Подходы к оценке эффективности использования электронных средств обучения в урочной и внеурочной деятельности 24.04.201424.04.2014.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Критерии эффективности использования средств информационно- коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном учреждении "Информационные технологии в.
Advertisements

Комплексная оценка электронных образовательных ресурсов.
« интерактивный» « информационный» Верно ли утверждение?
Анализ современного урока. Современный урок Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Анализ применения ИКТ- технологий на уроке Детская природа требует наглядности К.Д. Ушинский.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
Использование информационно- коммуникативных технологий в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО МБОУ «Основная общеобразовательная Обуховская.
Анализ современного урока. Современный урок "Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Проблемно- ориентированный анализ урока МОУ Гимназия г. Обнинска 2008 г.
Тема Применение ИКТ на уроках немецкого языка как средство развития мотивации учащихся.
Современный урок как показатель эффективности методической системы учителя.
Информационные технологии в образовании.. Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные.
Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
LOGO Цели педагогического совета Создание условий для: осознания целей информационной деятельности, принципов ИКТ, их возможностей и технологических средств;
В свете требований ФГОС. обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
БЕЗ ГЕОГРАФИИ ВЫ НИГДЕ Учитель географии высшей категории Шевченко Р.Л.
Транксрипт:

Подходы к оценке эффективности использования электронных средств обучения в урочной и внеурочной деятельности

Тенденции развития школьного образования в информационном обществе Внедрение компьютерных технологий стало неотъемлемой частью преподавания в современной школе. Спектр учебных материалов значительно расширился: наряду с полиграфическими изданиями все чаще стали использовать электронные ресурсы. Результатом ускоряющегося процесса информатизации стала значительная насыщенность школы обширными медиатеками разнообразных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). Использование предметно-ориентированных программно-методических комплексов демонстрирует их превосходство в сравнении с другими средствами познания.

Проблемы школьного образования в информационном обществе Реальное использование потенциала электронных ресурсов в каждодневном образовательном процессе школы все еще остается недостаточным. Слабая адаптация имеющихся ЭОР к школьному курсу, основанному на учебно-методических комплексах (УМК). Недостаточная готовность педагогов к использованию средств ИКТ в полном объеме. Отсутствие системы развивающего обучения для педагогов: перехода от базовой ИКТ-компетентности педагога до уровня педагогической ИКТ-компетентности.

Проблемы школьного образования в информационном обществе Реальное использование потенциала электронных ресурсов в каждодневном образовательном процессе школы все еще остается недостаточным. Слабая адаптация имеющихся ЭОР к школьному курсу, основанному на учебно-методических комплексах (УМК). Недостаточная готовность педагогов к использованию средств ИКТ в полном объеме. Отсутствие системы развивающего обучения для педагогов: перехода от базовой ИКТ-компетентности педагога до уровня педагогической ИКТ-компетентности.. Отсутствие измерителей и четких критериев эффективности использования ИКТ в школьной практике.

Проблемы школьного образования в информационном обществе Отсутствие измерителей и четких критериев эффективности использования ИКТ в школьной практике.

Основные вопросы Что можно считать "уроком с применением ЦОР/ЭОР"? Правильно или неправильно с методической точки зрения учитель использует электронный учебный продукт или новую информационную технологию на уроке? Как оценить качество электронного учебного продукта, его соответствия дидактическим принципам и научно- методическим требованиям? Насколько правомерно, уместно и методически обоснованно включение учителем тех или иных ЭОР в различные этапы урока? Имеется ли положительный эффект от применения данного ЭОР на данном уроке в выбранной форме?

Цели Разработка четкой системы объективных количественных критериев оценки эффективности использования ИКТ для ускорения процесса информатизации современной школы. Задача Создать систему критериев оценки эффективности применения средств ИКТ, которая позволит: определять правомерность и методическую обоснованность включения ЭОР в различные этапы урока; оценивать качество электронного продукта и итоговую эффективность его применения; выявлять передовой опыт, инновационные методические решения в области применения ИКТ; определять результативность материальных затрат на повышение ИКТ-оснащенности ОУ; сопоставлять между собой достижения в области применения ИКТ как отдельных педагогов, так и ОУ в целом.

Система критериев эффективности использования средств ИКТ в ОУ 1. Система критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ в урочной и внеурочной деятельности. 2. Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ.

Система критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ в процессе урока 3. Результативность использования ИКТ на уроке (max=24 баллов). 3. Результативность использования ИКТ на уроке (max=24 баллов). 3. Результативность использования ИКТ на занятии. Система критериев оценки эффективности применения учителем средств ИКТ 1. Критерии методической оценки занятия с применением ИКТ. 2. Основные критерии оценки эффективности применения ИКТ на занятии. 4. Оценка качества и эффективности ЭОР, используемых в процессе занятия. Все критерии (около 100) разделены на четыре группы:

1. Критерии методической оценки занятия с применением ИКТ Методическая обоснованность и целесообразность использования в процессе занятия средств ИКТ: интерактивной доски; интерактивной презентации; видеоматериалов; электронного тестирования. Соблюдение основных дидактических принципов обучения при применении средств ИКТ: системность, последовательность; доступность; дифференцированность; научность; проблемность; наглядность. Тип методики использования ИКТ на этапах занятия: ЭОР как источник дополнительной информации; адаптированная методика; авторская методика. Методическая оценка целесообразности применения ИКТ на занятии: в соответствии с целями и задачами урока; органичность включения; перераспределение времени; визуализация и эстетика; соответствие возрастным особенностям. Соблюдение санитарно-гигиенических норм при использовании ИКТ на уроке, соответствие гигиеническим нормам: временного регламента, ЭОР, характеристик интерактивного комплекса, ИКТ-рабочих мест.

2. Основные критерии эффективности применения ИКТ Применение средств ИКТ к основным компонентам образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация. Разнообразие видов ЭОР, применяемых в процессе занятия: демонстрационно-энциклопедические программы, презентации; обучающие программы, лабораторные работы; интерактивные задания; компьютерное моделирование; тестирование, контролирующие программы. Уровень и эффективность использования педагогических инструментов ИКТ: интерактивность; мультимедиа; моделинг; коммуникация; производительность. Выполнение условий эффективного обучения с применением ИКТ: разнообразие форм, методов; рациональность методов, приемов и средств обучения; управляемость учебного процесса; систематизация и интеграция знаний; сочетание индивидуальной и групповой работы; повышении плотности урока; повышение привлекательности учебного материала; тестирование; стимулирование самостоятельной работы. Принцип информационного взаимодействия, диалоговый характер обучения: активная позиция обучающегося; формирование мотивации ученика к самообразованию; уровень коммуникации учитель - ученик и учеников между собой; уровень сотрудничества.

3. Результативность применения ИКТ Критерии положительного эффекта от использования ИКТ, повышения качества учебного процесса: уровень усвоения материала; уровень познавательной активности и степень интереса учащихся; практическое применение знаний; формирование положительной мотивации; уровень формирования информационной культуры учащихся Оценка уровня ИКТ-компетентности учащихся: владение ИКТ средствами; способность находить информацию; успешность усвоения материала; умение самостоятельно ориентироваться в материале; умение правильно выбирать средства ИКТ Использование систем самоанализа учащимися степени успешности усвоения учебного материала на уроке, применение методов тестирования, организация само отслеживания учащимися процесса понимания учебного материала: использование карты анализа учебного занятия; уровень оценки учащимися степени эффективности усвоения учебного материала урока.

4. Оценка качества и эффективности используемых ЭОР Выполнение основных дидактических принципов в ЦОР/ЭОР: оптимальный объем; доступность; научность; разнообразие форм; занимательность; эстетичность; динамичность; учет особенности восприятия информации с экрана. Формы взаимодействия пользователя с ЦОР/ЭОР: условно-пассивные; активные; деятельностные; исследовательские Требования к общим характеристикам используемых ЦОР/ЭОР: соответствие возрастным и психологическим особенностям; валидность и надёжность; развитие способностей обучающихся; диалогичность; адаптивность и вариабельность; инструментальность и технологичность. Требования к структуре используемых ЦОР/ЭОР: полнота структуры; ясность, логичность, рациональность построения и изложения; лаконичность изложения; понятная и удобная навигация; разнообразие форм представления информации; соблюдение принципа разумной достаточности. Требования к оформлению и дизайну используемых ЦОР/ЭОР: единство и выдержанность стиля; гармоничность и эстетичность дизайна; эргономичность и учет законов восприятия; умеренность в использовании анимации, эффектов и украшений.

ЭТАПЫ получения комплексной оценки урока по эффективности применения средств ИКТ 17 Получение суммарной оценки по всем разделам комплексная оценка урока (в % от 100 баллов), всесторонне отражающая методический уровень, эффективность и результативность использования средств ИКТ. По каждому критерию уроку даётся оценка (в интервале от 0 до 1): - на основании экспертных оценок; - по результатам контрольного тестирования; - по системам саморефлексии учащихся. Суммирование оценок по каждому разделу (с одинаковым или разным весом, в зависимости от значимости критерия).

Система показателей оценки эффективности использования средств ИКТ в деятельности ОУ 3. Использование средств ИКТ в методической работе. 3. Использование средств ИКТ в методической работе. 3. Использование средств ИКТ в методической работе. 1. Общий уровень оснащенности средствами ИКТ и информатизации ОУ. 1. Общий уровень оснащенности средствами ИКТ и информатизации ОУ. 2. Использование средств ИКТ в учебном процессе ОУ. 2. Использование средств ИКТ в учебном процессе ОУ. 4. Использование средств ИКТ в управлении ОУ. 4. Использование средств ИКТ в управлении ОУ. Все критерии (около 60) разделены на четыре группы:

Примерная схема анализа и оценки урока с применением ИКТ Определяются этапы урока с использованием ИКТ. Анализируется деятельность учителя по критериям. Анализируется влияние использования ИКТ на выполнение плана урока; достижение целей урока; повышение эффективности и качества обучения.

Дополнительные критерии оценки урока Уместность применения ПК, по сравнению с традиционным уроком. Степень самостоятельности педагога при работе с ПК. Степень самостоятельности работы учащихся при работе с ПК. Степень интерактивности предложенного ресурса.

21