Подходы к оценке эффективности использования электронных средств обучения в урочной и внеурочной деятельности
Тенденции развития школьного образования в информационном обществе Внедрение компьютерных технологий стало неотъемлемой частью преподавания в современной школе. Спектр учебных материалов значительно расширился: наряду с полиграфическими изданиями все чаще стали использовать электронные ресурсы. Результатом ускоряющегося процесса информатизации стала значительная насыщенность школы обширными медиатеками разнообразных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Использование предметно-ориентированных программно-методических комплексов демонстрирует их превосходство в сравнении с другими средствами познания.
Проблемы школьного образования в информационном обществе Реальное использование потенциала электронных ресурсов в каждодневном образовательном процессе школы все еще остается недостаточным. Слабая адаптация имеющихся ЭОР к школьному курсу, основанному на учебно-методических комплексах (УМК). Недостаточная готовность педагогов к использованию средств ИКТ в полном объеме. Отсутствие системы развивающего обучения для педагогов: перехода от базовой ИКТ-компетентности педагога до уровня педагогической ИКТ-компетентности.
Проблемы школьного образования в информационном обществе Реальное использование потенциала электронных ресурсов в каждодневном образовательном процессе школы все еще остается недостаточным. Слабая адаптация имеющихся ЭОР к школьному курсу, основанному на учебно-методических комплексах (УМК). Недостаточная готовность педагогов к использованию средств ИКТ в полном объеме. Отсутствие системы развивающего обучения для педагогов: перехода от базовой ИКТ-компетентности педагога до уровня педагогической ИКТ-компетентности.. Отсутствие измерителей и четких критериев эффективности использования ИКТ в школьной практике.
Проблемы школьного образования в информационном обществе Отсутствие измерителей и четких критериев эффективности использования ИКТ в школьной практике.
Основные вопросы Что можно считать "уроком с применением ЦОР/ЭОР"? Правильно или неправильно с методической точки зрения учитель использует электронный учебный продукт или новую информационную технологию на уроке? Как оценить качество электронного учебного продукта, его соответствия дидактическим принципам и научно- методическим требованиям? Насколько правомерно, уместно и методически обоснованно включение учителем тех или иных ЭОР в различные этапы урока? Имеется ли положительный эффект от применения данного ЭОР на данном уроке в выбранной форме?
Цели Разработка четкой системы объективных количественных критериев оценки эффективности использования ИКТ для ускорения процесса информатизации современной школы. Задача Создать систему критериев оценки эффективности применения средств ИКТ, которая позволит: определять правомерность и методическую обоснованность включения ЭОР в различные этапы урока; оценивать качество электронного продукта и итоговую эффективность его применения; выявлять передовой опыт, инновационные методические решения в области применения ИКТ; определять результативность материальных затрат на повышение ИКТ-оснащенности ОУ; сопоставлять между собой достижения в области применения ИКТ как отдельных педагогов, так и ОУ в целом.
Система критериев эффективности использования средств ИКТ в ОУ 1. Система критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ в урочной и внеурочной деятельности. 2. Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ.
Система критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ в процессе урока 3. Результативность использования ИКТ на уроке (max=24 баллов). 3. Результативность использования ИКТ на уроке (max=24 баллов). 3. Результативность использования ИКТ на занятии. Система критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ 1. Критерии методической оценки занятия с применением ИКТ. 2. Основные критерии оценки эффективности применения ИКТ на занятии. 4. Оценка качества и эффективности ЭОР, используемых в процессе занятия. Все критерии (около 100) разделены на четыре группы:
1. Критерии методической оценки занятия с применением ИКТ Методическая обоснованность и целесообразность использования в процессе занятия средств ИКТ: интерактивной доски; интерактивной презентации; видеоматериалов; электронного тестирования. Соблюдение основных дидактических принципов обучения при применении средств ИКТ: системность, последовательность; доступность; дифференцированность; научность; проблемность; наглядность. Тип методики использования ИКТ на этапах занятия: ЭОР как источник дополнительной информации; адаптированная методика; авторская методика. Методическая оценка целесообразности применения ИКТ на занятии: в соответствии с целями и задачами урока; органичность включения; перераспределение времени; визуализация и эстетика; соответствие возрастным особенностям. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при использовании ИКТ на уроке, соответствие гигиеническим нормам: временного регламента, ЭОР, характеристик интерактивного комплекса, ИКТ-рабочих мест.
2. Основные критерии эффективности применения ИКТ Применение средств ИКТ к основным компонентам образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация. Разнообразие видов ЭОР, применяемых в процессе занятия: демонстрационно-энциклопедические программы, презентации; обучающие программы, лабораторные работы; интерактивные задания; компьютерное моделирование; тестирование, контролирующие программы. Уровень и эффективность использования педагогических инструментов ИКТ: интерактивность; мультимедиа; моделинг; коммуникация; производительность. Выполнение условий эффективного обучения с применением ИКТ: разнообразие форм, методов; рациональность методов, приемов и средств обучения; управляемость учебного процесса; систематизация и интеграция знаний; сочетание индивидуальной и групповой работы; повышении плотности урока; повышение привлекательности учебного материала; тестирование; стимулирование самостоятельной работы. Принцип информационного взаимодействия, диалоговый характер обучения: активная позиция обучающегося; формирование мотивации ученика к самообразованию; уровень коммуникации учитель - ученик и учеников между собой; уровень сотрудничества.
3. Результативность применения ИКТ Критерии положительного эффекта от использования ИКТ, повышения качества учебного процесса: уровень усвоения материала; уровень познавательной активности и степень интереса учащихся; практическое применение знаний; формирование положительной мотивации; уровень формирования информационной культуры учащихся Оценка уровня ИКТ-компетентности учащихся: владение ИКТ средствами; способность находить информацию; успешность усвоения материала; умение самостоятельно ориентироваться в материале; умение правильно выбирать средства ИКТ Использование систем самоанализа учащимися степени успешности усвоения учебного материала на уроке, применение методов тестирования, организация само отслеживания учащимися процесса понимания учебного материала: использование карты анализа учебного занятия; уровень оценки учащимися степени эффективности усвоения учебного материала урока.
4. Оценка качества и эффективности используемых ЭОР Выполнение основных дидактических принципов в ЦОР/ЭОР: оптимальный объем; доступность; научность; разнообразие форм; занимательность; эстетичность; динамичность; учет особенности восприятия информации с экрана. Формы взаимодействия пользователя с ЦОР/ЭОР: условно-пассивные; активные; деятельностные; исследовательские Требования к общим характеристикам используемых ЦОР/ЭОР: соответствие возрастным и психологическим особенностям; валидность и надёжность; развитие способностей обучающихся; диалогичность; адаптивность и вариабельность; инструментальность и технологичность. Требования к структуре используемых ЦОР/ЭОР: полнота структуры; ясность, логичность, рациональность построения и изложения; лаконичность изложения; понятная и удобная навигация; разнообразие форм представления информации; соблюдение принципа разумной достаточности. Требования к оформлению и дизайну используемых ЦОР/ЭОР: единство и выдержанность стиля; гармоничность и эстетичность дизайна; эргономичность и учет законов восприятия; умеренность в использовании анимации, эффектов и украшений.
ЭТАПЫ получения комплексной оценки урока по эффективности применения средств ИКТ 17 Получение суммарной оценки по всем разделам комплексная оценка урока (в % от 100 баллов), всесторонне отражающая методический уровень, эффективность и результативность использования средств ИКТ. По каждому критерию уроку даётся оценка (в интервале от 0 до 1): - на основании экспертных оценок; - по результатам контрольного тестирования; - по системам саморефлексии учащихся. Суммирование оценок по каждому разделу (с одинаковым или разным весом, в зависимости от значимости критерия).
Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ 3. Использование средств ИКТ в методической работе. 3. Использование средств ИКТ в методической работе. 3. Использование средств ИКТ в методической работе. 1. Общий уровень оснащенности средствами ИКТ и информатизации ОУ. 1. Общий уровень оснащенности средствами ИКТ и информатизации ОУ. 2. Использование средств ИКТ в учебном процессе ОУ. 2. Использование средств ИКТ в учебном процессе ОУ. 4. Использование средств ИКТ в управлении ОУ. 4. Использование средств ИКТ в управлении ОУ. Все критерии (около 60) разделены на четыре группы:
Примерная схема анализа и оценки урока с применением ИКТ Определяются этапы урока с использованием ИКТ. Анализируется деятельность учителя по критериям. Анализируется влияние использования ИКТ на выполнение плана урока; достижение целей урока; повышение эффективности и качества обучения.
Дополнительные критерии оценки урока Уместность применения ПК, по сравнению с традиционным уроком. Степень самостоятельности педагога при работе с ПК. Степень самостоятельности работы учащихся при работе с ПК. Степень интерактивности предложенного ресурса.
21