лермонтовского героя? «Недаром помнит вся Россия…»

Формулировка возможных ответов на вопрос В чём заключается своеобразие творчества М.Ю.Лермонтова? (Своеобразие творчества Лермонтова заключается в особенностях раскрытия темы Родины, темы поэта и поэзии, темы любви, исторической темы…) Какие основные проблемы поднимает М.Ю.Лермонтов в своём творчестве? (Главная проблема – смысл существования человека) В чём заключается специфика художественной картины мира М.Ю.Лермонтова? (Сосуществование и сложное взаимодействие романтических и реалистических тенденций) Каковы особенности лермонтовского героя? ( Лермонтов – создатель трагической концепции человека, обречённого жить в вечном и неустранимом конфликте с обществом, эпохой, мирозданием, в разладе с самим собой) «Недаром помнит вся Россия…»

Рекомендуемый список произведений М.Ю.Лермонтова Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу...». «Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени»

Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Рекомендации по направлению «Вопросы, заданные человечеству войной» 1 шаг Преобразование темы-понятия в тему-суждение. Формулировка возможных ответов на вопрос. 2 шаг Широкое понимание темы предполагает включение произведений большого временно́го охвата (древнерусская литература – современность). Узкое понимание темы предполагает ориентацию на произведения о Великой Отечественной войне. 3 шаг Необходима корректировка календарно-тематического планирования: перенос обзорной темы, связанной с произведениями военной тематики со второго полугодия на первое, ориентация на небольшие по объему произведения; проведение уроков внеклассного чтения по произведениям из списка внеклассного чтения за прошедшие годы обучения.

Возможный (минимальный) список произведений о Великой Отечественной войне Быков В. Повести Васильев Б. Л. «А зори здесь тихие», «В списках не значился» Закруткин В.А. «Матерь человеческая» Носов Е. И. «Памятная медаль» Полевой Б. Н. «Повесть о настоящем человеке» Шолохов М. А. «Судьба человека»

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» ( XIX век) А.С.Пушкин впервые исследовал воздействие природы на становление характера человека. М.Ю.Лермонтову как романтику близка мысль о противоречии природы и общества. Возвышенный романтический идеал поэта – единение между природой и человеком. Ф.И.Тютчев. Мысль о том, что человек и природа – частицы космоса, мироздания, самым сложным и скрытым явлениям в человеческой жизни есть прямая аналогия в мире природы. А.А.Фет – мастер пейзажного психологизма. Природа у Л.Н.Толстого – символ подлинной, естественной жизни, она приобщает человека к мировой гармонии и даёт ему душевное успокоение. Для И.С.Тургенева природа – наиболее высокая жизненная ценность. У А.П.Чехова природа выполняет нравственно- оценочную функцию – она указывает человеку на подлинные ценности, среди которых немалое место занимает красота, которую разучились видеть.

Рекомендации по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» ( XX век) Природа у С.А.Есенина глубоко национальна, понятия «природа» и «Родина» им почти не разделяются. Творчество М.М.Пришвина («Кладовая солнца»), К.Г.Паустовского – задушевное отношение к природе, доскональное знание природной жизни; в теме природы оба писателя поднимали философские проблемы. В.П.Астафьев («Царь-рыба»). Природа как носитель древней мудрости. Хищническое отношение к природе – духовное обеднение людей, отход от вековечной правды. В.В.Распутин («Прощание с Матёрой»). Уничтожение природы – это ступень нравственного падения человека и человечества.

Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Рекомендуемый список произведений А.С.Грибоедов «Горе от ума» А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель» Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» И.А. Гончаров «Обломов» А.Н.Островский «Гроза» И.С.Тургенев «Отцы и дети» М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлёвы» Л.Н.Толстой «Война и мир» А.П.Чехов «Студент»

Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Рекомендации по направлению «Чем люди живы?» 1 шаг Прочитать рассказ Л.Н.Толстого «Чем люди живы» (или посмотреть фильм) и обсудить с выпускниками. 2 шаг Определить круг вопросов по следующим направлениям: Что есть истина? (Ценности познавательные) Что есть добро? (Ценности нравственные) Что есть красота? (Ценности эстетические) 3 шаг Определить круг произведений, ориентируясь на кодификатор ЕГЭ по литературе, списки книг внеклассного чтения.

Особенности формулировок тем итогового сочинения Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Назначение итогового сочинения – проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы. Экзаменационный комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и четкость постановки проблемы. Темы позволят выпускнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях. В качестве примера ниже приведены несколько формулировок тем (данные темы сочинений не соответствуют открытым тематическим направлениям, по которым будут формироваться темы итогового сочинения в учебном году). На какие жизненные вопросы может помочь тебе ответить литература? Почему люди пишут стихи? Мечта уводит от жизни или ведёт по жизненному пути?

Инструкция для выпускников Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки), в том числе обязательность опоры на произведения отечественной и мировой литературы, каждый комплект сопровождается инструкцией для выпускников, размещаемой на экзаменационном листе.

Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А4). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности. Сочинение пишите чётко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Сочинение оценивается по шести критериям. Критерии 1 и 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-6). При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то за такую работу ставится «незачет». Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарм

Критерий 1 Соответствие теме Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 2 Аргументация. Привлечение литературного материала Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 3 Композиция и логика рассуждения Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно- доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 4 Качество письменной речи Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Критерий 5 Грамотность Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

К1. Соответствие теме Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно. 2 Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается. 1 Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается. 0

К2. Аргументация. Привлечение литературного материала Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.) 2 Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала. 1 сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок. 0

К3. Композиция Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов. 2 Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается. 1 Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна. 0

К4. Качество речи Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов. 2 Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи. 1 Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами. 0

К5. Оригинальность сочинения Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. 1 Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля. 0

К6. Речевые нормы Допущено не более 2 речевых ошибок. 2 Допущены 3-4 речевые ошибки. 1 Допущены 5 и более речевых ошибок. 0

К7. Орфографические нормы Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 орфографические ошибки. 2 Допущены 4-5 орфографических ошибок. 1 Допущено более 5 орфографических ошибок. 0

К8. Пунктуационные нормы Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка. 3 Допущены 2-3 пунктуационные ошибки. 2 Допущены 4-5 пунктуационных ошибок. 1 Допущено более 5 пунктуационных ошибок. 0

К9. Грамматические нормы Допущено не более 2 грамматических ошибок. 2 Допущены 3-4 грамматические ошибки. 1 Допущено 5 и более грамматических ошибок. 0

К10. Фактическая точность в фоновом материале Фактические ошибки отсутствуют. 2 Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более). 1 МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ 20

Рекомендации по переводу баллов в 10- балльную шкалу Отметка по десятибалльной системе оценивания Первичный балл

Текстовые умения при написании сочинения на заданную тему Умение осознать тему, предмет мысли, то, о чём следует писать; умение определить объём темы, ограничить рассуждение кругом вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме; умение сформулировать основную мысль (идею) сочинения – то, что нужно утверждать, доказывать; умение подобрать аргументы для доказательства основной мысли, т.е. ответить на вопрос: «Как (с помощью чего) можно доказать основную мысль (идею) сочинения?»; умение обосновать тему: «Почему интересна, актуальна эта тема? Почему выбрана именно она?»; умение сделать логический вывод из сказанного: «Что из этого следует?»

1. Анализ формулировки темы сочинения План анализа темы сочинения. Выделение ограничителей (конкретизаторов) темы. Анализ языковой единицы, использованной в формулировке темы. Определение содержательного типа темы. Обнаружение метафор в формулировке темы. Определение ключевых слов темы и отношений между ними. Определение объёма темы.

Первый этап анализа темы сочинения: формулировка темы и её конкретизаторы Задача: осознать тему сочинения и наметить план работы. 1)Первый этап работы: Определить наличие или отсутствие «ограничителей» темы: национальных, временных, жанровых, авторских и т.п. Формулировка «Причины одиночества Печорина» содержит ограничители по произведению (роман «Герой нашего времени»; автору (Лермонтов М.Ю.); герою (последний заключён в фамилии Печорин). Первые два ограничителя не названы прямо, они подразумеваются и осознаются в том случае, если пишущий знает, героем какого произведения является Печорин.

Формулировка темы: « Кто служит делу, а не лицам…» (По комедии А.Грибоедова «Горе от ума») Ограничители по автору (А.Грибоедов); по произведению («Горе от ума»); по жанру (комедия) Формулировка темы: «Без действия нет жизни» (По произведениям русской литературы ХIХ века») Ограничители только по времени ( ХIХ век) национальности (русская литература)

Следует помнить Ограничители темы различны по содержанию; по местоположению в формулировке темы (ограничитель может быть отделен либо не отделён от формулировки темы графическими средствами); по способу выражения: явному, когда ограничитель назван в теме отдельным словом или словосочетанием, или скрытому, когда ограничитель лишь подразумевается. Анализ ограничителей темы сочинения позволить осознать литературные источники, которые нужно привлечь к раскрытию темы.

Второй этап анализа темы сочинения: формулировка темы и языковая единица, её выражающая 1. Какой языковой единицей представлена тема сочинения: а) односоставным назывным предложением («Отцы и дети в русской литературе») б) односоставным глагольным предложением («Во всем мне хочется дойти до самой сути…» Б.Пастернак) в) двусоставным предложением («Их воскресила любовь…» (По роману Ф.Достоевского). 2. Если тема сформулирована предложением, оно может быть простым («Зачем нам помнить о войне?» сложным («Прежде чем сказать что-либо другим, скажи это себе» (Сенека) Если тема сформулирована односоставным назывным предложением, то в ней, как правило, не содержится основной мысли будущего сочинения и её нужно будет формулировать самому пишущему. Если же тема сформулирована двусоставным или односоставным глагольным предложением, то такая формулировка в большинстве случаев содержит основную мысль будущего текста, идею, которую нужно будет доказать или опровергнуть.

Следует помнить 3. Предложение в формулировке темы может быть законченным («Правда – это истина во благо» (В.Даль); незаконченным («Размышляя о сегодняшнем дне…»); вопросительным («Человек выше сытости? (М.Горький); повествовательным («Истинный друг познается в несчастье»); восклицательным («Да здравствует научно-техническая, перерастающая в духовную!» (А.Вознесенский) невосклицательным ( «Жизнь учит лишь тех, кто её изучает» (В. Ключевский) побудительным («Войну – к позорному столбу!» Разные виды предложений вносят дополнительные оттенки в главную мысль сочинения: незаконченность или вопросительность предложения свидетельствует о неуверенности автора в правильности предлагаемой мысли, побудительность – в полной уверенности в своей правоте и необходимости основанных на ней действий и т.п.

Третий этап анализа темы сочинения: тип темы по степени полноты отражения в ней суждения По данному параметру темы сочинений делятся на темы- предметы, темы-признаки, темы-суждения. Тема- предмет Если к теме можно поставить только один вопрос: «О чём надо рассуждать в этой теме?» Задача пишущего – сформулировать основную мысль будущего сочинения, ответив на вопрос: «О чём и что надо говорить о предмете речи?», затем подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль. («История в творчестве А.С.Пушкина»; «Новое поколение выбирает…» и т.д. Тема- признак Если к теме можно поставить вопрос: «Что надо говорить о неназванном предмете? Каков признак этого предмета?» Задача пишущего – сформулировать основную мысль будущего сочинения, ответив на вопрос: «О чём надо рассуждать и что нужно говорить о предмете речи?», затем подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль. («Несокрушимая и легендарная…»; «Революцией мобилизованный и призванный» (По одному из произведений русской литературы ХХ века) и т.п. Тема-предмет и тема-признак требуют от пишущего самостоятельного формулирования основной мысли будущего сочинения, а затем доказательств её.

Тема- суждение Суждение предложение соотносится с подлежащим и сказуемым. Чтобы найти предмет мысли в предложении, нужно ответить на вопрос: «О чём говорится в предложении?» (В теме «Человек есть существо многоэтажное» (Н.Бердяев) говорится о человеке) Если к теме можно поставить два вопроса: «О чём надо рассуждать?» и «Какой признак приписан предмету рассуждения, т.е. тому, о чём мы рассуждаем?» В теме-суждении содержится основная мысль будущего сочинения и задача пишущего – подобрать аргументы и доказать имеющуюся основную мысль. Примеры: 1. В теме «Человек есть существо многоэтажное» (Н.Бердяев) говорится о человеке. Тема предложения совпадает с подлежащим. 2. В теме «Мёртвой природы не существует» (Л.Арагон) говорится о природе, это тема односоставного безличного предложения. 3. Словосочетание - это лишь элемент суждения, поэтому фиксирует предмет рассуждения или его признак: «Размышляя о завтрашнем дне…» заявлен лишь предмет, о котором следует рассуждать - мысли о сегодняшнем дне; их содержание (признак суждения) не раскрыто. («Сатиры смелый властелин…» - представлен признак предмета, но сам предмет (кто «сатиры смелый властелин»?) не назван. 4. Иногда тема-суждение восстанавливается из формулировки- словосочетания: предметом темы «Сон русской жизни» (По романам И.А.Гончарова) является русская жизнь, описанная в романах Гончарова И.А., а признаком – её содержание, существенный признак: состояние, напоминающее сон. В таком словосочетании обязательно есть отвлечённое существительное со значением признака, состяния, действия. Переформулировав тему, можно обнаружить суждение: «Русская жизнь есть сон»

Тема- суждение Обратите внимание! В формулировке темы может содержаться не одно, а несколько суждений. Так, в сложном предложении, в предложении с однородными членами, противопоставленными друг другу, суждений несколько: «Поэма не о Чичикове, а о России…» (И.Андроников) Суждений пять: 1. Существует традиционное мнение; 2. «Мертвые души» - поэма о Чичикове; 3. Существует мнение Андроникова; 4. Оно заключается в том, что это поэма о России; 5. Автор формулировки темы полагает, что мнение И.Андроникова более корректно. Обращайте внимание на знаки препинания в конце формулировки темы! «Свобода – это независимость или ответственность?» «Время всех умеет примирить…» (Байрон) и т.п. Итак, определив тип темы по степени полноты отражения в ней суждения, можно установить, содержится ли в теме основная мысль будущего сочинения.

Четвёртый этап анализа темы сочинения: метафоры в формулировке темы Если в формулировке темы есть метафора, то следует переформулировать тему сочинения, определив прямой и переносный смысл метафоры. Только в этом случае можно правильно понять тему будущего сочинения и сформулировать его основную мысль. Пример. «У истории нет корзины для хлама» (В.Гюго) 1. Для истории одинаково важны как значительные события, определяющие судьбы стран и народов, так и незначительные происшествия. 2. История помнит лишь о значительных, великих событиях, действительно предопределяющих её ход, а не только кажущихся такими и на самом деле подобных хламу. Оба тезиса могут стать основой будущего сочинения только в том случае, если неизвестны контекст, в котором были произнесены эти слова и события, их породившие.

Пятый этап анализа темы сочинения: формулировка темы и ключевые слова Анализируя формулировку темы, необходимо найти ключевые слова и выяснить содержание ключевых понятий. КС можно найти 1. По вопросу: «О чём говорится в теме?» (В теме «Величайшие истины – самые простые» нужно говорить об истинах). 2. Ключевые слова могут представлять ряд синонимов, тематических слов или антонимическую пару. (В сочинении на тему «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего» (Л.Толстой) ключевыми словами будут близкие по значению – милосердие, поддержка, помощь. В работе над сочинением полезно подбирать необходимую ключевую лексику по теме будущего высказывания. (СМ. Тематический словарь русского языка (под редакцией В.В.Морковкина), М.,2000)

Шестой этап анализа темы сочинения: формулировка и объём темы Чтобы определить объём темы сочинения – тот круг вопросов, которые подлежат обязательному освещению в сочинении – нужно поставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы сочинения. Это могут быть понятийные, детализирующие и связующие вопросы. Затем необходимо поставить общий вопрос к формулировке темы: «О чём я буду писать в своём сочинении?) 1. Понятийные вопросы, определяющие понятия темы («Что такое..», «Что обозначает..» и т.п.) Эти вопросы в качестве ответа предполагают общепринятую формулировку того или иного явления, факта, литературоведческого термина. 2. Детализирующие вопросы, предполагающие объяснение иносказательного смысла метафоры, с помощью которой сформулирована данная тема («Что я понимаю под..», «Какой смысл вкладывает автор в…» и т.п.) 3. Связующие вопросы, устанавливающие отношения между понятиями («Почему автор называет..», «Каково значение..», «Как раскрывается в произведении..» и т.п.) Пример. «Давным-давно окончен бой…» (По произведениям о Великой Отечественной войне). 1. Что обозначает многоточие в конце цитаты? 2. О какое бое идёт речь? Что понимается под этим? 3. Как связаны давность событий и память о них? и т.п.

Основная мысль (идея) сочинения Основная мысль сочинения (тезис) – это та главная мысль, которой подчинены все остальные положения, составляющие объём темы и которую будет раскрывать, доказывать, аргументировать в своём сочинении автор. На ней держится весь текст сочинения. ОМС – это логическое суждение, утверждение, которое будет развиваться в зависимости от вида темы (тема-предмет, тема-признак, тема-суждение) Типы тезисов в зависимости от их содержания и модели, по которой они построены 1.Тема-предмет: кто (что) является кем (чем) и почему? Пример: В теме «Лирический герой стихотворений М.Ю.Лермонтова» герой лирики поэта является человеком высоко интеллектуальным, склонным к самоанализу, ощущающим свою исключительность и одиночество. 2.Тема-признак: кто (что) имеет такие признаки и почему? Пример: «Отцы и дети в жизни и в литературе»: проблема отцов и детей, которая заключается в противоречии между потребностью молодых быть независимыми и желанием взрослых предостеречь их от ошибок, - это вечный вопрос. Дети должны уважительно относиться к жизненному опыту старших, а отцы – ценить попытки детей стать самостоятельными. В этом единственный путь разрешения проблемы. 3.Тема-суждение: автор высказывания, которое вынесено в заголовок темы (герой произведения) относится к чему-либо (оценивает что-либо таким образом, потому что… Пример: «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность» (А.де Сент-Экзюпери): чувство ответственности отличает человека от всего существующего на земле и является главным для него, потому что, неся ответственность за свои дела, человек может преобразовывать себя и мир.

Порядок работы над основной мыслью сочинения 1. Определить понятия и термины, которые встретились в формулировке темы, т.е.дать им чёткое толкование, поставить понятийные и детализирующие вопросы к ключевым словам в теме, особое внимание обратить на метафоры, если они есть в формулировке темы. 2. По вопросам определить отношения между основными понятиями. 3. Сформулировать основную мысль, ответив на вопрос: «О чём и что нужно писать в сочинении?»

Вариант работы «Уединение нужно искать в больших городах» (Р. Декарт) Задаём вопросы к каждому слову темы: Что такое уединение?Уединение – это сознательно выбранное одиночество, отшельничество, затворничество. Почему уединение необходимо человеку?Оно необходимо ему для того, чтобы осмыслить свою жизнь и отношения с окружающими. Почему его надо искать?Уединение помогает отдохнуть от постоянного общения и взаимодействия с другими людьми. Почему уединение (одиночество) можно найти в больших городах? Жизнь в маленьких селениях заставляет людей объёдиняться, она не даёт человеку испытать одиночество. Большие же города разобщают людей, делают их одинокими. Основная мысль: уединение, одиночество иногда бывает просто необходимо человеку, и, как это ни парадоксально, именно большие города с присущей им разобщенностью людей дают эту возможность.

Проверяем себя: определите, какое суждение наиболее точно передаёт основную мысль следующих тем сочинений «История предков всегда любопытна для того, кто достоин иметь отечество» (Н.М.Карамзин). 1. Патриотизм – свойство настоящего человека. 2. Изучать историю необходимо, чтобы стать образованным человеком. 3. История своего народа очень интересна и поучительна, для молодого человека в особенности. 4. Истинный патриот не может не проявлять интереса к истории своей родины. «Кто себе друзей не ищет, самому себе он враг» (Ш.Руставели). 1. Друзья всегда помогают, поэтому нужно иметь много друзей, чтобы не быть беззащитным и неуверенным в завтрашнем дне. 2. Найти настоящего друга непросто, некоторые люди посвящают этому всю жизнь. 3. Невозможно прожить без друзей. Ведь человек проявляет себя только в общении с другими людьми, и не иметь друзей – это значит не реализовать себя в жизни. 4. Многие люди не знают, как правильно прожить свою жизнь, поэтому они становятся как бы врагами самим себе.

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Аргумент 3 и т.д. Что следует из вышесказанного? В ы в о д

Типы вступления Историческое вступление Возможно только в тех сочинениях, где рассматривается значение данного произведения, творчества писателя или поэта, связь эпохи и произведения. («Эпоха революционных преобразований в произведениях А.Платонова, М.Замятина, М.Шолохова». Аналитическое вступление В нём анализируются центральные понятия темы (литературоведческие, философские и др. термины) и проблемно сформулированные определения. «Душа и маска Печорина в художественном изображении М.Ю.Лермонтова»: нужно определить, что понимается под словами «маска Печорина» и что мы имеем в виду, говоря о душе героя. Биографическое вступление Некоторые темы предполагают знание учащимися сведений из биографии автора, фактов его жизни, истории создания произведения и т.п. «Россия в лирике А.Блока»: невозможно обойтись без обращения к истории души поэта и изменению его взглядов на мир. Сравнительное вступление «Война гуляет по России, а мы такие молодые…» (По произведениям Б.Васильева, В.Астафьева, К.Воробьева и др.): автору сочинения обязательно нужно сравнить указанных авторов, их судьбы, произведения, героев этих произведений. Вступление- характеристика произведения Если в теме сочинения предлагается сравнить героев одного произведения, то начать такое сочинение надо с характеристики произведения в целом, его места в творчестве писателя, его новизны и значимости. («Женские образы в романе М.Лермонтова «Герой нашего времени») «Лирическое» вступление Такое введение будет своеобразным ответом на вопрос: «Почему я выбрал(а) эту тему? Что особенно интересно в ней? Совпадает ли данная тема с моими переживаниями и размышлениями?» Вступление- перекличка с современностью В нём указывается, ЧТО роднит произведение с сегодняшним днём.

Заключительная часть сочинения Заключение должно отвечать следующим требованиям: содержать выводы из написанного в данном, конкретном сочинении; оно должно соответствовать теме сочинения. Способы проверки соответствия заключительной части всему написанному тексту 1) Для того чтобы проверить, соответствует ли оно теме, надо поставить вопрос «О чём говорится в заключительной части сочинения?» и ответить на него, перечитав весь текст. 2)Необходимо перечитать сочинение и подумать над вопросом: «И что из этого следует?» Если заключительная часть сочинения является следствием из написанного, то логика развития основной мысли не нарушена.

Вариант заключения к сочинению Тема: «Отцы и дети в русской классике» …Итак, проблема отцов и детей не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта стара, как мир, и является она лишь частью той бесконечной борьбы старого с новым, из которой новое не всегда выходит победителем, и трудно сказать, плохо это или хорошо. Кроме того, в семье от своих родителей человек получает первые знания о жизни, об отношениях между людьми, поэтому от взаимоотношений между родителями и детьми зависит то, как в будущем человек будет относиться к другим людям, какие нравственные принципы он изберёт для себя, что для него будет ценно в жизни. Вот почему и отцы, и дети должны с равной долей уважения и внимания относиться друг к другу.

Литература Материалы сайта Кашникова И.В., Попова Т.В. «Сочинение – это просто!» - Екатеринбург, 2004 Щепа В.А. Итоговое сочинение по литературе