1 Основы образовательной политики России 1. Качество соответствие образования актуальным и перспективным потребностям современной жизни.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ведущие парадигмы образования 1. Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность.
Advertisements

Бейшебаев К.Т ИС Б. Системы и концепции профессионального образования СтупенчатоеобучениеСтупенчатоеобучение Концепция обучения одной профессии.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Концепция и стратегии воспитания в культурно- образовательном пространстве Педагогического института ЮФУ.
Диссертация на соискание степени магистра педагогики Соискатель: магистрант кафедры педагогики и проблем развития образования Батвенкова И.В. Научный руководитель:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ: «КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ШКОЛЫ, ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С УЧИТЕЛЯМИ - ПРЕДМЕТНИКАМИ И РОДИТЕЛЯМИ».
Воспитание как педагогический процесс.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
«Личностный рост каждого обучающегося как результат педагогического процесса»
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
ТЕМА 1 Образование как социокультурный феномен. Система образования Республики Беларусь.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Тема педсовета «Пути повышения профессиональной компетентности педагогических работников».
Фундаментальное ядро содержания общего образования как содержательно- методологическая основа стандартов общего образования.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Совершенствование методики современного урока в условиях профилизации и информатизации образовательного процесса.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Транксрипт:

1 Основы образовательной политики России 1. Качество соответствие образования актуальным и перспективным потребностям современной жизни.

2 2. Доступность образования. – преемственность; – многообразие типов, видов; – оптимизация и жизненная направленность; – непрерывность. Основы образовательной политики России

3 3. Характеристики современной образовательной политики – приоритетность образования по отношению к другим областям – светский характер; – государственно-общественный характер; – механизм сохранения национальной самобытности и культуры; – воспитание, толерантность в поведении и общении. Основы образовательной политики России

4 Характеристика условий образовательного процесса Общемировой контекст: тенденция глобализации, информатизации, развитие мировых рынков труда и образовательных услуг и т.п. Специфическая ситуация России: социальные проблемы и противоречия, состояние человеческого капитала и культурно-образовательной среды и др. потребности общества региона. Соответствие системы образования требованиям современной жизни, традиции и достижения, проблемные и критические зоны, социальные ожидания, возможности и ограничения и др. Удовлетворение образовательных потребностей человека отвечающих интересам общества и государства 1. Ресурсные возможности ВУЗа 2. Возможности обучающихся Цель Условия Факторы Процесс образования Основы образовательной политики России

5 ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Степень обучаемости (ЗУНы) Степень сформированности общеучебных и спец. учебных умений, способов когнитивной деятельности Уровень профессиональной компетентности – системной, технологической, информационной и организационной компетентности Показатели личностного развития: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень развитости его познавательных и других интересов и потребностей Степень воспитанности и развитости, (нравственной, гражданской, эстетической, физической, экологической и др.) Наличие отрицательных эффектов образования: перегрузки, переутомление, падение уровня здоровья, отрицательный жизненный опыт, отвращение к учению Мониторинг качества Оценка соответствия достигнутых результатов эталонам и поставленным целям Анализ причин УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ТЕХНОЛОГИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ИЛИ ЕГО УСЛОВИЯ Развитие цели Нет Основы образовательной политики России

6 ОБОБЩЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА П Р О Ц Е С С О Б Р А З О В А Н И Я Качество условий Качество процесса нормативно-правовая база материально-техническое обеспечение кадровое обеспечение финансовое обеспечение методическое обеспечение качество довузовской подготовки научная, методическая, инновационная деятельность обеспечение содержания образования в соответствии с ГОС использование современных образовательных технологий информатизация процесса качество контроля качество управления образовательным процессом Основы образовательной политики России

7 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Чем вызвана необходимость введения КП? Общеевропейская и мировая интеграция, гармонизация «архитектуры европейской системы высшего образования». Смена образовательной парадигмы «в условиях глобализации мировой экономики смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников ОУ». Директивные предписания. Подготовленность, образованность, воспитанность Усиление практической и гуманистической направленности образовательного процесса Компетенция, компетентность

8 СЕМАНТИКА ПОНЯТИЙ Характеристика личности; Характеристика успешной деятельности (Зимняя И.А); Характеристика в определенной области и ситуации (Татур Ю.Г.); Характеризует способность специалиста реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности. К

9 Структура компетентности мотивационный когнитивный поведенческий ценностно- смысловой эмоционально- волевой а с п е к т ы готовность реализовать владение знаниями содержание компетентности опыт проявления, умения отношение к содержанию К и объекту регуляция процесса и результат проявления К

10 Характерные особенности компетентности по А.В. Хуторскому Обнаруживается только в реальном действии. Включает когнитивные и некогнитивные компоненты: мотивацию, ценностные и этические ориентации, установки, социальные и поведенческие компоненты. Приобретаются и реализуются пожизненно. К

11 СЕМАНТИКА ПОНЯТИЙ Компетенция Компетентность общее индивидуальное 1)Круг полномочий, представленных законом, или иным актом конкретному должностному лицу; опыт в той или иной области (Б.Э.С) 2)Отвлеченная (отчужденная), взятая безотносительно к личности норма, достижение которой может свидетельствовать о возможности решения какой-либо задачи (М.В.Апежеев) Аспекты: когнитивный (знания); регулятивный (полномочия), нет ценностного смысла Присвоенная компетенция Характеристика личностных качеств человека, владеющего компетенцией

12 Группы компетентностей Человек – субъект общения, познания, труда (Б.Г.Ананьев) Человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н.Мясищев) Три группы компетентностей: относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; взаимодействию человека с другими людьми; к деятельности человека, проявляющиеся во всех её типах и формах (И.А.Зимняя).

13 Социальное партнерство Партнерство предполагает баланс интересов, достигаемый сторонами социального взаимодействия, является действенным условием для достижения стабильности и процветания сторон. Смысл партнерства – конструктивное взаимодействие, ориентация на формирование диалоговой основы действий. Составляющие социального партнерства: направленность деятельности (ориентирует на равноправное сотрудничество, интеграцию учреждений в систему рыночных отношений); характер деятельности (баланс интересов, достижение консенсуса, компромисса); способы деятельности (программы сотрудничества, совместные проекты).

14 Основные проблемы высшей школы России Несоответствие структуры выпуска потребностям рынка и государственного сектора экономики; Проблема качества образования: понижение качества высшего образования (обвальное падение); Недостаточный вклад в научное обеспечение потребностей инновационной экономики; Критические отзывы работодателей о компе­тенциях и уровне подготовки выпускников вузов; Невысокая международная конкурентоспособ­ность образовательной сферы: низкий уровень экспорта образования, отсутствие вузов в международных рейтингах и пр.

15 Образовательную ситуацию в России в настоящее время характеризуют: превращение образования в сложную специализированную систему, имеющую свои собственные закономерности функционирования и развития; универсализация образования, вызванная потребностями личности в постоянном обновлении знаний в условиях возрастающего динамизма общественной жизни; усилившееся в последние годы ощущение кризиса образования, выражающееся в неудовлетворенности его результатами; консерватизм образовательной системы; разрывы между уровнем подготовки специалистов и потребностями общества; 90% предприятий России сменили форму собственности, они стали негосударственными; на них задействовано ¾ работающего населения; деформированная структура подготовки кадров 1:1:1 (высшее, среднее, начальное), необходимо 100:70:500; 40% россиян рассматривают высшее образование как «способ социализации, а не этап в профессиональной карьере».

16 ВХОЖДЕНИЕ РОССИИ В БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС Подписание Россией Болонской декларации. Берлин, 19 сентября 2003 года.

17 Проблемы: Полная реструктуризация учебного процесса; Роль кафедр и факультетов в организации учебного процесса; Возрождение научного потенциала высшей школы в новых условиях. ПОДПИСАНИЕ РОССИЕЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

18 Отказ от многоуровневых образовательных программ подготовки специалистов; Переход на двухуровневую структуру основных образовательных программ: «бакалавр-магистр»; Введение прикладного бакалавриата; Внедрение новой образовательной модели: «от квалификации к компетенциям»; Реструктуризация массива высших учебных заведений. «Инновации» в высшем образовании

19 Внедрение тестовых форм проверки знаний (ЕГЭ); Переход к исчислению общей трудоемкости образовательных программ в зачетных единицах; Введение приложения к диплому европейского образца; Разработка профессиональных стандартов и формирование системы профессиональной сертификации; Интенсивная коммерционализация высшей школы. «Инновации» в высшем образовании

20 ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ДОСТОИНСТВА Расширение возможностей с европейскими системами высшего образования; Участие в работе общеевропейских структур, занятых реформированием высшего образования; Использование опыта европейских стран в области образования; Расширение международного сотрудничества и создание более благоприятных условий для признания российских дипломов за рубежом; Совершенствование структуры высшего образования, усиление её рациональности и прозрачности. ПОДПИСАНИЕ РОССИЕЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

21 ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ: Угроза разрушения традиционной системы Российского образования; Понижение уровня фундаментальности и научности образования; Усиление оттока наиболее способных студентов и наиболее активных преподавателей; Понижение качества образования; Понижение уровня самодостаточности российской системы образования; Потеря привлекательности российской системы образования; Замещение российских образовательных программ на образовательном пространстве России зарубежными образовательными программами. ПОДПИСАНИЕ РОССИЕЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

22 П е д а г о г и к а – наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения. П р е д м е т п е д а г о г и к и – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.

23 Основные категории педагогики: развитие воспитание образование обучение это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний; обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности

24 Современные педагогические парадигмы Педагогика: наука или искусство? Педагогика: наука или искусство? Принцип Э.Гусинского неопределенности в гуманитарных системах Принцип Э.Гусинского неопределенности в гуманитарных системах Педагогическая деятельность представляет собой единство Педагогическая деятельность представляет собой единство -необходимого и случайного; -субъективного и объективного; -неповторимого и повторяемого; -индивидуального и общего. Предметом педагогики является исследование сущности развития личности человека в условиях её обучения, образования, воспитания и разработка на этой основе теории и технологии, способствующей эффективности этого процесса Предметом педагогики является исследование сущности развития личности человека в условиях её обучения, образования, воспитания и разработка на этой основе теории и технологии, способствующей эффективности этого процесса

25 Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-налистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которыми руководствуются в качестве образца в научной практике на данном этапе.

26 В соответствии с когнитивной парадигмой образование рассматривается только как познание на основе мышления. Целью обучения выступают знания, умения и навыки (ЗУНы), которые отражают социальный заказ. Основным источником знаний выступает обучающий (учитель, преподаватель). Обучаемый рассматривается главным образом как объект, который нужно наполнить знаниями. Когнитивный (лат. cognitio «знание») относящийся к познанию только на основе мышления Когнитивная парадигма

27 Личностные аспекты обучения сводятся к формированию познавательной мотивации и познавательных способностей. Задача всестороннего развития личности и развития ее активности при обучении не ставится. Учебный предмет трактуется как своеобразная «проекция» науки. Учебный материал – как дидактически интерпретированные научные знания.

28 Одной из основных категорий в когнитивной парадигме является учебная деятельность. Поэтому вся организация процесса обучения направлена на отражение в программах и учебниках состояния научного знания и способов его освоения. Основным критерием эффективности обучения служат знания, умения и навыки. Характеристика личностного развития не учитывается.

29 Поэтому основное внимание уделяется информационному обеспечению личности, но не ее развитию, рассматриваемому как «побочный продукт» учебной деятельности, целью которой является усвоение определенных знаний и способов деятельности. Педагогику, обосновывающую свои положения в контексте когнитивной парадигмы, называют «знаниевой», императивной, традиционной, а соответствующую ей школу – «школой памяти», так как основное внимание уделяется развитию памяти, а не умению мыслить.

30 Личностно-ориентированная парадигма Уже в рамках когнитивной парадигмы появились новые подходы к обучению: решение творческих задач, решение творческих задач, активизация самостоятельной деятельности учащихся, активизация самостоятельной деятельности учащихся, проблемное обучение, проблемное обучение, профильные классы и др. профильные классы и др. Они стали предпосылкой личностно- ориентированной парадигмы образования, утвердившейся в конце 80-х гг. XIX в.

31 В 90-х гг. XX в. появились работы методологического характера, в которых были обоснованы необходимость и возможность личностно-ориентированного образования. Основные его положения изложены в работах Н.В.Алексеева, Д.А. Белухина, В.В. Давыдова, В.В. Серикова, П.Г. Щедровицкого, И.С. Якиманской и др.

32 Сущность личностно-ориентированной педагогики заключается в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, самостоятельному и ответственному субъекту собственного развития и в то же время как к субъекту воспитательного воздействия. Основное отличие личностно- ориентированной педагогики от когнитивной, или традиционной, заключается, прежде всего, в том, что субъект - объектные отношения заменяются на субъект - субъектные.

33 Отношение между учителем и учеником в традиционной и личностно-ориентированной педагогике Учитель (субъект) Содержание, формы, методы, средства Содержание, средства Ученик (объект) Когнитивная(традиционная)педагогика Когнитивная(традиционная)педагогика Учитель (субъект) Ученик (субъект) Формы, методы, средства Содержание (объект) Личностно-ориентированнаяпедагогика Личностно-ориентированнаяпедагогика

34 Функционалистская Наряду с двумя упомянутыми парадигмами образования, исследователи выделяют еще одну функционалистскую. Ориентирующую роль в ней выполняет социальный заказ общества на образование. Эта парадигма исходит из того, что образование по своей сути является социокультурной технологией, поэтому оно должно готовить нужные обществу кадры. Наиболее полно функционалистская парадигма нашла свое отражение в системе развития негосударственного образования в России.

35 Функционалистский подход состоит в том, что личность должна принять на себя часть некоторых функций общества. Это предполагает определенную компетенцию личности, связанную с умением приобретать знания, творчески их использовать и создавать новое знание. Четкую функциональную направленность имеет профессиональное образование – подготовка личности к профессиональному труду. Реализуется эта парадигма либо на когнитивной основе (подготовка специалиста), либо по личностно-ориентированной теории (профессиональное развитие личности).

36 Культурологическая парадигма На принцип кулътуросообразности образования указывали многие известные педагоги: А. Дистервег, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др. В свое время С.И. Гессен выделял образованность в качестве ценностно-целевого объекта культуры. К.Д. Ушинский

37 Проблема взаимосвязи культуры и образования становится предметом специальных исследований, что способствует развитию культурологической образовательной парадигмы.

38 Так, М.М. Бахтин и B.C. Библер разработали диалоговую концепцию культуры и образования, согласно которой диалог людей различных культур является основной формой существования культуры и дидактической единицей образования. М.М. Бахтин е годы B.C. Библер

39 Отсюда определяются основные ценности культурно-ориентированного образования: человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурно развивающая среда; образование как культурно развивающая среда; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве. творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве.

40 Е.В. Бондаревской обоснована культурологическая концепция личностно- ориентированного образования. Основные положения этой концепции сводятся к следующему: главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе – к педагогической; главным принципом реформирования образования в современных условиях становится переход от идеологии к культуре, в том числе – к педагогической; образование – это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры; образование – это духовный облик человека, который складывается в процессе освоения моральных и духовных ценностей культуры; объектом и целью образования является человек культуры; объектом и целью образования является человек культуры;

41 необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; необходимо формировать культуросообразное содержание образования и воссоздавать в образовательных структурах культурные образцы и нормы жизни, опережающие современное состояние общества; осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию его содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации; осуществление образования в контексте мировой и национальной культуры предусматривает гуманитаризацию его содержания, осуществление гуманистических технологий обучения и воспитания, создание в образовательных учреждениях среды, формирующей личность, способную к творческой самореализации в современной социокультурной ситуации;

42 творчество – основа развития культуры, поэтому основным принципом образования в контексте культуры является принцип креативности, предполагающий создание атмосферы сотрудничества и сотворчества; образование должно наполняться культурным, человеческим смыслом; образование должно наполняться культурным, человеческим смыслом; культурологический подход является основным методом проектирования личностно- ориентированного образования культурологический подход является основным методом проектирования личностно- ориентированного образования

43 В свете культурологического подхода центром образования является человек как свободная, активная индивидуальность, способная к сотрудничеству с другими людьми и другими культурами.

44 Таким образом, образование как часть культуры, с одной стороны, «питается» ею, а с другой – влияет на ее сохранение и развитие через человека. При этом образование выполняет следующие культурные функции: гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности); гуманитарную (сохранение и восстановление экологии человека, его телесного и душевного здоровья, личной свободы, индивидуальности, духовности, нравственности); культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования); культуросозидательную (сохранение, передача, воспроизводство и развитие культуры средствами образования); социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта). социологизаторскую (усвоение и воспроизводство социального опыта).

45 Проведенный анализ взаимосвязи культуры и образования позволяет сделать следующие выводы: 1. Культура и образование взаимообусловлены. Культура определяет цели, задачи и содержание образования. В то же время образование как часть культуры способствует ее сохранению и развитию. Связующим звеном между культурой и образованием выступает человек, который одновременно является и субъектом определенной культуры, и субъектом соответствующего образования.

46 Взаимосвязь культуры и образования Культура Образование Человек культуры и образования Культурологические аспекты образования Образовательные аспекты культуры

47 2. Культура и образование связаны между собой: общим объектом – человек культуры и образования; общим объектом – человек культуры и образования; общечеловеческими ценностями – культура, образование, человек и др.; общечеловеческими ценностями – культура, образование, человек и др.; творческим характером культурно- образовательной деятельности (не случайно К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством); творческим характером культурно- образовательной деятельности (не случайно К.Д. Ушинский педагогическую практику называл искусством); общими функциями – развитие, обучение и воспитание человека. общими функциями – развитие, обучение и воспитание человека.

48 3. Образование должно осуществляться в контексте определенного типа культуры. Культурологическая парадигма в большей степени ориентирована не на знания, а на усвоение элементов культуры. 4. Учитель должен быть носителем передовой культуры, он сам является ценностью и производит новые ценности – учеников. 5. Педагогическая деятельность – это, прежде всего, диалог между культурами, обмен культурными ценностями, а не просто передача знаний, умений и навыков. 6. Всякая история есть история культуры и образования. Поэтому, чтобы определять стратегические цели и задачи образования, нужно изучать историю развития культуры и образования.