Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, e-mail: lazareva@pdps.lv Правила по русскому языку.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Правила по русскому языку для начальных классов. Гласные буквы Согласные звуки Фонетический разбор слова Парные согласные на конце слова Безударные гласные.
Advertisements

Правила по русскому языку, по русскому языку, изученные в начальной школе М АТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ НА УРОКАХ В 5 КЛАССЕ ПОДОБРАН С АЛТЫКОВОЙ Т.Ю., УЧИТЕЛЕМ.
ЗНАЙКАЗНАЙКА Правила по русскому языку для начальных классов.
Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, Правила по русскому языку.
ЗНАЙКА Правила по русскому языку для начальных классов.
Гласные буквы А Е Ё И О У Ы Э Ю Я А О У Ы Э – эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков. И – обозначает мягкость согласных звуков. Е Ё Ю Я – эти.
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Количество букв и звуков Гласные буквы Йотированные буквы Согласные звуки Проверяем парные согласные Удвоенные согласные Непроизносимые согласные Фонетический.
Справочное пособие по орфографии Калинина Мария Владимировна учитель начальных классов гимназии 144 Гасникова Лидия Гавриловна учитель начальных классов.
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Рекомендации по работе со схемами Схемы по орфограммам для учащихся 1-4 классов. УМК «Школа России» Использовать для коллективной и индивидуальной работы.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Орфограммы русского языка. Начальная школа.. Орфограммы. 1. Буквы и, у, а после шипящих: пружина, час, чудо, щавель, машина. 2.Сочетания чк, чн, чт без.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
МБОУ « Родинская средняя общеобразовательная школа 2» Электронное пособие по русскому языку «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Автор : Белоус Дина.
Окончания По системе Шаталова.. Буквы Е - И в падежных окончаниях имен существительных Окончание -Е пишется в существительных 1-го склонения в дательном.
Я иду в 5 класс ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Глагол
Русский язык начальные классы Работа над ошибками (памятка)
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Транксрипт:

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, Правила по русскому языку для начальных классов

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, Гласные буквы Согласные звуки Фонетический разбор слова Парные согласные на конце слова Безударные гласные в корне слова Запомни! Жи-ши,ча-ща, чу-щу! Прописная буква Состав слова Запомни! -чк-, -чн-, -нч-, -нщ-, -рщ- Правописание приставок Приставки и предлоги Части речи Имя существительное Падежи имён существительных Три склонения имён существительных Род имён прилагательных Число имён прилагательных Неопределённая форма глагола Изменение глаголов по временам Изменение глаголов по числам и лицам Спряжение глаголов Личные окончания глаголов Местоимение Наречие Имя числительное Союз Виды предложений Члены предложений СОДЕРЖАНИЕ

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, Данное пособие содержит все основные правила по русскому языку и составлено таким образом, чтобы было легче и интереснее усвоить школьную программу.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, Гласные буквы Их 10: А Е Ё И О У Ы Э Ю Я А О У Ы Э – эти гласные обозначают твёрдость согласных звуков. И – обозначает мягкость согласных звуков. Е Ё Ю Я – эти гласные обозначают мягкость согласных звуков. В начале слова, после ь или ъ, а также после другой гласной – обозначают два звука.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, Согласные звуки звонкие Б В Г Д Ж З Парные глухие П Ф К Т Ш С звонкие Л М Н Р Й Непарные глухие Х Ц Ч Щ Всегда твердые Ж Ш Ц Всегда мягкие Й Ч Щ Буквы Ь, Ъ звуков не обозначают, а обозначают мягкость или твердость согласной, после которой они стоят.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА Компью тер - [кампйутэр] К – [к] - согласный, твердый парный, глухой парный О – [а] - гласный, безударный М – [м] - согласный, твердый парный, звонкий непарный П –[п ] - согласный, мягкий парный, глухой парный Ь Ю –[й] – согласный, мягкий непарный, звонкий непарный [у] - гласный, ударный Т –[т] - согласный, твердый парный, глухой парный Е –[э] - гласный, безударный Р –[р] - согласный, твердый парный, звонкий непарный ____________ 9 букв, 9 звуков

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ПРАВОПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА В конце слов парные согласные надо писати так же, как они пишутся в однокоренных словах или в другом падеже перед гласной. ду – дубок лу – луговой ро – рога гру - грузить

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ Безударные гласные в корне проверяются ударением с ды – с а д ст на – стены з ма – зимний м ря – м о ре п ля – полек за - козы

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ЗАПОМНИ! ЖИ – ШИ пиши с буквой И мышь уж лыж ш на ЧА – ЩА пиши с буквой А дач туч свеч саранча ЧУ – ЩУ пиши с буквой У щ ка ч лок ч десна ч чудовище

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ЗАГЛАВНАЯ БУКВА Помни: пишутся всегда С большой буквы города, Реки, страны и моря… И фамилия твоя! страна Латвия город Рига река Даугава Балтийское море.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, СОСТАВ СЛОВА Корень – общая часть родственных слов. Приставка и суффикс - значимые части слов, образуют новые слова. Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении. Корень, приставка и суффикс – это основа.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ЗАПОМНИ! В сочетаниях ЧК ЧН НЧ НЩ РЩ мягкий знак не пишется. ночка каменщик спорщик Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными Е Ё И Ю Я платие ручьи обезьяна Разделительный твердый знак пишется после приставки, оканчивающейся на согласную перед гласными Е Ё Ю Я подъезд подъем объяснение

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК Приставки без- воз- фз- из- низ- раз- чрез- через- пишутся перед гласными и звонкими согласными. фзлет безводный раздавати Приставки бес- вос- вс- ис- нис- рас- чрез- через- пишутся перед глухими согласными. воспитание вспомнить испугати

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК И ПРЕДЛОГОВ Приставка – это часть слова и пишется слитно! Предлог – это часть речи и пишется отдельно! С глаголами предлоги не употребляются! Ребята на правились на прогулку.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ЧАСТИ РЕЧИ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Обозначает признак предмета. ГЛАГОЛ отвечает на вопрос что делати? что сделати? Обозначает действие предмета. МЕСТОИМЕНИЕ указывает на предметы, но не называет их.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ мужской род – он мой – лев женский род – она моя – кошка средний род – оно моё – животное ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ единственное число – берёза, арбуз множественное число – берёзы, арбузы

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ПАДЕЖИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Название падежа Вспомогательны е слова Падежные вопросы Предлоги И. п.естькто? что? Р. п.неткого? чего? без, возле, до, из, около, от, подле, с, у Д. п.дати подойти к кому? чему? к, по В. п.вижу кого? что? под, за, про, через, в, на Т. п.доволенкем? чем? за, между, над, под, СП.говорить о ком? о чем? в, о, об, на, при

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПЕРВОЕ СКЛОНЕНИ Е МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД - А, - Я ЮНОША ДЯДЯ ПТИЦА ЗЕМЛЯ ВТОРОЕ СКЛОНЕНИ Е МУЖСКОЙ РОД СРЕДНИЙ РОД - - О, - Е ОТЕЦ ДЕНЬ ЗЕРНО СЧАСТЬЕ ТРЕТЬЕ СКЛОНЕНИ Е ЖЕНСКИЙ РОД - Ь ДОЧЬ РОЖЬ

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, РОД ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Род имён прилагательных определяется по роду имён существительных, с которыми они употребляются. Мужской род Узк ий переулок Нов ый урок Женский род Крупн ая рыба Древн яя история Средний род Прав ое плечо Красн ое солнце

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ЧИСЛО ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Число имён прилагательных определяется по числу имени существительного, с которым оно употреблено Число Род Единственное Множественное Мужской род спелый плод высокий потолок спелые плоды высокие потолки Женский род газовая плита синяя блузка газовые плиты синие блузки Средний род короткое расстояние летнее платие короткие расстояния летние платия

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно. Что сделал? - написал, выучил. Несовершенный вид – действие еще незакончено. Что делает? – пишет, учит. ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами пишется всегда отдельно: Не выучил.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ВРЕМЕНАМ Настоящее время Что делает? смотрит пилит рисует Прошедшее время Что делал? Что сделал? смотрел пилил рисовал Будущее время Что будет делати? Что сделал? будет смотреть посмотрит будет рисовати нарисует

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И ЛИЦАМ Лицо Число 1 – е лицо 2 – е лицо 3 – е лицо ЕдинственноеЯ Работ аю отдыха Ты Работа ешь отдыха Он, она,оно работает отдыха Множественное Мы Работа ем отдыха Вы Работа ете отдыха Они Работа ют отдыха

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ I спряжениеII спряжение Все глаголы на –еть, -ати, оть, -путь, -ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на –ить: брить, зиждиться, стелить Глаголы на –ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: гнати, дышати, держати, зависеть. Видеть, слышати и обидеть. А ещё терпеть, вертеть, Ненавидеть и смотреть.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ЛИЧНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ I спряжение II спряжение ед. ч. мн. ч ед. ч. мн. ч. - У (- Ю) - ЕМ - ЕШЬ - ЕТЕ - ЕТ - УТ (-ЮТ) - У (Ю) - ИМ - ИШЬ - ИТЕ - ИТ - АТ (-ЯТ)

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, МЕСТОИМЕНИЕ Местоимения указывают на предметы, признаки и качества, но не называют их. Личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они Указательные местоимения этот, это, эта, эти Вопросительные местоимения кто, что, какой, который, чей, сколько Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей Неопределенные местоимения кто-то, что-то, кто-нибудь, что-нибудь, кое-что, кое-кто

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Имена числительные обозначают количество или порядок предметов при счете. Числительные Количественные (пять книг) Порядковые (пятый этаж) Числительные Простые Сложные Составные Дробные (семь) (тридцати) (тридцати два) (три пятых)

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, НАРЕЧИЕ Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия или качество. Наречия, образованные от кратких прилагательных с приставками: На конце наречий после шипящих пишется Ь: настежь, прочь. (кроме: замуж, невтерпеж, уж). в-, за-, на- имеют на конце букву о до-, из-, с- имеют на конце букву а вправо налево издавна дотла

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, СОЮЗ Союзы – это служебные части речи,которые связывают однородные члены в составе простого предложения и простые предложения в составе сложного предложения. Взошло солнце и осветило все вокруг. Мальчик побежал за собакой, но не догнал ее. Видит око, да зуб неймет. В лесу растут грибы и ягоды.

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ По интонации Восклицательное Невосклицательное Мне подарили щенка!Мне подарили щенка. По цели высказывания Повествовательное ВопросительноеПобудительное На дворе прекрасная погода. Почему вы не гуляете? Идите скорее. По наличию второстепенных членов Нераспространённое Распространённое Весна пришла.Пришла долгожданная весна

Лазарева Лидия Андреевна, учитель начальных классов, Рижская основная школа «ПАРДАУГАВА», Рига, 2009, ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главные Подлежащее Сказуемое Кто? Что? (существительное, местоимение) Что делает? (глагол) мальчикрисует Второстепенные Определение ДополнениеОбстоятельство прилагательноесущест-оенаречие, сущ-ое Я читаю интересную книгу. Я встретил друга.Мы пошли быстро.